Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 18 (532) от 12.05.2010

 

Олег Комаров: «Я выбираю людей» (Елена ИВАНОВА)

В области учреждено отделение новой партии (ИА «СаратовБизнесКонсалтинг» (www.sarbc.ru))

Мужчины – в ЛДПР, женщины – в «Единую Россию» (Исследовательская компания КомСар)

Страсти-мордасти вокруг приюта (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

«Мое пенсионное будущее – в моих руках» (Пресс-служба Отделения ПФР по Саратовской области)

Новые герои и старые пристрастия (Ксения БАТУЗОВА)

Дрессировать государство как «сидорову козу»? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Манифест «Союза за гражданское влияние»

Почему русские всегда выбирают Гадюкино? (А.Д. НИКИТИН)

Дирекция одной трибуны (Виктория САТЧЕНКО)

Съезд охотников за НЛО (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Она начиналась в Татищево (Леонид ЮРЬЕВ)

В чем собака зарыта… (Алексей СВЕТЛОВ)

Председателю комитета по охране культурного наследия правительства Саратовской области Куликову Б.В. (Б.В. КУЛИКОВ)

Путешествие из Китая в Париж через Россию (Светлана ТЕНЕТКО)

Саратовцы на «Радунице» (Георгий ДАНИЛОВ)

Медвежья услуга демократии от «Единой России» (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Эхо События

Майские тезисы Владимира Мошникова

Александр ДАВИДЕНКО

К закрытию выставки В. Солянова в музее имени П. Кузнецова было проведено так называемое «обсуждение». Ничего нового ни по форме, ни по содержанию сказано не было – обычное ритуальное действие. За исключением одного.

Привычная апологетика, свойственная торжественным заседаниям по случаю юбилеев, со смирением, благосклонно принимавшаяся адресатом, была немного разбавлена дипломатичным (два пишем, три в уме) выступлением Е. Водоноса, которое даже в таком виде не встретило ни сочувствия, ни понимания у собравшихся (впрочем, по разным причинам это было вполне ожидаемо).

А теперь об «исключении»: обыденность мероприятия несколько оживило «бичевание» автора этих строк за критическую статью о выставке В. Солянова (а какой может быть критика, если она действительно критика, а не ее кастрированная имитация?). Этому была посвящена «недобрая» половина «обсуждения». Застрельщиком оказался В. Мошников – главный конструктор многих местных «концепций».

Ложь часто является последним средством неудачника, пытающегося не мытьем, так катаньем оставить свою зарубку на теле истории. Даже сплоченной группе единомышленников добиться этого бывает довольно трудно, если не дополнять действительные достижения мифами о достижениях еще больших. И горе тому, кто попытается посягнуть на «святость» членов этого своеобразного «прайда». При этом не важно, что «святость» имеет сектантскую окраску и действительна лишь в виртуальном пространстве болезненных фантазий, – создаются собственные кумиры, собственные критерии, творятся местные агиографии. Часто декларации о намерениях выдаются за уже осуществленную реальность. Действительного же столкновения с реальностью мифы часто не выдерживают, что создает опасную перспективу более трезвой оценки творчества «вознесенных на пьедестал».

Для того, чтобы защитить долгие годы создаваемые мифы, и была предпринята яростная атака на дерзнувшего их оспорить. Надо сказать, что атака эта носила истерический, а не аналитический характер: серьезному критическому анализу утверждения и размышления, содержащиеся в «нехорошей» статье, не подвергались (это довольно сложно сделать, т. к. адресация источников стилизаций довольно точна; имеющий глаза – увидит). Но был использован прием многослойной лжи. Преподнесена она была пафосно, с надрывом, в тезисной форме, с зачитыванием по заранее заготовленной шпаргалке (видимо, чтобы не ошибиться в определениях и не запутаться в формулировках).

Прежде всего игнорировался тот факт, что выводы статьи относятся к представленному на конкретной выставке конкретному материалу, а не ко всему творчеству в целом. В статье не утверждалось, что процесс творческого развития с использованием образцов прошлого (в частности, стилистических) – непременное зло (этот вывод был бы абсурден, т. к. на пустом месте ничего не появляется). Другое дело, что постоянное «проживание» в плену чужих идей – творческое поражение, а их преодоление (с возможной адаптацией) – победа. В связи с чем, наивные параллели с импрессионистическим «этапом» творческих поисков других, в итоге нашедших свой особый пластический язык художников (например, М. Ларионова), в данном случае не убеждает.

Кто прочитал статью, не станет обвинять автора в том, что он не видит и не отмечает положительных тенденций в творчестве В. Солянова. Но в «тезисах» вообще не упомянуто о положительных оценках, дававшихся автором статьи, хотя этому посвящена почти половина текста. Каюсь, слов «гений» там не было, и это, видимо, было воспринято уже как большой грех. Кроме того, говоря о влияниях, В. Мошников использовал прием подмены понятий, основанный, возможно, на непонимании разницы между апроприацией и адаптацией. Данная мной характеристика – «полистилизм», конечно же, условна, но довольно точна, т. к. это агрегатное определение – границы перехода от одного пластического языка к другому у В. Солянова проницаемы, а часто вообще отсутствуют (использование разных «языков» на одном и том же временном отрезке); кроме того, это (опять же) – синтетическая оценка только представленного.

Очень не понравилась ревнителям идеи о постоянно продолжающей «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» рождать Саратовской земле моя фраза: «безвозвратная «опрокинутость» в музеефицированное прошлое». Да уж, это звучит совсем не так величественно, как, скажем, «он выше К. Малевича и В. Кандинского» (кстати, этот панегирик не вызвал со стороны «тостуемого» никаких возражений, он с достоинством нес нелегкое бремя славы, – «фасадная» скромность?). Но что в моей фразе неверного по существу (то, что не по душе форма, – это понятно)? Стилизации имеют вполне определенные исторические корни (поэтому – «прошлое»), причем давно ставшие «классикой» и занявшие почетное место в музеях (отсюда – «музеефицированное»). «Опрокинутость» – здесь синоним «погруженности». А вот «безвозвратность» следует из самой выставки, демонстрирующей чарующую пленительность (от слова «плен») исходных образцов для В. Солянова.

Не точна (мягко говоря) была и реплика В. Мошникова о порочности изучения некоего предмета по книгам. А как же он представляет себе процесс получения знаний, например, по истории искусства, истории стилей, – как исключительно устную традицию, воспоминания «патриархов» (всем бы так долго жить!)?

Наконец, сам лозунговый характер «критики» со стороны В. Мошникова, который больше напоминал сердитый окрик, мог бы дать повод обвинить его самого в «пластической безграмотности» (возможно, он потому и избегал предметного анализа раскрытых в статье «истоков», что не видеть их нельзя, а признать не хочется); но нет, это совсем другое. Это похоже на отстаивание независимости (от здравого смысла) самопровозглашенной «территории влияния», о подданных которой – «либо – хорошо, либо – ничего».

Конечно, обидно кое-кому из профессионального сообщества, что «какой-то физик» (или математик?) берется оценивать качество продукта творчества художников, да еще имеет свое мнение, часто отличное от мнения дипломированных искусствоведов (впрочем, они ведь «не читают периодику»). Настораживает, конечно, то, что отторжение вызывает исключительно критические интонации статей, а восторженные – вовсе нет (в этом случае, видимо, с профессионализмом у меня все в порядке). Но дело в том, что жизнь не всегда укладывается в привычные стандарты, поэтому можно лишь посоветовать чаще теоретизирующему, нежели практикующему художнику быть адекватнее не только с критикой, но и с собственными амбициями.

В заключение у автора «тезисов» хотелось бы спросить: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4, 1). Для внимавшей и немало позабавившейся аудитории (большая часть из них вообще еще не читала статью, поэтому не знала, о чем идет речь) напоминаю: «…и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси.… Ибо произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб». (Пет. 2, 2.1-2.18).

P. S. Прочитать саму статью «Полистилизм как самостоятельный стиль» о выставке В. Солянова можно в газете «Богатей» в №№ 15, 16 за 22 и 29 апреля 2010 г.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |