Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 44 (274) от 25 ноября 2004 года

 

Маршруты областного имущества (Сергей ЛЮБИМОВ)

Одного посадили, шестерых выпустили (Сергей ЛЮБИМОВ)

Проезд подорожает (Соб. инф)

Саратовская Бриджит выходит на экран (Соб. инф)

5 месяцев за 1000000 долга (Александр КРУТОВ)

Задержаны распространители порно (Сергей ЛЮБИМОВ)

Бюджет обесценил заслуги (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Дума обидела ТПП (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Лисовский рулит в одиночку? (Александр СВЕШНИКОВ)

Новая концепция ЖКХ (Александр СВЕШНИКОВ)

Перейти через майдан (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Опозданием мы наказаны (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

То ли реформы, то ли революция (Александр СВЕШНИКОВ)

ГФИ представил победителей (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Страна брошенных детей (Елена НАЛИМОВА)

Беспризорная романтика (Елена НАЛИМОВА)

Маленькие изгои (Елена НАЛИМОВА)

Источник процветания или сырьевое проклятие? (Елена НАЛИМОВА)

Супермен среди коров (Анна САФРОНОВА)

Камертон и отсутствие слуха (Александр ДАВИДЕНКО)

Жертвы красоты (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Живущим в Сети посвящается (Кирилл ПАНФИЛОВ)

Мобильная мода (Штатный Товаровед)

Гуляющие сами по себе (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Детям до шестнадцати (Ирина КАБАНОВА)

Чужой против Хищника (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Мэр или дума: третьего не дано

Что нужно сделать, чтобы местное самоуправление из фикции стало реальностью

Александр НИКИТИН

В своей предыдущей статье (см. "Богатей" № 41 от 4 ноября) я попытался показать, как при абсолютном безмолвии народа, исходя из исторических традиций и местных особенностей, выбранные нами законодатели и местные депутаты трансформировали понятие местного самоуправления до управления местом.

Заказ на права

Я не думаю, что, голосуя за безответственность перед народом местной бюрократии, наши депутаты не ведали, что натворили. Для меня очевидно, что на подобную систему органов местного самоуправления и именно на такую организацию их работы был серьезный социальный заказ в лице самой местной бюрократии. Как для дележа государственной собственности потребовались неработающие законы и беспомощные правоохранительные органы, так и для дележа муниципальной собственности требуются самоуправные, никому не подотчетные местные чиновники. Поэтому изменение в системе организации работы органов местного самоуправления возможно также только при одном условии, если на эти изменения будет социальный заказ от населения муниципального образования. Указанный социальный заказ на качественно новые органы местного самоуправления может и должен поступить от двух социальных, ресурсно обеспеченных групп: от бизнеса ( в первую очередь, малого и среднего) и домовладельцев (частных собственников и особенно от ТСЖ и ЖСК).

Для меня очевидно (как бы мне хотелось ошибаться!), что настоящая городская дума, состоящая в основном из людей, напрямую завязанных на интересах местной администрации, не способна и ни под каким предлогом не будет добровольно ничего менять в системе организации городского самоуправления. Если изменения возможны, то их могут сделать только новые депутаты новой городской думы.

Такой грустный вывод мной делается на основании результатов недавнего общественного консультативного совета при мэре Саратова. На нем было представлено два проекта устава, один из которых планируется положить в основу нового устава города. Один проект разработан группой ученых под руководством профессора В. Манохина, другой — группой депутатов городской думы под руководством секретаря думы А. Захарова.

Так вот, по моему мнению, ни один устав не является уставом органа местного самоуправления, поскольку в нем сохраняется порочный принцип разделения властей. Администрация получает статус органа местного самоуправления, не являясь фактически таковым, поскольку никто из жителей Саратова чиновникам администрации полномочия управлять собой не делегировал. Чиновники, таким образом, по любому из указанных проектов устава, продолжат узурпировать местную власть, оставаясь полностью неподотчетными населению.

Для меня было совершенно неудивительно, что ни у кого из уважаемых членов общественного консультативного совета против предлагаемой системы организации управления городом принципиальных возражений не было. А если и предположить, что были, то высказывать их и ссориться со всемогущими городскими чиновниками эти общественники благоразумно не захотели. В такой единодушной обстановке одобрения я высказывался против концепции указанных проектов городского устава не потому, что рассчитывал быть услышанным и уж тем более понятым, а скорее, в силу того, что промолчать просто не мог.

А теперь давайте предположим, что социальный заказ на новую организацию местного самоуправления в Саратовской области имеется. Какие же принципиальные изменения должны быть внесены в устав муниципальных образований, чтобы местное самоуправление из фикции стало реальностью?

Прежде всего, в уставе должно быть зафиксировано, что органом местного самоуправления является только выбранный населением представительный орган. Администрация муниципального образования является исполнительным органом, подотчетным представительному органу. Представительный орган ежегодно, как минимум, один раз заслушивает отчет администрации о своей деятельности и дает ей оценку, а также сам может принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся интересов жителей муниципального образования.

В идеале желательно, чтобы все муниципальные чиновники являлись только техническими работниками. Они как квалифицированные и высокооплачиваемые специалисты готовят проекты принимаемых решений по всем насущным вопросам местной жизни, но не принимают самостоятельно ни одного окончательного решения. Решения должны приниматься комиссиями (комитетами), которые формируются из депутатов представительных муниципальных органов.

Депутат представительного муниципального образования сразу же становится центральной фигурой самоуправления. Жители муниципального образования и, в первую очередь, муниципального избирательного округа уже не с техническими чиновниками, а со своим избранным депутатом будут связывать решение всех своих повседневных нужд. Таким образом, самоуправление станет реальным фактом. А выборы депутатов представительного органа муниципального образования станут самыми активными выборами почти со стопроцентной явкой избирателей.

Для того, чтобы иметь более прочную связь с жителями, депутат муниципального образования должен получить право отлагательного вето на реализацию принятого администрацией (комиссией, комитетом) решения или постановления, если он считает, что оно ущемляет законные права и интересы жителей его избирательного округа. Отлагательное вето преодолевается повторным решением главы администрации (комиссии, комитета).

Основная комиссия органа местного самоуправления — бюджетная комиссия — должна быть сформирована из председателей остальных отраслевых комиссий, чтобы распределение бюджета происходило справедливо с учетом реального положения дел в муниципальном образовании.

А если избрать главу?

Если же мы придем к выводу, что глава местного самоуправления должен избираться прямым голосованием населения города Саратова или иного муниципального образования, то это означает, что население желает перейти к совершенно иному принципу организации местного самоуправления.

Если все население на выборах напрямую делегирует свои полномочия одному главе муниципального образования, то тогда представительный орган местного самоуправления становится излишним. Очевидно, что два органа местного самоуправления с одинаковой компетенцией и возможностями на одной территории не нужны.

Если сохранить и избранный по округам представительный орган, и избранного всем населением главу муниципального образования, то борьба между двумя этими органами неизбежна. Следствием этого будет дестабилизация всей местной жизни. В лучшем случае, примирение будет возможно, если один из избранных населением органов согласится функционировать в усеченном виде, отказавшись от ряда своих прав. Однако в этом случае его существование становится бессмысленным.

Как правило, в такой борьбе двух органов, избранных населением, в России побеждает тот орган, который напрямую владеет кадрами и материальными ресурсами. Из нашей современной истории мы хорошо знаем, что президент России всегда оказывается сильнее Государственной Думы.

Очевидно, нечего и прогнозировать, что для населения нашего города и всех других муниципальных образований милее сердцу будет напрямую избранный глава муниципального образования. Избранный глава обязан будет ежегодно публиковать доклад о результатах своей деятельности и расходовании муниципального бюджета.

Наряду с мэром возможно избрание наблюдательного совета из пяти, максимум семи членов, который бы выполнял роль совещательного органа и имел право контролировать формирование и исполнение бюджета муниципального образования. Перед этим наблюдательным советом избранный населением глава администрации будет отчитываться о том, как он расходовал собираемые с населения налоги. Этот наблюдательный совет может избираться населением по округам, но может формироваться и другим образом.

Очевидно, что новая форма местного самоуправления потребует и структурной территориальной перестройки органов местного самоуправления. Например, сохранение в городе районных администраций, являющихся структурными подразделениями администрации города Саратова, становится совершенно излишним и дорогостоящим удовольствием. Освободившиеся средства могут пойти на куда более полезные цели: здравоохранение, образование, дороги и т.д.

Следующим очень важным и принципиальным моментом становления органов местного самоуправления должно стать образование ассоциации органов местного самоуправления Саратовской области, что, собственно, уже предусмотрено действующим федеральным законом.

И последнее. Чтобы органы местного самоуправления стали полноценными органами, они должны получить прочную финансовую базу. Для этого формирование бюджета должно быть поставлено с головы на ноги.

Однако решение этого вопроса без внесения изменений в действующее российское законодательство невозможно. Это сделать будет непросто, поскольку правительство и администрация президента России будут упорно сопротивляться. Но здесь следует иметь в виду, что выборы депутатов Государственной Думы проходят по муниципальным образованиям. Если депутаты или политические партии хотят быть избранными в Думу, то они должны заручиться поддержкой жителей муниципальных образований. При полном единодушии депутатов правительство и президент вынуждены будут уступить.

Представляется, как один из вариантов, что для совершенствования федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо принять минимальный социальный стандарт жизнеобеспечения жителя муниципального образования как Российской Федерации в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации. По этому социальному стандарту и должны выделяться финансовые средства для обеспечения деятельности муниципальных образований.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |