Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 3 (517) от 28.01.2010

 

Монетизации льгот … Нет! Нет! Нет! (Елена ТАЛПЭУ)

«Дилера-киллера – в тюрьму»

По проспекту – без пробок (Читатель из пробки)

Сохраним своих Татьян! (Елена ВЕРТЯГИНА)

Региональной хворостиной по глобальным проблемам (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Искаженное лицо губернии (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

С. Митрохин о политической системе ((www.kremlin.ru))

Генеральному директору ООО «Саратовская газовая компания» (Александр ЖУРБИН)

Успехи саратовцев глазами пермяков (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Microsoft – в стратегическом тупике (Пресс-служба ИГСО)

Вячеслав Сомов: «Городская земля должна быть свободной от объектов незаконной торговли» (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

Новогодний экстрим по-русски (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Куда свозить себя на день рождения, или Женский взгляд на бывший соцлагерь (Светлана ТЕНЕТКО)

От вальса до джайва (Лана СОКОЛОВА)

И будет свет, сияющий в окне… (Елена ТАЛПЭУ)

Все гениальное в Саратове просто не родилось (Екатерина БОГДАНОВА)

«Мобильный» развод (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Соцреализм: «pro» и «contra»

Александр ДАВИДЕНКО

(Продолжение. Начало в №№ 1 (515), 2 (516) за 2010 г.)

Помимо «двух ракурсов», хотелось бы добавить и третий, – это те художники, которых никак нельзя причислить к «оголтелым» соцреалистам, т. к. их живописные концепции сформировались задолго до выбора, сделанного государством и без оглядки на него. Но их нельзя считать и оппозиционерами, «занимающимися формальными поисками», поскольку они давно нашли свой особый живописный язык и никого не хотели удивлять или что-то доказывать, они уже успели многое доказать – в отличие от новой генерации, не успевшей покорить свои вершины и жаждавшей триумфов.

Поэтому следует говорить и об этой, пожалуй, самой многочисленной когорте художников, не участвующих в эстетико-политических дискуссиях, а спокойно и буднично занимавшихся своим творчеством, не имевшим скандального шлейфа или ореола мучеников, они – приговоренные к пожизненному служению своей музе.

Это Н. Крымов с его поэтикой провинциально-будничного пейзажа, с использованием приемов переосмысленного импрессионизма, удивлявший богатством тонов, изысканной декоративностью цвета и света, тонкой пластической стилизацией посредством использования «обобщенного знания» о предмете изображения (он член-корреспондент АХ СССР с 1949 г.).

Это И. Грабарь, в творчестве которого былой дивизионизм уступил место «успокоенному» импрессионизму, оживляющему и расширяющему сугубо реалистическое видение мира (в своих пейзажах он скорее традиционен, нежели нов, скорее декоративен, нежели эмоционален).

У С. Герасимова увлечение А. Дереном сказывалось в жесткости пластического и колористического решения пейзажей («Лед прошел. 1945 г.»), но любил он и радостный, импрессионистический строй с феерией цветовых рефлексов («Колхозный праздник. 1937 г.»). Он был председателем правления МОСХ, членом АХ СССР в эти годы.

Не все так просто и с отклонением от эстетики академического соцреализма, т. е. с «формальными» поисками. М. Сарьян, написавший в рассматриваемый период огромное число натюрмортов, пейзажей, жанровых картин и при этом не изменивший в творчестве самому себе, – участник многих выставок в СССР и за рубежом, награжден орденами и медалями, Государственой премией СССР и Гран-при Всемирной выставки в Париже, один из первых членов АХ СССР, созданной в 1947 году.

В 30-е годы из-под кисти К. Петрова-Водкина выходят такие работы, как «1919 год. Тревога. 1934 г.», «Весна. 1935 г.», «Дочь рыбака. 1936 г.» и другие портреты, в которых нет ничего от салонной гладкописи. В это же время он избирается первым председателем правления ЛОСХ РСФСР, депутатом Ленсовета, организуется его большая персональная выставка (Ленинград – Москва, 1936–1937 гг.).

Одинокий философ Р. Фальк – живописец, словно удалившийся от суетной жизни в интимный мир художественных переживаний, пластических катаклизмов, колористических откровений. Не будучи обязанным государству, но и ничего не требуя от него, он занимался своим делом, достигнув наилучших результатов в 30–50-е годы, обретя ту самобытность, которая выделяла его живопись из общей массы противоборствующих лагерей («Три дерева. 1936 г.», «Регистан зимой. Самарканд. 1939 г.», «Золотой пустырь. Самарканд. 1943 г.» и др.).

Был (в основном) верен своим творческим пристрастиям К. Богаевский, оставляя на холстах отражения удивительного мира, одновременно эпического и декоративного, измышленного и увиденного своими глазами, стилизованного и фундаментального («Воспоминания о Мантенье. 1942 г.», Вечер у моря. 1941 г.»).

А. Осмеркин, П. Кончаловский, В Рождественский, А. Куприн, А. Лентулов, А. Шевченко и многие другие из «старой гвардии», – каждый по своему переосмысливал свой пластический язык, двигаясь от Сезанна, – кто к А. Марке, кто к К. Коро, кто к трансформированному импрессионизму. Все они приближаются к натурному письму, работы окрашиваются эмоцией (приятие психологизма), появляются интимные нотки, разноголосица нивелируется. «Это искоренение пластического своеобразия вдруг сделало Кончаловского похожим на молодого Аркадия Пластова, Осмеркина с его переславскими пейзажами – на молодых художников 1950-х годов, Лентулова – на бледный вариант Юона, Машкова – на Перельмана... Пластика их так решительно двинулась в стилистическим особенностям реализма ХХ века, что они с некоторым запозданием, если и не буквально последовали за живописью Юона, то примкнули к его тактике золотой середины...» (В. Манин «Русский пейзаж»). Впрочем, не только в СССР, но и в Европе происходит возврат к понятным и привычным пластическим образам.

На выставке можно полюбоваться работой Р. Фалька «В белой шали. 1952 г.» – пример опредмечивания психологической составляющей «пластического события» (выражение Фалька) посредством тонкой и сложной материализации цвета и света. В этих поисках он возвращается к уже найденному в допарижский период («Женщина в белой повязке. 1923 г.»). Внутреннее сияние женских образов, не лиц, но ликов, как было отмечено, идет от мозаик из Равенны, влюбивших в себя художника еще во время путешествия по Италии в 1911 году.

Сказанное иллюстрируют две работы П. Кончаловского: «Портрет Софроницкого В.В. 1932 г.» отражает пластическое смятение, происходящий в душе автора перелом, поворот к иным живописным концепциям. Итог этого поворота – «Сирень в корзине. 1955 г.» – очень добротная живопись, но лишенная четких идентификационных признаков.

(Окончание в следующем номере)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |