| К свежему номеру |
Саратов эпохи Достоевского
Екатерина БОГДАНОВА 11 ноября Федору Михайловичу Достоевскому исполнилось 187 лет. В саратовском культурно-выставочном центре «Радуга» очередная дата стала поводом для открытия тематической выставки «Символ России – Достоевский…», экспонаты которой предоставило городское литературно-краеведческое общество «Спутники Достоевского». Обилие школьников на презентации экспозиции было не случайным. Конечно, молодое поколение вместе с учителями и без того частенько заглядывает в «Радугу». Однако на этот раз галерею посетили специально приглашенные ученики 95-й школы, бывшей Мариинской гимназии. Ведь это учебное заведение с богатой историей и старинными традициями имеет непосредственное отношение к русскому классику: в нем долгое время преподавал родственник Достоевского.
Несколько необычное расположение выставки – на фоне пейзажей Норвегии – стало следствием временной нехватки выставочных площадей в «Радуге». Достоевский не раз бывал в Европе, а кроме того, прекрасно ориентировался в геологических породах – так что «горное» оформление экспозиции пришлось как нельзя кстати. Ему соответствовала и лекция, прочитанная для гостей презентации автором выставки профессором СГТУ Олегом Смилевцом.
В своем «Комментарии геолога к произведениям Ф.М. До-стоевского» ученый попытался раскрыть символику драгоценных камней, достаточно часто встречающихся на страницах книг писателя. Согласно этой любопытной теории, Рогожина сгубил и побудил к убийству Настасьи Филипповны бриллиант, вопреки магическим предписаниям носимый им не на левой, а на правой руке, тогда как Раскольникова на двойное убийство обрек его собственный заклад старушке-процентщице – отцовские часы с тремя красными камешками, предположительно рубинами.
Впрочем, на выставке найдется не только о чем послушать, но и на что посмотреть. Все представленные экспонаты – лишь часть огромной частной коллекции профессора Смилевца. Творчеством Достоевского он увлекся еще со школы и, с азартом коллекционера, по крупицам стал собирать связанные с писателем реликвии. Разоткровенничавшись, Олег Демьянович признался, скольких трудов ему стоило заполучить раритетный бюст русского классика (по России скитаются всего четыре его копии) и награды рода Достоевских. Последние всего лишь муляжи, однако в свое время были куплены в Москве за немалые деньги. А уж о том, чтобы разнообразить свое домашнее собрание ценностей одной из посмертных масок писателя, профессор только мечтает. Правда, так давно и упорно, что, в соединении с природным энтузиазмом Олега Демьяновича, у мечты, кажется, есть все шансы осуществиться.
Помимо жемчужин коллекции – бюста Федора Михайловича и фамильных наград – в экспозиции представлены денежные знаки и монеты эпохи Достоевского, фотографии русского классика и некоторые его прижизненные издания, а также двадцать живописных работ саратовских художников, проиллюстрировавших произведения писателя. Среди них есть и интересный эксперимент – попытка саратовца Юрия Сатарова соединить любимую картину Достоевского – «Сикстинскую Мадонну» кисти Рафаэля – с портретом самого Федора Михайловича. На полотне он изображен за чтением судебной хроники.
Посетить необычную выставку, открывшуюся в КВЦ «Радуга», можно до конца ноября. Она особенно актуальна для тех почитателей литературного таланта автора, которые хотели бы открыть его для себя с новой, несколько неожиданной стороны, проследив взаимосвязи Федора Михайловича Достоевского с Саратовским краем.
Весь номер на одной странице
|