Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 17 (619) от 24.05.2012

 

Последний суд – он странный самый (Виктория САТЧЕНКО)

Оппозиция на трибуне (Леонид ЮРЬЕВ)

Саратовская область как «полицейское государство» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Первый юбилей Кубка по футболу (Центр общественных связей «Саратов»)

«Горячая» линия по хамству (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

Куда ушли духи? (Ксения БАТУЗОВА По материалам отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Саратовской области)

Современный социальный либерализм в России (Михаил ХОДОРКОВСКИЙ http://www.novayagazeta.ru/comments/52135.html)

Владимир Буев: «Власть и бизнес – связанные одной цепью» (Владимир ВОЛОДИН)

Приставы-неисполнители (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Администрация доверилась нечистотам (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

Трудовая книжка – в день увольнения (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

Когда течет, гниет и припахивает (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Собирайтесь, вырабатывайте решения, требуйте! (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Оплата ЖКУ через Интернет (Отдел маркетинга ООО «Городской расчетный центр»)

Губернатор Валерий Радаев: «Мы не должны выходить за параметры по предельному росту тарифов на газ» (Пресс-служба губернатора области)

Пенсионная статистика (ГУ УПФР РФ по Саратовской области)

Кому помешали каштаны и ели? (Соб. инф)

НЛО над Клязьмой (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Обмен» на выгодных условиях (Екатерина БОГДАНОВА)

Родом из детства (Лана СОКОЛОВА)

Открывая музейные тайны (Светлана ТЕНЕТКО)

Прощание с Юрием Пашкиным (Друзья и почитатели)

Фестиваль «25 премьер» (Софья ЛЕЖАВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Образ Жизни

От диктатуры – к демократии

Теория ненасильственной борьбы

mioritix.tripod.com

Термин “ненасилие» в последнее время становится все более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно все чаще встречается в прессе, в статьях, вышедших по поводу текущих социальных и политических событий.

От редакции:

После появления в России 4 декабря 2011 года нелегитимного парламента и воцарения на престол

7 мая 2012 года неизбранного народом президента наша страна вступила в мрачную эпоху диктатуры – как результат выстраивания Путиным так называемой государственной вертикали, приведшей к ликвидации политической жизни, федерализма, разделения властей, местного самоуправления, к извращению Основного закона страны и, в конце концов, к антиконституционному захвату насквозь коррумпированной бюрократией – от Кремля до последнего сельского поселения – всей полноты власти, включая законодательную, судебную и правоохранительные системы.

Рубежом, за которым Россия окончательно рухнула в пучину чиновничьего беспредела, стали события 6 мая в Москве, когда произошли столкновения безоружных граждан с озверевшими омоновцами. Вина властей очевидна, тем более что организаторы антипутинских шествий и митингов неоднократно подчеркивали абсолютно ненасильственный характер их протеста. Да и такого масштабного насилия над людьми до 6 мая не наблюдалось.

Предлагая читателям газеты «Богатей» эту статью, мы надеемся, что разум восторжествует и борьба честных граждан с диктаторским режимом, воцарившимся в России на всех уровнях, будет проходить ненасильственными средствами. Но случиться это может только при одном необходимом условии: если власть найдет в себе силы идти на уступки, реально выполняя требования, а не ограничиваясь подачками и не провоцируя конфликты.

Причин этому достаточно. Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и все возрастающим насилием, помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей, помимо авторитета мыслителей, общественных деятелей, с которыми связываются идеи и практика ненасилия, да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия, в быстром принятии слова «ненасилие» и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов, с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи.

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах, у всех народов. Насилие на протяжении многих веков было, можно сказать, формой общественного развития, а наряду с этим существовали упования на ненасилие, различным образом выражаемые, вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении, неучастии, пассивности, уходе. Как известно, евангельский образ ненасилия и состоит в этом: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати левую». Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия. Но ведь и по Евангелию, и по Деяниям Апостолов известно, что раннехристианская социально-этическая доктрина, имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия, вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников. Только благодаря реформаторству Л.Н. Толстого заповедь «не противься злому» приобрела тот смысл, который мы стараемся вычитать в ней сегодня: «Не противься злу насилием», и это – одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди.

В каждой культуре существуют две альтернативы: одна – ориентация на насилие, другая – на ненасилие. При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному. Чтобы полнее понять идею ненасилия, рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока, Запада и России.

Традиционным культурам, определяющим лицо Востока, присуще гармонизирующие видение человека и космоса, их нерасчлененность, полное единение. «Мир и я рождаемся вместе, и вся тьма вещей составляет единое со мной», – говорится в даосском тексте «Чжуан-цзы» (IV в. до н. э.). О той же гармонии говорят и конфуцианцы. По словам Чан-Цзая (IX в.), «небеса – мой отец, земля – мать моя, и даже такое мельчайшее существо, как «я», находит себе место среди них. Все люди – мои братья и сестры, все существа –мои друзья».

Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм. «Книга о хорошем поведении» из джайнского канона наставляет: «Причинение вреда земле подобно избиению, ранению и убийству слепого... Зная это, человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это... Человек, который воздерживается от причинения вреда даже ветру, знает о страданиях всех живых существ... Тот, кто знает, что плохо для него самого, знает, что плохо для других, и наоборот...»

Но вот что парадоксально: ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока. Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество. Отсюда – отсутствие понятия индивид, личность. Человек рассматривается как «песчинка» в природе и обществе. Его самоценность не признается. Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны государства. Об этом ярко свидетельствует кастовая система, функционирующая до сих пор в индийской культуре.

В традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве «песчинки», слагающей окружности социальной иерархии, расположенные вокруг единого центра – императорской власти, обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы, «освященной Небом». Короче говоря, в восточном традиционном обществе наблюдается, с одной стороны, ориентация на ненасилие в отношении к природе, а с другой стороны – насильственная ориентация государства по отношению к человеку.

На Западе мы видим совсем другую альтернативу. Начиная с античности, возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как «царь», который вправе управлять ею. Но с другой стороны, выделение человека из природы, придание ему «царственного» статуса позволило Западу, получив первые импульсы в итальянском Возрождении, двигаться от идеи индивида к индивидуальности и, наконец, личности. К новому времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом, тогда же возникают политологические понятия «Запад» и «Восток». Новая экономическая и политическая реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку, ведет к утверждению его «естественных» прав, к числу которых прежде всего относится право на жизнь, на безопасность.

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию. Не только в силу нашего географического срединного положения, но и вследствие ряда исторических причин, в пост-советском пространстве, по крайней мере в XX в., сложилась ситуация безальтернативности – ориентация на насилие и по отношению к природе, и к человеку в обществе.

Где же выход? Наверное, единственная надежда для нашего мира это «узкий и прямой путь ненасилия» (М. Ганди). Это отказ от насилия, от стремления подавить, эксплуатировать, манипулировать или подчинить противостоящую сторону, признание ее равноценности и достоинства как партнера диалога. Именно здесь кроется исток поиска компромиссов, нахождения баланса сил и обретения солидарности, мирного разрешения конфликтов, трудных путей собеседования и сотрудничества, согласия и соревнования, сострадания и сочувствия, соединения и сосредоточения. Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью. Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти, а лишь от определенных форм осуществления власти – от авторитарно-деспотических и репрессивно-насильственных механизмов ее реализации, вообще недопускающих ни самоорганизации, ни самоуправления, ни свободы личности.

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие? Казалось бы, о применении силы не может идти и речи (ведь борьба ненасильственная), однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна, но и занимает в ней очень важное место.

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно. Он нашел свое отражение в работе Дж. Шарпа «Роль силы в ненасильственной борьбе». В этой работе много интересных мыслей, большинство из них, достойных нашего внимания, приводится ниже.

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определенное понимание природы силы в обществе и политике. Эту борьбу невозможно понять, если не принимать во внимание такого важного элемента, как сила.

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко распространенными представлениями о том, что ненасильственное действие теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике, и что сторонники ненасильственных действий очень наивны, ибо не видят в насилии источник политического могущества. Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли, какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику, которую необходимо понять исходя из ее собственной природы, а не объяснять или оценивать ее по ассоциации или сходству с другими явлениями. Эта техника скорее использует социальные, психологические, экономические и политические методы воздействия на оппонента (согласно учению ненасилия, субъекта, против действий или политики которого ведется борьба, следует не называть врагом, противником, а оппонентом. Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию, диалогу, сотрудничеству). Она включает около 200 методов символического протеста, социального несотрудничества, экономических бойкотов, трудовых забастовок, политического несотрудничества и мирного вмешательства (которое может варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного правительства). Эти разнообразные методы также именуются «оружием» ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от нее, но не менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений, которые предполагают уклонение от насилия. Однако гораздо чаще люди и движения, осуществлявшие практику ненасильственной борьбы, не принимали в принципе обязательства использовать только мирные средства. Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при определенных обстоятельствах в будущем. Иными словами, при наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей, хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых возможных ситуациях. Основной причиной выбора этой стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте.

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы противнику – оппоненту. Группа, выступающая в качестве оппонента, обычно обладает значительной административной, экономической, политической и военной мощью.

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат, который враждебен благополучию и интересам широкого населения. Однако часто в качестве оппонента выступает внегосударственное образование, поддерживаемое государственными структурами.

Широкие круги населения, которые испытывают отрицательное воздействие политического курса и действий группы, которая рассматривается в качестве оппонента, могут быть названы «притесняемой» группой. Эта группа может заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в целом, или даже может не признавать режима. Но группа, которая фактически участвует в ненасильственной борьбе, меньше «притесняемой» группы, хотя количество людей и различных социальных институтов, вовлеченных в эту борьбу, может широко варьироваться.

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без внимания к возможности силы. Термин «сила» используется здесь для обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления (включая санкции), помогающих группе или обществу сохранить себя, реализующих их политический курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы. Сила может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию, людей и институты, или возможностью мобилизовывать людей и институты на определенное действие. Такого рода сила может быть использована, чтобы дать возможность группе достичь определенной цели; осуществить или изменить политический курс; побудить других людей вести себя так, как того желают обладатели силы; сопротивляться или поддерживать существующую систему, политику и отношения; изменить или разрушить существующую расстановку сил или институтов; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов.

Политическая сила может находиться в руках правительств, государства, институтов, оппозиционных движений и других групп. Она может быть использована непосредственно, но может быть и резервной способностью, оказывая влияние лишь фактором своего существования.

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях, необходимо взглянуть на ее природу и динамику, – как в группе оппонентов, так и в группе ненасильственного действия.

(Продолжение следует)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |