Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 40 (319) от 13.10.2005

 

От правительства требуют денег (Александр СВЕШНИКОВ)

Тепло будет не у всех (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Трупы в Малыковке (Сергей ЛЮБИМОВ)

Конфликт на психической почве (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Страсти по юрфаку (Александр КРУТОВ)

Выборы прошли — и хорошо (Александр СВЕШНИКОВ)

Наперегонки с правосудием (Сергей ЛЮБИМОВ)

В будущее — по висячему мосту (Ирина КАБАНОВА)

Буря в стакане воды (Ирина КАБАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Андрей Кураев: “Мы теряем дар православия”

Елена НАЛИМОВА

Одним из самых заметных гостей прошедшей недавно в нашем городе исламской конференции был дьякон Андрей Кураев — богослов, лектор, активно пропагандирующий православие. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с ним.

— Отец Андрей, ваш приезд и ваши лекции в Саратове приурочены к празднованию 625-летия Куликовской битвы. Однако дата это не круглая. В чем, по-вашему, значимость этого исторического эпизода для сегодняшней России?

— Это не была последняя битва, военное значение победы на Куликовом поле ничтожно. Но значение ее находится в другой области, в области самосознания. Куликовская битва — это скорее событие в идеологии русского народа. Ключевский, который еще в XIX столетии задумывался над этим феноменом, сказал так: "Освобождение русской земли было бы невозможно без Куликовской битвы, а Куликовская битва была бы невозможна без Сергия Радонежского. Потому что житие преподобного Сергия — человека с очевидной святостью, его явление здесь, на нашей земле, из нашей родни, на наших глазах, было знамением того, что время гнева Божия над Русью прошло". Нашествие монголо-татар воспринималось как орудие Божьего гнева, проповедники Киевской Руси говорили: "Это за наши грехи, за раздоры, за нарушение заповедей Божьих". И явление нового святого было воспринято как явление Божьей милости. Еще и потому, что все святые до этого времени были иностранцы — греки, египтяне, евреи, и вдруг появился русский святой, именно это чрезвычайно важно. Я этим летом был в Улан-Уде, в Бурятии, и беседовал там с настоятелем буддийского монастыря. И он, с совершенно понятной для меня радостью и гордостью, говорил: "Мы сейчас нашли останки ламы Итягилова, это потрясающе, это очень важно для нас! Нашими учителями в буддизме всегда были тибетцы, а они к нам, бурятам, с презрением относятся, а тут такое очевидное чудо, с нашим, бурятским ламой! Теперь тибетцы приезжают на бурятскую землю, чтобы ему поклониться". Я прекрасно его понимаю и сразу вспоминаю, что Ключевский писал о Сергии Радонежском и русском народе. Затем, конечно, не стоит забывать о том, что военная победа имеет чрезвычайную важность для людей в любую эпоху, а сегодня это особенно актуально. Во время перестройки нам все время напоминали о болевых точках, говорили, что где было плохо, а вот сейчас маятник качнулся в другую сторону. Для сохранения психического равновесия в народной душе очень важно помнить о вершинах и светлых минутах в истории русского духа, и Куликовская битва — одно из таких событий.

— Сегодня популярна теория, согласно которой Куликовское сражение было одним из эпизодов гражданской войны в Золотой Орде и, по сути, являлось внутренней разборкой двух ханов — Тохтамыша и Мамая. На обеих сторонах воевали монголо-татары, поэтому не стоит делать национальных акцентов. Что вы об этом думаете?

— В этом есть своя правда. Скажем, выступление князя Дмитрия было бы невозможно, если бы он не знал, что Мамай в глазах монголо-татар отнюдь не является законным правителем, потому что он не чингизит, а значит, не может быть ханом. Он темник, в отличие от хана Тохтамыша, который являлся чингизидом. Что касается участия монголо-татар на стороне русского войска, я не знаю, есть ли такие сведения. Недавно я читал статью археологов, которые работали на Куликовом поле. Они полагают, что масштабы сражения сильно преувеличены; судя по раскопкам, можно предполагать, что с каждой стороны было от трех до пяти тысяч воинов. Это были воины-профессионалы — конники, никакого ополчения не было. К тому же это была не единая битва, а череда кратковременных стычек. Но дело-то не в военной стороне! Понятно, что сколько бы Мамай не потерял на этом поле, за его спиной, на невообразимых просторах Азии, можно было найти новые тьмы, новые орды. Вопрос в том, как это событие запечатлелось в нашей национальной истории. Потому что историю делают люди, а люди живут в мире символов, в мире слов, идей. От того, что человек думает о себе, своих возможностях, своем призвании, зависит очень многое. Чтобы добиться чего-то, нужно иногда ставить перед собой непосильные задачи. Освободиться от ордынской зависимости в то время было заветной мечтой, и то, что просто дерзнули, уже хорошо.

— Судя по тому, что говорил президент на праздновании 1000-летия Казани, он сам является приверженцем этой исторической теории. Говорят даже, что Татарстан направил президенту России письмо, где говорится, что празднование в России юбилея Куликовской битвы оскорбляет национальные чувства татар…

— А я, например, не заметил на Куликовом поле ни Путина, ни российского премьер-министра и считаю это оскорблением своих национальных чувств. Патриарх там был, а президента не было, это очень странная уступчивость. Тем же, кто считает, что празднование юбилея Куликовской битвы оскорбляет чувства мусульман, татар, скажу: я могу понять вашу логику только при одном условии — если вы идентифицируете себя с Мамаем и его армией. И вот так, глядя в глаза, спросил бы: господин Шаймиев, вы считаете себя наследником дела Мамая? Я не думаю, что он скажет “да”.

— А все-таки, по-вашему, какой может быть модель сосуществования православия и ислама? Для Поволжья это более чем актуально.

— У меня нет готовых рецептов. В целом мне кажется, что шанс спокойного сосуществования могут дать две модели. Одна из них — редукция веры каждого из нас до уровня кухонных суеверий. Такая модель реально в деревнях, наверное, сейчас и есть — ты сюда ходишь, а я сюда, и вообще, на эту тему мы не беседуем, но при случае можем поменяться — ты мне дашь зуб Будды, а я с тобой поделюсь волоском из хвоста ишака, на котором Христос ехал в Иерусалим. Вот такой взаимообмен, когда вера остается абсолютно неосознаваемой, на уровне суеверий — все равно, где класть поклоны, перед чем. Это один вариант. Или же другой вариант, при котором возможно какое-то сосуществование — напротив, вершина богословского и общечеловеческого просвещения. А вот то, что в промежутке, чревато конфликтами. Поэтому я считаю, что очень важно заметить и оценить существование университетского братства. Вот, например, на сегодняшней встрече сидели профессора, с профессором от иудеев мне было очень легко найти общий язык. Потому что у нас есть общее пространство и общие навыки культуры университетского этикета, университетских отношений.

И мне кажется, что если в рамках университета появятся факультеты мусульманского богословия и христианского богословия, но при этом они не будут изолированы ни друг от друга, ни от общечеловеческой массы, если будут общие курсы, вплоть до общего общежития, может быть, общей столовой, то это со временем может дать нам особую психологию и некую массу просвещенного, университетски образованного духовенства. Это может быть противоядием от экстремизма.

— Тем не менее мусульмане сейчас значительнее активнее в социальной деятельности. Как относится православная церковь к этому процессу?

— Один саратовский житель, нерелигиозный, сказал мне: "У меня есть друзья и в церкви, и в мечети. Я бываю и там и там. Только вот что замечаю: в мечетях — мужчины, в храмах — женщины, в мечетях — молодые, в храмах — бабушки, мы проиграем". Так вот, если мы хотим паритетных отношений, чрезвычайно важно, чтобы церковь обратилась к мальчикам, к мужчинам, а для этого необходимо самой церкви осознать серьезность проблемы. То есть иногда кажется, что какая-то группа людей абсолютно нерелигиозна, но, простите, если люди не идут на твою проповедь, то, может быть, проблема в твоей проповеди, а не в уровне религиозных запросов этих людей? Для меня само возникновение ислама — это приговор Божий нашей церковной миссионерской пассивности. В течение столетий на границе Византийской империи жил народ, который, как оказалось, был потрясающе религиозно отзывчив и талантлив, до фанатизма. И при этом византийские миссионеры не шли туда, не проповедовали, не обращали внимания на духовные запросы этого народа. Это приговор нашей самодовольной византийскости. Мол, у нас есть красивые храмы, красивые богослужения, и больше нам ничего не надо. Точно то же самое повторяется сейчас с современной молодежью. Некоторые священники тешат себя благочестивыми отговорками, что молодежь извращенная, что они все слишком сексуально озабочены, все в современной музыке, все дебилы и к ним обращаться не стоит. А на самом деле тот же мусульманский опыт показывает, что можно обращаться. Обратите внимание: то, что молодежь есть в мечетях, никак не связано с самой службой. Модернизации самой службы не было!

Вот так должно быть и в православии: не надо трогать нашу молитву, традиции нашего богослужения. Пусть останется церковнославянский язык. Но за пределами храма должны быть встречи с молодежью. И разговор с ней на ее темы и на языке, интересном и понятном для нее. Сегодня церковь тратит немало сил на диалоги с миром ислама, с католиками, с наукой. Но не пора ли начать диалог с нашими собственным детьми и с их культурой?

— Я вот, например, не могу для себя понять, почему в мечети я вижу много молодых, красивых, современных людей, а когда прихожу в церковь, из молодых встречаю только, извините, каких-то малахольных личностей, с которыми мне общаться, честно говоря, не хочется.

— Вы знаете, один местный священник написал мне письмо, в котором высказал претензии к моей работе, и там были такие слова: "В книгах и выступлениях отца Андрея слишком мало плача, покаяния и сокрушения". До той поры, пока у нас вот это будет считаться формулой православия — "плач, покаяние и сокрушение", до той поры вы будете встречать в церкви только таких "малахольных личностей", о которых вы говорили. И жизнерадостная молодежь будет проходить мимо нас. Вот в чем беда — мы зачастую теряем сам дар православия, умение правильно славить Господа, радоваться своей вере, радоваться о Боге! Сейчас как раз Саратовская епархия издает мою книгу на эту тему, она будет называться "Неамериканский миссионер", и в ней этот комплекс проблем будет проговариваться.

— Вам принадлежит высказывание: "Церковь должна быть молодой с молодыми", но простите за обывательский вопрос, как она может быть таковой, если даже не живет с молодыми по одному календарю?

— Это вообще не проблема. Для молодого человека, по-моему, гораздо интереснее выпадать из своей привычной маски, колеи, календаря. Поэтому так популярны у молодежи виртуальные миры и ролевые игры. Так что это уж точно не аргумент. Напротив, я сейчас мечтаю, и мы это обязательно организуем, возможно, с движением "Наши", пикеты по всей стране 25 декабря, в защиту русского Рождества. Будем поздравлять католиков с их Рождеством, ну пусть, в конце концов, будет еще один праздник, ведь никто не комплексует из-за того, что у болгар и румын есть свой праздник весны.

— Я думаю, дело не в комплексах, а в том, что в традиционный праздник Новый год кушать нельзя — пост.

— Пересмотр религиозной традиции по кулинарным соображениям? Вот это уже точно признак конца света! Поменьше Макаревича смотрите… В конце концов, проблема яйца выеденного не стоит. Ну, нарушил ты пост на Новый год — так попостись на следующей неделе построже! Понятие о "компенсаторном посте" было уже в Ветхом завете.

— А почему епархиальные управления остаются во многом закрытыми для прессы, ведь СМИ — это тоже отражение общества, его интересов. Транслируется только ограниченный круг тем, например церковные праздники.

— Это, безусловно, не нормально.

— И последний вопрос, эта тема волнует всех: почему церковь не занимается благотворительностью?

— На самом деле занимается, просто не принято об этом трубить. Мы только вчера общались по этому поводу с отцом Дмитрием Полоховым, он рассказывал о своем приходе. Ну не принято об этом говорить, хотя действительно, масштабы не достаточны.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |