Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 48 (378) от 14.12.2006

 

12 декабря - не красный день календаря (Александр СВЕШНИКОВ)

Комедия не станет фарсом? (Екатерина БОГДАНОВА)

Прощай, разбитая «Россия»?

Регион третьей категории (Наталья МАУС)

Единая Россия – «Справедливая Россия» (Александр СВЕШНИКОВ)

Тьма бюджетная (Александр Никитин, председатель СПЦ «Солидарность»)

Балашовские депутаты против свободы слова (Александр СВЕШНИКОВ)

Человек с большой дороги (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Душевные лекари (Вопросы задавала Екатерина БОГДАНОВА)

Испанские страсти с русским размахом (Владимир Петров)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Книжная Полка

СТАРЫЙ ГЕРОЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Анна САФРОНОВА

Книга Сергея Минаева «ДУХLESS. Повесть о ненастоящем человеке» (М.:АСТ: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006) была продана рекордно – более чем полумиллионным тиражом.

«Духless» – отсутствие духа, бездуховность. Время действия – наше, место – Москва. Точнее, не вся Москва, а гламурная ее часть. Главный герой – немаленький сотрудник крупной корпорации – ведет светскую жизнь. Он завсегдатай престижных клубов, он не последний человек в иерархии светских же персонажей. Представитель не только материальной, но и духовной элиты: «…я не могу позволить себе, чтобы в моей машине на заднем сиденье валялась книга с названием «Комбат атакует» или «Спецназ выходит на связь». Я не смотрю «Бригаду», не люблю русский рок, у меня нет компакт-диска Сереги с «Черным “бумером”». Я читаю Уэльбека, Эллиса, смотрю старое кино с Марлен Дитрих. И свои первые деньги я потратил не на «беху» четырехлетнюю, как у пацанов, а на поездку в Париж».

Но – рафинированность вкуса не дает ощущения полноценной жизни. Герой не может слиться с массой «ночных жителей», составляющих половину города, хотя проводит среди них жизнь. Люди-пустышки, превратившиеся «в персонажей гламурных журналов, героев и героинь танцпола, фей подиума и ресторанных рыцарей ножа и тарелки». Они, по определению героя, - мумии, у которых нет ни цели в жизни, ни самой жизни. «Постоянные лучи софитов отучили их глаза воспринимать дневной свет, лампы солярия сделали невозможным нахождение на дневном солнце, тонны парфюмерии и косметики вкупе с наркотиками и диетами постепенно иссушали их тела, а актуальные журналы и глянцевое телевидение сделали то же самое с их мозгом». Есть ли альтернатива? Люди, свободные от этого? Герой пробует найти что-то в инете – друзей, единомышленников. Результат: сетевая тусовка не лучше гламурной, это – «…коммьюнити лузеров. Сообщество людей, вытесненных из реального мира ввиду своей полной профессиональной непригодности». Это «ментальные бомжи. Никому не интересные, в большинстве своем убогие, зажатые и бездарные людишки».

А что же герой, читающий Уэльбека? Просматривая мысленно события своей жизни, он испытывает такое ощущение: «…посмотрел какое-то очень херовое кино с ужасным сценарием и абсолютно лишенное смысла. Единственное мое желание – это сдать диск обратно в прокат (…). Остается только одна проблема: главный герой всей этой говносаги – Я. Это противно, омерзительно, жутко до дрожи в коленях. Но так оно и есть».

Этим-то герой Минаева и ценен. Своим страданием, своим ироничным и жестоким взглядом на окружающее. Своей потребностью в поисках смысла жизни, в критическом отношении к так называемым ценностям. Жаждой искренней, а не продажной любви и дружбы – при внешней пресыщенности и разочарованности во всем. Отвращением к пошлости в любых ее проявлениях. Весь этот список черт персонажа отсылает нас к классическому «герою нашего времени» Более того, именно по этому разряду Сергей Минаев вполне осознанно своего героя и классифицирует. Даже имени главного персонажа Минаев старается не упоминать (благо повествование ведется от первого лица), что усиливает ощущение «возвращения» классического героя. Поменялся временной антураж, пороки из тайных стали явными, а в целом та же бездуховность, пошлость, духless; нет принципиальной разницы между лермонтовским обществом на водах и минаевскими гламурными тусовками Москвы (только степень падения духа растет). Герой же, как и положено наследнику классических образов, одновременно и обличитель, и жертва (несовременно выражаясь).

Слово герою «ДУХLESS»: «Кого ни возьми, любого «героя нашего времени» – Чацкого, Онегина, Печорина, — все персонажи вели абсолютно бесцельное существование, искали смысл жизни, духовные очаги и т. д. А поиски «духовности» <…> продолжаются так уже века три. А воз <…> и ныне там». Пессимистично, но оптимизма «герою нашего времени» не положено по штату.

Наименее интересными в «ДУХLESS» мне кажутся поколенческие изыскания Минаева. Свое повествование он посвящает конкретному поколению: «Поколению 1970 – 1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному, чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да успокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где все должно было быть иначе…» Вот здесь педалирование исключительности вряд ли закономерно, и примеров тому масса, описание героев потерянных поколений вообще может составить изрядную книгу. Но хотя бы один пример. Не так уж давно, а именно в 2001 году вышла замечательная книжка Кристиана Крахта «Faserland» в издательстве «Ad Marginem». Герой этой книги выглядит реальным предшественником героя «ДУХLESS»: тоже молодой и тоже из потерянного поколения; та же интеллектуальная элита, те же проблемы непонимания, даже о культурных символах (музыкальных, вещественных) герои говорят как-то одинаково, сходные брезгливые интонации в отношении того, что они считают пошлостью. Одиночество в толпе, поиск смысла в жизни, попытка обрести его а «свободных кругах» - у Крахта не сетевые тусовщики, а хиппи. В финале книги отчаявшийся герой Крахта садится в лодку, чтобы доплыть до середины озера… Потерянное поколение от Крахта старше Минаевского всего на несколько лет, и место действия иное. На этом различия исчерпываются. Может быть, имеет место внутренняя ссылка Минаева на Крахта, а, может быть, что-то в воздухе носится. Однако, столь продвинутому литератору, как Сергей Минаев (и тем более его культурно подкованному персонажу) должно было бы открыться, что непотерянных поколений, кажется, вообще нет. Как только появляется мало-мальский сообразительный герой – первое, что он делает, так это объявляет свое поколение потерянным. Впрочем - тоже денежка в копилку традиций.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |