Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 42 (422) от 6.12.2007

 

«Молодогвардейцы» отпраздновали победу (Владимир ЕФИМОВ)

«Гражданское достоинство» – хождение по кругу? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Россия обывателей против России граждан (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Один день из жизни избирателя (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

В штаб поступали тревожные сигналы… (Владимир ЕФИМОВ)

Журналиста выгнали с избирательного участка (Владимир ЕФИМОВ)

Александр Фролов: «Власть и бизнес должны быть разведены» (Беседовал Петр КАШИН)

Гражданский контроль навсегда? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Жилое и думы (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

В полку городских автобусов прибыло (Алексей ГОЛЯКОВ)

«Мал» бизнесмен, да дорог (Алексей ГОЛЯКОВ)

Идеологемы – в жизнь под гипнозом (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Почему россиянину нужна демократия (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Поиск свободы, свобода поиска (Анна САФРОНОВА)

Первая школа искусств в Марксе (Татьяна ЛИСИНА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Дали в Саратове

Екатерина БОГДАНОВА

Явление гениального испанского сюрреалиста, пусть и посмертное, будоражит Россию всего ничего – немногим больше года. И все же этого могло вообще не случиться, а случилось только потому, что летом прошлого года увенчались успехом затяжные многолетние переговоры екатеринбургского бизнесмена и коллекционера Александра Шадрина с художественным фондом «Мир Дали».

С тех пор уникальное собрание скульптур, литографий, графических работ, керамики и некоторых других предметов искусства успело объехать уже порядка двадцати российских городов. Причаститься к кусочку наследия одного из самых загадочных творцов двадцатого столетия не спешат пока что лишь жители столичных центров. Ни питерцы, ни москвичи пока не выразили желания увидеть выставку в недрах своих мегаполисов.

Зато для Саратова, которому культурная пресыщенность никогда не грозила и не грозит, открытие в последних числах ноября в Радищевском музее передвижной экспозиции «Шедевры Сальвадора Дали» стало событием далеко не рядовым. Даже несмотря на анонсы организаторов выставки, до посещения музея мне было сложно отделаться от тоскливой мысли о том, что неискушенным саратовцам в очередной раз пытаются скормить качественные … репродукции.

Но было бы лукавством сказать, что с этой мысли и начиналась моя экскурсия. Уже на входе несколько отрезвило на удивление многочисленное присутствие угрюмых личностей в форме вневедомственной охраны. А вот призадуматься заставила цена входных билетов – вполне соответствующая столичным меркам. Хотя на самом деле все закономерно. При всей открытости, по своей художественной значимости выставка безоговорочно занимает уровень эстетства, надежно ограждающий ее от праздного дилетантского любопытства. В этом вопросе с мнением искусствоведов полностью совпадает и позиция устроителей. Да и что такое потраченная сумма по сравнению с возможностью воочию приобщиться к порождениям фантазии знаменитого испанца, ранее доступным лишь в крупнейших музеях мира?

Первое, что отмечаешь про себя, поднявшись на второй этаж и приступив к созерцанию работ, что посетителей в двух просторных комнатах музея немного, тем не менее, они всегда есть. Поток почитателей мастера, не оскудевая, взбирается по лестнице. Оказавшись в зале, вошедшие, не сговариваясь, в общении между собой переходят на почтительный шепот. Но в первую очередь штурмуют музей школьники. Так как количество предметов в коллекции измеряется несколькими десятками, а сами предметы датируются широким временным диапазоном, для каждой из таких групп музейный работник имеет возможность провести достаточно содержательную экскурсию.

Экспозицию дополняют фотоработы – увеличенные копии с известных прижизненных фотографий Дали. Если бы не любовь сюрреалиста к позированию перед объективом, мир лишился бы таких вещей, как портрет художника с семенами одуванчика на кончиках лихо закрученных усов, креативные эксперименты с твердыми и мягкими телами в Порт-Льигат, заключающиеся в попеременном помещении Дали себе на голову то огромной рыбины, а то обломка скалы, или миг, на котором маэстро остался запечатлен возле знаменитой скалы «Сон» на мысе Креус, в свое время вдохновившей испанца на создание «Великого мастурбатора».

Но фотографии, пожалуй, единственный «ненастоящий» элемент коллекции.

Сразу скажу, что мой обзор выставки предварялся уведомлением, а скорее, напоминанием искусствоведа о том, что именно Дали приписывают родоначальство тиражной графики и скульптуры. Путешествующая по России экспозиция дает возможность наглядно в этом убедиться. Среди работ маэстро множество тематических литографий. К примеру, есть образцы литографий из серии «Витражи», над которыми художник работал на пике своей творческой карьеры. И «Ласточка», и розовый «Космический слон», и «Жираф в огне», и «Космический наездник» – одна часть большого витражного окна, оформленного в Театре-музее Дали в испанском городе Фигейросе. Отдельные серии литографий посвящены знаменитым произведениям – «Божественная комедия», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Тристан и Изольда».

Все литографии делались, естественно, при жизни мастера, а теперь разбросаны по лучшим мировым музеям и закрытым частным коллекциям. Однако лучшие, наиболее понравившиеся экземпляры, Дали отбирал в собственную коллекцию. Работы из нее, вместо тиражного порядкового номера помеченные рукой самого маэстро, также представлены на выставке, причем, в качестве одних из наиболее ценных. Кстати, когда речь заходит о подобных авторских экземплярах, специалисты в первую очередь обращают внимание на бумагу, на которой они написаны. Не заметить ее особый состав невозможно даже непрофессиональным глазом. Плотная и шероховатая, она изготавливалась по специальному заказу Сальвадора Дали. Несмотря на то, что бумага старится медленно – на большинстве представленных работ ей исполнилось чуть больше тридцати – и литографии и графика требуют особых условий содержания: во-первых, во избежание выгорания, предохранения от попадания прямого солнечного света, во-вторых, защиты от фотовспышек (именно поэтому табу для любителей пощелкать цифровиками, по решению организаторов выставки, не распространяется только на керамические тарелки, единственный в коллекции Шадрина гобелен и скульптуры).

Скульптуры в основном сосредоточены в боковом зале музея, своего рода «сокровищнице». Здесь организаторы посчитали нужным разместить наиболее ценные экспонаты. Именно поэтому в соседстве с пятью литографиями, выполненными в редких техниках сухая игла и лавис, оказались такие знаменитые бронзовые работы, как «Женщина в огне», «Святой Георгий Победоносец», в свое время подаренный Бенджамином Леви, председателем фонда «Мир Дали» и большим другом отлученного от церкви художника самому Папе Римскому, и даже небезызвестная «Долинианская танцовщица» – она в скором времени отправляется на плановую реставрацию. «Лошадь, оседланная временем» – излюбленная метафора Дали – единственная в коллекции покрыта позолотой. Считается, что такой художник изобразил свою любовь и музу Елену Дьяконову, под грузом лет теряющую свою былую привлекательность, но продолжающую упорно бороться с самим временем. Разглядывая «Лошадь», невольно упираешься взглядом в белое «Лицо» с черными прорезями глаз, напоминающее венецианскую маску. Этот образ также был навеян Дали его женой. Как известно, в последнее время всегда ухоженная и не отказывающая себе в дорогих вещах Гала безумно увлеклась пластическими операциями, которые, к сожалению, ожидаемый эффект так и не принесли.

Своя, правда, сравнительно новая история и у гобелена «Битва при Тартулиане». Дело в том, что в коллекции Шадрина его могло и не быть. Вещица очень приглянулась американцам, и судьба работы решилась в ценовом соперничестве.

Передвижная выставка «Шедевры Сальвадора Дали» задержится в Саратове до 13 января. Срок ее пребывания в нашем городе пока самый долгий из всех предыдущих посещений экспозиции. И то лишь потому, что у екатеринбургского коллекционера Шадрина особые давние и теплые отношения с Радищевским музеем. Но уедут работы обязательно. Ведь одно из условий, на которых фонд «Мир Дали» согласился расстаться с частью своих сокровищ, – обязательство частного владельца коллекции экспонировать ее по всему миру. Едва ли можно точно подсчитать, сколько времени потребуется Александру Шадрину на то, чтобы познакомить с произведениями искусства жителей крупных и средних городов России. Но уже известно, что в ближайшие годы выставка, скорее всего, отправится покорять Украину, Австрию, Германию или Китай. Эти страны уже выразили горячее желание принять у себя гениального и загадочного Дали.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |