Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 27 (407) от 23.08.2007

 

Если и была провокация, то она удалась (Александр СОРОКИН)

У «Яблока» предвыборный вкус… (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Крикливо-безголосые слушания (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Анонимным кирпичом за убеждения (Владимир ЕФИМОВ)

Еще одни борцы за честные выборы (Владимир ЕФИМОВ)

Экстремизм и книги (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Бес попутал… (Александр ГАЛИНСКИЙ)

Беспартийная система (Гарри КАСПАРОВ)

Берегите тепло (Ксения БАТУЗОВА)

Мусор как источник обогащения (Алексей ГОЛЯКОВ)

Как жильцов сослали в управляющую компанию

Как жильцов сослали в управляющую компанию (Александр ГАЛИНСКИЙ)

Кто отвечает за организацию МСУ в Саратове? (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

«Рожать иль не рожать?» – вопрос суровый (Александр ГАЛИНСКИЙ)

Мы посылаем, нам посылают... (Анна САФРОНОВА)

Голливуд пока отдыхает (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Десятая Муза

Из плена «Утиной охоты» – в плен времени

Алексей ГОЛЯКОВ

19 августа исполнилось бы 70 лет драматургу Александру Вампилову. Его появление на литературном небосклоне обусловлено, как показало время, полной закономерностью, а с другой стороны – было окружено мистическими тайными и роковыми совпадениями.

Закономерность состоит в том, что и критиками, и «простыми» читателями, и зрителями он почти единодушно был титулован в наиболее точные и прилежные продолжатели драматургических традиций Гоголя, Чехова, Островского – разумеется, в характерах и картинах второй половины ХХ века. Мистика и изрядный фатализм судьбы драматурга выражается прежде всего в том, что, по свидетельству многих биографов Вампилова, его отец Валентин Никитич – учитель-словесник, потомственный провинциальный интеллигент, узнав о рождении в семье третьего сына, которого в память о столетии со дня смерти великого поэта назвали Александром, с необъяснимой тревогой написал чуть позднее жене: «Мнится мне, что сын будет писателем…». Как сбылось это предвидение, отцу Вампилова узнать не довелось. Уже через год, в 1938 году, он был расстрелян по ложному обвинению в участии в «националистической буддистской секте».

В самой личности Вампилова соединялись разнохарактерные величины, и это только обогащало его и как человека, и как художника, придавало его творчеству подлинно национальный масштаб – разумеется, не в категориях пресловутого «пятого пункта». Кстати, о национальности. Многие доброжелатели Вампилова, памятуя о труднопроходимости его пьес на советской сцене, всерьез советовали ему пойти по стопам так называемых «национальных авторов». Ведь не секрет, что в те времена ради жирной галочки в отчетности по укреплению дружбы народов СССР наблюдался подчас явный перекос в карьерном продвижении писателей. Одними из приоритетов были – снисхождение, излишняя лояльность к выдвиженцам «малых и коренных» народов, невзирая на то, какими художественными достоинствами обладает конкретный опус того или иного представителя «солнечного Чукчестана». Вампилов, с глубочайшим уважением относясь к своим бурятским корням по отцовской линии, не позволял себе никогда спекулировать на своем нацменстве и утверждал, что он – «русский писатель». В своей записной книжке он однажды с юмором пересказал факт, как в одном из престижных московских издательств «еврей-редактор», слишком внимательно изучая его, Вампилова, восточную внешность, с прокурорской безапелляционностью вопросил: «Вы пишете на русском языке?» На что Вампилов ответил вопросом: «А вы?»

Человек с азиатским разрезом глаз, которого приметили и успели полюбить обе театральные российские столицы, а уже после его трагической смерти – и вся культурная Европа. Реалист, блистательно владевший приемами сатиры и фантасмагории. Лирик, «в сухом остатке» добивавшийся такой концентрации остросоциальных характеристик, что эпоха застоя в «Утиной охоте» (а написана пьеса, заметим, была еще за год до ввода войск в Чехословакию) на бытовом, психологическом уровне оказалась вся разложена по полочкам. Наконец, просто неординарный человек, притягивавший к себе, как магнитом, других. Известно, что за свою короткую жизнь он стал приятелем, товарищем, партнером в создании книг и спектаклей таких разных людей, как Николай Рубцов, Валентин Распутин, Георгий Товстоногов, Олег Табаков, Сергей Никоненко.

Показательно, что и вампиловеды претерпевали на своем пути множество рогаток от чиновников и откровенных дураков от литературы и театра, чего нахлебался при жизни Александр Валентинович. Правда, с начала 90-х годов цензура идеологическая стала часто подменяться цензурой денежной. Елена Ивановна Стрельцова, многолетняя коллега В.С. Розова по кафедре драматургии в Литинституте, автор наиболее полной монографии о жизни и творчестве Вампилова «В плену утиной охоты», в конце 1991 года стала свидетельницей унич-тожения набора ее готовой книги в государственном (!) издательстве «Современник». «Кому он нужен, ваш Вампилов?» – прямо говорили ей новые издатели, готовые печатать сказки о каких-нибудь вампирах, но не драмы какого-то сибиряка со странной фамилией. В результате книга издавалась – а точнее, пробивалась в печать – больше семи лет и вышла в итоге не в Москве, как было запланировано, а в Иркутске.

Традиционность формы вампиловских пьес никак не упрощала, не сковывала их многомерного содержания. До его подлинного постижения и актеру, и зрителю нужно постоянно, что называется, дорастать. Но Вампилов, к сожалению, не избежал суетных отзвуков на собственном имени от того привычного российского цинизма, когда все, похоже, только и ждут трагической даты, чтобы начать повально «влюбляться в покойников». Саратов, как настоящий театральный город, стал, пожалуй, приятным исключением из этого ряда. Художественный руководитель Саратовской Академдрамы Григорий Аредаков так отозвался о вампиловском следе на саратовской сцене: «Многие наверняка помнят спектакль в нашем театре по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» с Валентиной Федотовой и Александром Михайловым в главных ролях. Это был сезон 1973–1974 годов. Больше Вампилов в Академдраме не ставился, и причиной тому, я полагаю, необходимость серьезного, системного подхода к таким постановкам. Кроме того, Вампилова, сужу по своему опыту, и у нас, и в других театрах в советский период приходилось пробивать».

В ТЮЗе он тоже не ставился, если не считать студенческого спектакля трехлетней давности. Обратила на себя внимание относительно недавняя постановка «Провинциальных анекдотов» в Саратовском театре русской комедии, ныне ставшем филиалом Академдрамы. Истовые театралы помнят спектакли 70-х годов «Старший сын» и «Провинциальные анекдоты» в Народном театре Саратовского Дома ученых, поставленные режиссером драмтеатра Яковом Александровичем Рубиным.

Сохранились и свидетельства приезда драматурга в Саратов. Получив гонорар от первых зарубежных постановок (это было в конце 60-х годов), Александр Вампилов посетил наш город на несколько дней. Повод – сугубо личный. Была неформальная встреча на филфаке СГУ, в 4 корпусе на Театральной площади. Там сегодня, как известно, разместился один из корпусов Поволжской академии госслужбы. Что ж, как и предвещал драматург, «лириков» потеснили «прагматики». Официант Дима из «Утиной охоты» уверен в своем будущем.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |