Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 40 (319) от 13.10.2005

 

От правительства требуют денег (Александр СВЕШНИКОВ)

Тепло будет не у всех (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Трупы в Малыковке (Сергей ЛЮБИМОВ)

Конфликт на психической почве (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Страсти по юрфаку (Александр КРУТОВ)

Выборы прошли — и хорошо (Александр СВЕШНИКОВ)

Наперегонки с правосудием (Сергей ЛЮБИМОВ)

Андрей Кураев: “Мы теряем дар православия” (Елена НАЛИМОВА)

В будущее — по висячему мосту (Ирина КАБАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Буря в стакане воды

Конфликт в Театре русской комедии зиждется на разграничении властных полномочий директора и худрука

Ирина КАБАНОВА

"Рай в театре невозможен, но надо сделать так, чтобы в нем не было ада". Эти слова директора театра им. Вахтангова И. Тартаковского следовало бы вывесить на каждой двери в помещениях саратовского Театра русской комедии, где в последнее время чаще занимаются не искусством, а выяснением отношений. Самое интересное то, что ад служители Мельпомены создали себе сами и на пустом месте.

В 1998 году администрацией Саратова было издано постановление о создании муниципального учреждения культуры "Саратовский городской театр русской комедии", как сказано в документе, "с целью удовлетворения духовных потребностей населения в сценическом искусстве". С тех пор духовные потребности горожан, по-видимому, удовлетворились полностью — сегодня зрителей в театре можно пересчитать по пальцам, а иногда спектакли отменяются по причине отсутствия таковых.

За 7 лет своего существования театр успел поменять не только свой статус на государственный областной, но и шестерых директоров. Считалось, причина такой текучки руководящих кадров в том, что художественный руководитель театра Елена Кокушкина и очередной директор не находят общего языка. Конечно, театр — особый организм, где худрук и администратор-хозяйственник уживаются не всегда. Однако состояние перманентного конфликта в театре — явление слишком нездоровое, чтобы списывать его на специфику творческого процесса.

Против кого дружим?

Когда создавался театр, его устав давал худруку довольно широкие полномочия. К примеру, если с худруком заключал договор учредитель, то есть министерство культуры, то директора принимал на работу непосредственно худрук — соответственно, тот ему подчинялся. Другой пример. Пункт 5.2 статьи "Управление театром" прежнего устава гласит: "Руководство деятельностью театра осуществляется Художественным руководителем, с которым Учредитель заключает трудовой договор". И тут же — следующий пункт: "Всей творческой деятельностью театра руководит Художественный руководитель театра". Если подразумевать под словосочетанием "творческая деятельность" разработку репертуарной политики и постановку спектаклей, то слово "деятельность", указанное в предыдущем пункте, может означать все остальное, вплоть до финансов. Таким образом, общее руководство театром осуществлялось худруком, а директор нес ответственность за его решения, в том числе финансовые. Не это ли являлось причиной столь быстрой смены директоров? В 2004 году согласно пункту №13 постановления областного правительства от 23 марта о приведении уставов учреждений культуры в соответствие с нормативами минкульт изменил устав театра и разграничил полномочия между худруком, которому было оставлено руководство творческой деятельностью, и директором, который отныне отвечал за финансово-хозяйственную часть. Директором в это время была Ирина Овчинникова, которая знала механику театра и навела порядок в бухгалтерии, административном аппарате, производственных цехах. Однако на посту директора Ирина Петровна пробыла недолго — Елена Кокушкина обратилась к министру культуры с просьбой сменить директора, предложив при этом кандидатуру, которая устроила бы ее, и сказала, что так будет лучше для театра. Как говорит теперь Михаил Аркадьевич, он уступил доводам художественного руководителя, о чем впоследствии сожалел, поскольку театру лучше не стало. Был назначен новый директор, однако не тот, кого ожидала худрук, а Татьяна Рыцарева — опытный человек с ВГИКовским образованием. Конфликт разгорелся с новой силой, а министр культуры стал для худрука врагом номер один.

Рыцарева попыталась найти общий язык с Кокушкиной. Однако отказ участвовать в "военных действиях" против Брызгалова был расценен как отказ действовать сообща. "С третьего дня меня начали увольнять, — говорит Татьяна Евгеньевна. — На меня пишут жалобы, одна проверка сменяет другую, а общаемся с Еленой Арсеньевной мы на уровне служебных записок. Разве это нормально?"

Виноваты все

Две недели назад Елена Кокушкина собрала пресс-конференцию, на которой присутствовали и поддерживающие ее актеры труппы, разделившейся в этом конфлике на два лагеря. Обличительные речи Елены Арсеньевны и актеров сводились к тому, что нынешний директор театра Татьяна Рыцарева, руководство Областного центра народного творчества (в народе — ДК "Техстекло"), где находится театр, и, наконец, министр культуры Михаил Брызгалов "не дают театру работать". Минкульт, кроме всего прочего, оказался виновен в том, что, выкупив здание бывшего ДК "Техстекло", отдал его в распоряжение не театру, а центру творчества, где активно ведется кружковая работа и проходят смотры художественной самодеятельности; руководство центра — в том, что не дает сцену для репетиций, прикрываясь ремонтными работами, из-за чего открытие сезона отодвинуто с 20 октября на 20 ноября, а директору театра было предъявлено множество обвинений, начиная от нарушений трудового законодательства и заканчивая срывом премьер из-за недофинансирования. На вопрос журналистов, почему на пресс-конференции не присутствует директор, был получен ответ: "Мы не раз приглашали ее, но она отказывается". Рыцарева, со своей стороны, утверждает, что не была предупреждена о предстоящем мероприятии и готова к нему не была, а кроме того, одновременно с пресс-конференцией в ее кабинете проходила проверка документации, с которой, естественно, она уйти не могла. Таким образом, журналистам пришлось довольствоваться мнением одной стороны. Вот как описала ситуацию художественный руководитель театра Елена Кокушкина:

— Сложная ситуация в театре была создана искусственно. У нас нет текучки кадров, мы никогда не получали замечаний от министерства культуры. Однако министра культуры Брызгалова не устраивает административно-хозяйственная деятельность театра, устав изменен так, что художественная и творческая деятельность театра зависит от администратора-хозяйственника. А директор не считает нужным ставить тот или иной спектакль и отказывается выпустить приказ о том, чтобы приступить к постановке.

Текучки действительно нет, поскольку не хватает кадров — молодые актеры с профессиональным образованием работать сюда не идут. Что касается отказа директора издать приказ, то согласно театральным правилам прежде чем приступить к репетициям, необходимо утвердить смету. Для чего представить худсовету и директору экспликацию спектакля, в которой подробно расписывается его оформление, вплоть до того, из чего будут сделаны декорации, предлагаются эскизы костюмов с указанием метража и типа тканей, график выпуска спектакля. В служебной записке худрука с просьбой утвердить смету спектакля "Ревизор" и выпустить приказ о начале репетиций присутствует лишь перечисление необходимой бутафории и костюмов с проставленной напротив суммой. По словам Татьяны Евгеньевны, под такую записку никто денег не даст. Вот и получается, что выпустить приказ о начале репетиций нельзя — нет оснований. Возникает резонный вопрос: почему худрук не оформляет документацию как положено? Возможно, это связано с тем, что Елена Арсеньевна не имеет специального театрального образования.

Зрители голосуют ногами

В докладе Татьяны Рыцаревой об итогах сезона 2004 года сказано, что годовая норма театра в 280 спектаклей выполнена не была. К примеру, в дни школьных каникул сложилась ситуация вынужденного простоя из-за позднего представления в минкульт репетиционного плана на декабрь — задержка печати афиш, расклейки их по городу обернулась потерей зрителей. Крайне низкая заполняемость зала объясняется тем, что весь репертуар театра отсмотрен давным-давно, новые спектакли появляются один-два раза в год, при том что нормальная практика в театрах — по меньшей мере, 4 премьеры за сезон. В Театре русской комедии, где, случается, спектакли репетируют больше года, такое вряд ли возможно. Можно, конечно, сослаться на творческий процесс, какой-нибудь особый режиссерский подход, но театр, в зале которого сидят пять человек, не может себе такого позволить.

Факты на сегодняшний день таковы: в 2002 году были выпущены "Самоубийца" Н. Эрдмана, в 2003-м — "Ну просто цирк!" по С. Михалкову, "Что тот солдат, что этот" по Б. Брехту и "Номер на двоих" Ф. Вебера, в 2004-м — "Сон в Иванову ночь" по У. Шекспиру. Детских спектаклей всего два, и расширять детский репертуар Кокушкина не намерена: по ее словам, "актеры, играющие драму, не могут выходить на сцену в колпаках клоунов". Одной из главных причин недостаточного обновления репертуара Елена Арсеньевна считает недофинансирование. Однако Михаил Брызгалов утверждает, что театр профинансирован на 100 процентов. "Надо отдать должное Елене Арсеньевне в том, что она сумела создать театр, — говорит бывший директор Ирина Овчинникова. — Однако в том виде, в котором он существует сегодня, он не соответствует статусу государственного".

Актеры на пресс-конференции дружно говорили: хотим работать. Может, стоит обратиться с этим заявлением к собственному худруку?

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |