Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 42 (422) от 6.12.2007

 

«Молодогвардейцы» отпраздновали победу (Владимир ЕФИМОВ)

«Гражданское достоинство» – хождение по кругу? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Россия обывателей против России граждан (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Один день из жизни избирателя (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

В штаб поступали тревожные сигналы… (Владимир ЕФИМОВ)

Журналиста выгнали с избирательного участка (Владимир ЕФИМОВ)

Александр Фролов: «Власть и бизнес должны быть разведены» (Беседовал Петр КАШИН)

Гражданский контроль навсегда? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Жилое и думы (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

В полку городских автобусов прибыло (Алексей ГОЛЯКОВ)

«Мал» бизнесмен, да дорог (Алексей ГОЛЯКОВ)

Почему россиянину нужна демократия (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Дали в Саратове (Екатерина БОГДАНОВА)

Поиск свободы, свобода поиска (Анна САФРОНОВА)

Первая школа искусств в Марксе (Татьяна ЛИСИНА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Среда Обитания

Идеологемы – в жизнь под гипнозом

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Если общественное мнение выступает на стороне деревообрабатывающего комбината,то человек превращается в щепку».

(Из газет)

Деревообрабатывающим комбинатом мне представляется сегодня механизм массированного наступления на сознание людей со стороны религиозных организаций, поддерживаемых властью. В первую очередь, через систему школьного образования,

которую иерархи церкви считают оплотом воинствующего атеизма.

Стремление РПЦ стать государственной религией не могло рано или поздно не вызвать публичного выражения недовольства иных конфессий (скрытое существовало давно). В конце концов, это вылилось в неприкрытый конфликт между Духовным Управлением Мусульман Поволжья (ДУМП) и Саратовской епархией РПЦ. Стоит напомнить, что болевыми точками конфликта стали разные позиции РПЦ и ДУМП в вопросе о внедрении «Основ православной культуры» в государственных средних учебных заведениях (школах) и по вопросу установки поклонных крестов в общественных местах. Примирительная встреча Епископа Саратовского и Вольского Лонгина и главы ДУМП Муккадаса Бибарсова, которой якобы завершился конфликт, мало что объяснила. Ибо результатом встречи стало совместное заявление о том, что она была посвящена лишь обеспокоенности мусульманской общественности «фактом установки поклонных крестов» и что такое случилось лишь из-за непонимания религиозных и исторических традиций друг друга. Главная болевая точка – быть или не быть обязательному изучению предмета «Основы православной культуры» – как бы и не затрагивалась. Возможно, стороны сочли, что острота проблемы снята заявлением президента Путина о недопустимости обязательного преподавания этого очевидно не культурологического предмета.

Однако история взаимоотношений двух крупнейших конфессий вовсе не исчерпалась ни конфиденциальной встречей лидеров этих общин, ни даже заявлением гаранта Конституции. Если есть общество, должно существовать и общественное мнение, каким бы зыбким оно ни казалось, по проблеме.

К чему склоняется оно? Готово ли общество противостоять принуждению, против которого выступили ученые, затем – в их поддержку – лидеры ДУМП и, наконец, президент, хотя бы теми инструментами, которые у него еще сохраняются? Такими, как, скажем, СМИ, играющие роль формирователя общественного мнения. Или уже сам этот инструмент порой превращается в цех «деревообрабатывающего комбината», в котором человек – щепка? Опасения такого положения дел вызвала, в частности, статья, посвященная межрелигиозным отношениям, в весьма солидном саратовском издании (Семенова Ю. Межрелигиозная коммуналка/ / Общественное мнение. 2007. № 10). Вернее, не вся статья, а некоторые авторские вкрапления в фактуру материала, которые, быть может, помимо воли автора, (Фрейд подвел?), прозвучали неким подобием идеологем. Подумалось: хорошо, если это лишь утверждения автора. А ну, как отголоски властных установок? Хотя это не столь важно, как суть идеологем.

Статья как раз посвящена разногласиям, возникшим в межконфессиональных отношениях саратовской православной епархии и управления мусульман Поволжья по поводу двух событий: поддержки мусульманскими лидерами, включая духовного лидера мусульман Поволжья Мукаддаса Бибарсова, обращения известных ученых к Путину. Письмо, как известно, выражало опасения клерикализации общества в связи с радикалистской экспансией православной церкви в общественную жизнь. В Саратовской области настойчивые попытки РПЦ приобрели вызывающие формы, о чем не раз писала и пресса.

Вторым фактом, отраженным в упоминаемой статье, стали протесты мусульман, вызванные установкой по инициативе казаков Саратовской области поклонных крестов у населенных пунктов.

В статье добросовестно приводятся в цитировании позиции сторон конфликтных отношений и будто бы миротворца – правительства области. В целом картина конфликтных межрелигиозных отношений, описанная легким пером, дает материал, любопытный не только для читателя, не вникающего детально в сущность споров.

Но наряду с объективистским изложением позиций сторон, автор высказывает и свои сентенции, на которые он, конечно, имеет право, но которые в состоянии насторожить человека, скажем, демократических убеждений (на что и тот имеет право). Общественная значимость таких сентенций, напоминающих идеологические «установки», вызывают потребность в дискуссии, тем более, что идеологемы вкрапливаются в текст в ряду не вызывающих сомнения строк.

Вот автор пишет: «…не совсем корректно считать, что атеистическое мировоззрение «хуже» религиозного и т. д. Если люди не хотят изучать ОПК, – это их право, каким бы убийственным оно ни казалось людям верующим или считающим, что вне православия Россию ждет тупик».

«Не совсем корректно» – это, знаете ли, на фоне «каким бы убийственным оно ни казалось» выглядит просто изящно. Но и на том спасибо, хоть безобидно – может сказать атеист или агностик. Дальше же следует нечто и вовсе снисходительное, как раз из разряда идеологем: «Любая точка зрения имеет право на существование, если она не идет вразрез с действующим законодательством». Это об атеизме-то? А если «действующее законодательство» станет клерикализованным? Новому Джордано Бруно уготован путь на костер? Или о чем-то ином эта идеологема?

Неужели автор действительно считает, что люди обретают точки зрения не ранее, как сверят их (откуда только взявшиеся?) с «действующим законодательством»? Как же не заметить абсурдности подобного предположения?

Ведь не полагает же, надеюсь, ни один человек, будто действующее законодательство – вещь неизменная раз и навсегда. Иначе как же тогда возникают изменения в действующем законодательстве? Разве не от возникновения мнений, идущих вразрез с «действующим законодательством», то есть, по автору, не имеющих права на существование?

Казалось бы, мелкая авторская оговорка, но она показывает, насколько неглубоко укоренилось в СМИ понимание демократии. Не хочется предполагать, что это может быть отражением в сознании понятия, ни разу, впрочем, не используемого автором, такого, как «суверенная демократия».

Но ведь, опираясь на процитированный тезис, точку зрения о несовершенстве действующего законодательства, скажем, в части выборного процесса (введение 7-ми процентного барьера, отмены графы «против всех», отмены выборности губернаторов и членов Совета федерации), можно объявить «не имеющей право на существование».

Мысль о том, что в демократическом гражданском обществе любое мнение имеет право на существование, видимо, не скоро дойдет до общественного мнения, если в него внедрится явно реакционная идеологема.

Еще одна цитата. Касаясь солидарности мусульманских лидеров с обращением ученых к Путину, автор пишет: «позиция мусульманских лидеров не исчерпывается только сферой согласования интересов (религиозных, надо понимать, – Ю. Ч.),… она гораздо шире – обязательных для изучения предметов с религиозной окраской в школе быть не должно, потому что все мы живем в светском государстве». Совершенно справедливое утверждение. И в то же время автор же пишет и, надо думать, понимает то, что пишет: «…Если бы вопрос был исключительно в том – как бы не ущемить права детей из мусульманских семей, преподавая ОПК в обязательном порядке для всех без исключения во всех школах, то он выглядел бы закономерным». И еще: «Если бы проблема виделась только так, то осталась бы пространство для дискуссий».

Как совместить два взаимоисключающих утверждения? Первая фраза говорит о том, что мусульманские лидеры ведут себя как граждане, и только как граждане они выступают со светской позиции, и это их полное право. А сомнениями в «закономерности» постановки вопроса мусульманами и мыслью об отсутствии «пространства для дискуссий» автор «загоняет» граждан в рамки межконфессиональных разногласий, которых на деле нет. И ставит под сомнение право мусульман включать в свои интересы вопросы государственного устройства, вопросы конституционные и отстаивать их в давно уже идущей в стране дискуссии по поводу наметившейся воинствующей клерикализации, причем с доминированием одной конфессии! Против этого выступают атеисты и агностики. Почему же верующие граждане, независимо от вероисповедания, не могут разделять эту позицию?

Получается вроде совета: если межрелигиозные отношения, то, пожалуйста, дискутируйте и согласовывайте. Если проблема шире, то ни-ни. Что это, безобидная сентенция автора, еще один элемент «суверенной демократии», претензия на запрет лидерам мусульман на право на государственный подход к проблеме? Или мы уж дожили до того, что право на мнение можно иметь только тогда, когда мнение уже существует в статусе безапелляционного?

Пишет же автор: «Но все точки над i после высказывания президента Владимира Путина, отметившего, что в многонациональной стране ОПК преподаваться в обязательном порядке не может, поставлены».

Так-то оно так: живем ведь не на облаке – по нашему хотенью, да по президентскому велению. Ну, а не вспомни президент, что страна наша – светское государство, скажи он завтра, что неплохо бы, мол, стать России конституционной монархией с государственной религией, то и в этом случае граждане страны стали считать, что все точки поставлены и расставлены? Оправдание найдется – «суверенная демократия», разумеется. Или граждан уже превратил в щепки «деревообрабатывающий комбинат» государства?

Остановлюсь еще на одной, самой, как мне кажется, опасной идеологеме. В заключительном абзаце статьи автор пишет: «При губернаторстве Дмитрия Аяцкова мусульманской общине, как впрочем, и РПЦ, уделялось повышенное внимание, и никаких межрелигиозных проблем в области не возникало. Сейчас областная власть «равноудалилась» от религиозных конфессий, зато активизировалась политическая элита. Выросло и влияние РПЦ на происходящие в области события, и именно это, возможно, начало вызывать определенную реакцию».

Если это понять как призыв: «Даешь повышенное внимание мусульманской общине и РПЦ!», то стоило ли огород городить ради призыва к нарушению Конституции? Если же оное писано, фигурально выражаясь, под гипнозом, то общественное мнение от подобной идеологемы здоровее не станет. Реализация же ее породит еще более серьезные конфликты.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |