| К свежему номеру |
Конкурс Саратовский «Дебют»
Татьяна РАЙС На прошлой неделе в культурно-литературной жизни Саратова состоялось немаловажное событие – Пятый Всероссийский фестиваль поэзии «Дебют-Саратов». Координатором проекта стал известный в саратовских литературных кругах клуб «Дебют» и его бессменный лидер Михаил Богатов. В программе фестиваля присутствовали такие мероприятия, как творческий вечер поэта Ольги Седаковой и ее же открытая лекция на тему «Поэзия и мысль», которую можно было послушать всем желающим в XI корпусе СГУ. Игорь Сорокин в субботу в рамках фестиваля читал свои стихи в музее Федина. К слову, в последний раз поэт выступал с творческим вечером в стенах музея около 10 лет назад.
А открылся фестиваль он-лайн конференцией с петербургским поэтом, прозаиком и переводчиком Аркадием Драгомощенко, которая прошла в стенах Радищевского музея.
Конечно, были и сами литературные чтения в пятницу 15 апреля вечером в литературном кафе Натальи Шиндиной, а на следующий день в ресторации «Русский Век». В Саратов почитать стихи приехали авторы из Москвы, Тольятти, Самары, Нижнего Новгорода. Любителям поэзии можно было услышать таких авторов, как Алексей Кубрик, Алексей Прокопьев, Иван Ахметьев, Дмитрий Веденяпин, Дина Гатина… К сожалению, на их фоне большинство саратовских чтецов выглядело довольно бледно.
Для журналистов, чтобы не было им скучно, организовали отдельное мероприятие: круглый стол на тему «Обзор культурных событий Саратова в местных СМИ». На приглашение пообщаться, правда, журналисты ответили очень вяло. Не преувеличивая, попросту проигнорировали. Поэтому наболевшие вопросы о взаимодействии с прессой обсуждали в тесном «семейном» кругу. По утверждениям участников круглого стола, сейчас литературную жизнь Саратова окружает информационный вакуум. Сомневаться в утверждении, глядя на количество пришедших на мероприятие коллег по журналистскому ремеслу, было сложно.
«У нас нет литературной критики честной и порядочной, – сетовал на обсуждении писатель Николай Лубоцкий. – Мне, как автору, хотелось бы очень увидеть аналитическую, честную, умную статью. Увы. Я находил в Интернете обширные читательские отзывы. Какой-то дядечка, какая-то течечка пишут умнейшую развернутую критику на мои произведения. А в Саратове критических статей – ни одной».
«Проблема, которую мы сейчас здесь обсуждаем – это часть большой проблемы. Можно так сказать: невозможности в современной русской культуре положительного высказывания. Мы даже в обычной частной жизни с большим трудом находим слова, чтобы выразить похвалу. Но когда речь заходит о похвале чужому человеку – возникают проблемы. Критика и средства массовой информации всего лишь следствия этого комплекса. Мы с трудом принимаем позитивное высказывание, потому что мы привыкли, что если нас хвалят, это неспроста, – выражает мнение самарский гость фестиваля кандидат филологических наук Леонид Немцев. – И еще дело в том, что позитивные рецензии обычно печатаются в изданиях, которые ангажированы властью. Там, где нужно освещение мероприятия, организованного под правительственным флагом. Со стороны это читается: правительство организовало, правительство похвалило. Если в таком издании появится искренняя рецензия на событие, которое не ангажировано, в данной газете выглядеть оно будет точно так же».
«Выход возможен только один, – продолжил он. – У нас в русской действительности очень мало было за 200 лет существования русской литературы нормального освещения литературных событий. Первый, кто появился на этом поприще – это Белинский. То есть должен появиться человек неистовый, как Белинский, который будет считать своим долгом реагировать на литературные события. Положительно или отрицательно – это уже его дело. Когда такой человек появится, он должен попасть в какую-то систему вознаграждения. В нашей с вами действительности, во всех городах мы ждем человека, который пожертвует собой ради литературы. Критическое искусство – это очень большое искусство. Нам придется воспитанием такой личности заняться».
В общем, дискуссия получилась довольно занятная. Хотя даже общими силами решить что же делать, чтобы пресса о литературных событиях в Саратове писала и литературную критику печатала, – решить пока не удалось. Мне кажется, что ответ довольно прост – надо делать и писать интересно. А это – ой как не легко.
Весь номер на одной странице
|