Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 22 (580) от 16.06.2011

 

Россия против борьбы с коррупцией (www.forum-msk.org)

Путин будет выдвигаться в президенты («Газета.Ru» 23 мая 2011 г)

День России, которую мы потеряли (По материалам веб-сайтов www.vzsar.ru и www.om-saratov.ru)

«Инварианты» без вариантов (Екатерина БОГДАНОВА)

Опьяненные (Ксения БАТУЗОВА По материалам пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области)

Богатый урожай операции «Канал – Запад» (Группа информации и общественных связей УФСКН России по Саратовской области)

Возможна ли сегодня в России либеральная миссия? (Юрий АФАНАСЬЕВ Радио Свобода www.svobodanews.ru)

Узнать, когда автобус появится на остановке, – легко (Министерство транспорта и дорожного хозяйства)

«Скоростные» чиновники (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

И не туды, и не сУды (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

«Получи свое у банка»

Изобретателям посвящается

Непривычен ТЮЗ без глухого забора (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

О чем грустит Федин? (Виктор ШЕПТИЦКИЙ)

Над Кубанью – призрак аномальщины (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Делу – время, потехе – час (Светлана ТЕНЕТКО)

«Пространства мастеров» (Александр ДАВИДЕНКО)

Положение о проведении III областного литературного конкурса короткого рассказа, посвященного 185-летию со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Иллюзии» Жоржа Мельеса (Лана СОКОЛОВА)

Обнажая искусство (Татьяна РАЙС)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Угол Зрения

Россия в расцвете бальзаковского возраста

Ю.Н. СЛУДНИКОВ, член Совета Саратовского регионального отделения Партии Народной Свободы «За Россию без произвола и коррупции»

Я с большим уважением отношусь к Юрию Афанасьеву, он – лидер «Демократической России» на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века – был нашим идеологом и кумиром. Но, читая его статьи, всегда оставалось ощущение, что, с моим пониманием исторических процессов, я мысленно оппонирую ему в его нынешних взглядах. Долго это ощущение казалось мне иррациональным и неосознанным, но вот в газете «Богатей» № 21 от 9.06.2011 г. на одной полосе со статьей Ю. Афанасьева «Возможна ли в России либеральная миссия?» появилась статья Г. Ахтырко «Нацменьшинств у нас больше», и я прозрел.

Я понял, что мне кажется странным в позиции Ю. Афанасьева и почему его подходы к поднимаемой им проблеме методологически похожи на позицию Г. Ахтырко. Хотя у них и разная политическая весовая категория и политические позиции, обоих их объединяет полное непонимание процессов этногенеза нашей российской евроазиатской цивилизации, стержнем которой являются народы (этносы на языке этнологов) Российской Федерации.

Свои доводы я начну с краткого курса этногенеза – закона о том, как появляются, живут и исчезают цивилизации. Об этом написаны труды многих ученых Европы, России, Китая, но самые выдающиеся вехи в этногенезе цивилизаций принадлежат, по мере развития этой науки, немцу О. Шпенглеру, англичанину А. Тойнби, россиянину Л.Н. Гумилеву.

Что же такое цивилизация? Это группа этносов, живущих или в рамках одного государства ( Римская империя, Византия, Российская империя, современный Китай, Оттоманская империя), или группа государств (Западная Европа, Государства Древнего Китая, Индия до захвата ее англичанами). Что их объединяет в единую цивилизацию? Единый менталитет, общность культуры, исторические корни, похожий хозяйственный уклад, общий вмещающий географический ландшафт.

Бесспорным среди специалистов по этногенезу является положение о том, что цивилизации, как и этносы, подобно человеку, имеют момент рождения и смерти. Вначале А. Тойнби, в догадке, затем Л.Н. Гумилев, уже в целостной теории, убедительно доказали, что рождаются, живут и умирают цивилизации по одним и тем же законам. История человечества – это дискретный процесс возникновения и угасания цивилизаций, а совсем не единый процесс течения исторического времени от древних египтян или шумеров до молодого балбеса в тонированной иномарке, разговаривающего по сотовому телефону. Умершим цивилизациям наследуют «дочерние» цивилизации (по А. Тойнби), но «дочерние» цивилизации, занимая у «материнских» часть знаний и культуры, создают свою неповторимую цивилизацию, не похожую ни на «материнскую», ни на «сестринские». Пример – Католическая цивилизация Западной Европы (в наше время Западный мир) и Византийская цивилизация. Обе цивилизации «сестринские» и «дочерние» по отношению к эллино-римской цивилизации (Римской империи), но как сильно они отличались! В средние века католики считали православных хуже сарацин (арабов)!

В течение жизни цивилизации имеют возрастные фазы. По Л.Н. Гумилеву, их шесть: пассионарный подъем, акматическая фаза, надлом (автор термина – А. Тойнби), инерционная фаза, обскурация и, у некоторых, мемориальная переходящая в гомеостаз (при условии, что ее не «втянет в себя» соседняя цивилизация).

Возьму на себя смелость сравнить жизнь цивилизаций с жизнью человека. Пассионарный подъем – это рождение и жизнь до юношеского возраста (16–18 лет). Акматическая фаза – образование, поиск себя в жизни, свершение самых значимых дел (18–40 лет), в том числе и ошибок. Надлом (40–50 лет) – человек вдруг осознает, что, наверное, жил не так, нужно сменить жизнь, может быть, создать новую семью, прежняя жена тебя не понимала и дети не так воспитаны, как ты хотел (многие пускаются в жизненные авантюры или впадают в пьянство). Инерционная фаза – человек понял, что жизнь уже не изменить, да и в принципе его судьба не так уж и плоха, у него есть достижения и даже сильные поступки в прошлом, живи и не безумствуй, наживай добро на старость и помоги детям по мере сил и возможностей устроить им свою жизнь (50–75 лет). Обскурация (после 70–75 лет) – человек все понимает, но активно ничего сделать уже не может, пассивно наблюдает, как меняется мир. Если он богат, то еще может влиять на окружающее общество деньгами, но сам создать уже ничего не может. Ясно, что этот период заканчивается смертью. Мемориальная фаза и гомеостаз присущи только цивилизациям, но не человеку, поэтому рассматривать их не будем.

Так в какой же фазе этногенеза находится наша российская евроазиатская цивилизация?

Сейчас у нас закончилась фаза надлома (эпоха жесточайшего противостояния пассионариев разной политической доминанты начиная с террора народовольцев до смерти Сталина) и начинается инерционная фаза этногенеза, т. е. по человеческому возрасту нашей цивилизации где-то 50 лет.

Цивилизации не живут разрозненно за высоким забором; естественно, что соседние цивилизации влияют друг на друга. Влияние самое разное – от культурного до военного. Давайте посмотрим на соседние цивилизации и попробуем определить их влияние на нашу российскую евроазиатскую цивилизацию.

Западная цивилизация – самая могущественная по экономическому, культурному и военному влиянию в мире. Ее влияние огромно, нет в мире цивилизации, которая в той или иной мере не подверглась бы вестернизации, хотя бы в виде англо-саксонской финансово-индустриальной хозяйственной системы. Естественно, что ее идеологическое и философское влияние, моральные ценности и даже элементы менталитета проникают в соседние цивилизации. Влияние Западной цивилизации на нашу очень велико, начиная с Петра I и кончая марксистами, чье учение обеспечило в фазе надлома наиболее тяжелый период перманентной гражданской войны. Западная цивилизация находится в фазе обскурации, этот период начался с Первой мировой войны и длится уже век.

На Дальнем Востоке мы граничим с Китайской цивилизацией, которая, на мой взгляд, находится в фазе пассинарного подъема. Ее влияние на нашу цивилизацию невелико из-за того, что мы не «сестринские» цивилизации, в отличие от Западной. На юге мы граничим со странами бывшего СССР, входящими пока в нашу цивилизацию, но уже подвергающимся влиянию как Западной цивилизации (в основном экономическому влиянию), так и ментальному и религиозному лиянию нарождающихся цивилизаций Переднего и Среднего Востока. У нас эти зарождающиеся цивилизации называют собирательно Мусульманский мир, но это не единая цивилизация, по крайней мере, Иран и Арабский мир – это разные цивилизации. Влияние этих цивилизаций тоже невелико, но существенно – идеология Кавказского Халифата и ваххабизма пришла к нам оттуда.

Наиболее четко обскурация в Западном мире проявляется в многочисленных «войнах за свободу и демократию» и в отрицании христианской традиции. Взамен христианских ценностей появился либерализм как система превалирования прав личности над ее обязанностями и полное подчинение государственной машины прихотям ее граждан. Захотели напасть на Ирак – напали, захотели вмешаться в гражданскую войну в Ливии – вмешались. Но воевать-то не хотят! Права и свободы бомбить и поучать других иметь – хотят, а выполнять обязанности по реализации этих прав в жизнь (т. е. воевать) не хотят! Это и есть обскурация! Хорошо еще, что у них есть ракеты и самолеты, а то сидел бы сейчас полконик Каддафи в Риме в кресле г-на Берлускони и вызывал бы на ковер г-на Саркози! (Вандалов, которые, кстати, пришли из Северной Африки, тоже было несколько тысяч, когда они взяли потерявший всякую пассионарность многомилллионный Рим).

Западная цивилизация практически уже не христианская, люди не верят в Иисуса Христа, а верят в НЛО, в различные мистические учения, во все то, что дает удовольствие. Много адептов других религий, а у протестантов столько сект, что их сосчитать могут только специалисты, причем часть из них уже по существу не христианские. Культурные шедевры заменены у них зрелищами, самые мощные из которых профессиональный спорт и голливудские макулатурные фильмы. Легализация легких наркотиков, гей-парады и гомосексуальные браки наиболее видимые яркие признаки обскурации во внутренней жизни Западного мира!

Но есть вещи в Западной цивилизации, которые в силу возраста нашей цивилизации просто не смогут у нас прижиться. И, к огорчению Ю. Афанасьева, это всеобщий либерализм. В сегодняшней России либеральная западническая миссия невозможна!

Давайте вспомним, как зарождался либерализм в Западном мире. Ни в акматическую фазу (феодальные войны, крестовые походы), ни в фазе надлома (религиозные войны между католиками и протестантами) либералов просто не было, ну, может, отдельные мыслители, и то в извращенном виде. В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы царит всеобщий либерализм, но … черную работу выполняют рабы! Первыми либералами можно назвать гуманистов Возрождения, но это уже фаза инерционная, т. е. та, куда мы только вступаем. А расцвет либеральной идеи пришелся на конец инерционной фазы и на начало обскурации. Да и почему бы не восторжествовать либерализму в Западном мире, который вначале в колониальной форме, а затем в экономическом доминировании ограбил другие цивилизации Земли (очень похоже на рабов в «Городе солнца», правда?) и пока может безболезненно удовлетворять прихоти своих граждан!

У нашей российской евроазиатской цивилизации всеобщий либерализм невозможен из-за относительно молодого возраста и Главного Вызова – угрозы развала цивилизации, на который, надеюсь, мы сможем дать ответ! У нас осталась еще кое-какая пассионарность!

Г. Ахтырко озабочен количеством нерусских в управлении нашим государством. Очевидно, он видит в этом Вызов времени (по А. Тойнби). Здесь он совершает несколько методологических ошибок с точки зрения этногенеза. Во-первых, татары, немцы Поволжья и евреи являются коренными этносами России, живущими в составе цивилизации несколько сотен лет. А если говорить о Саратовской области, то татары даже «кореннее» русских, которые начали заселять Нижнее Поволжье только с XVII века.

Во-вторых, непонятно, зачем Г. Ахтырко такое деление. Ведь все российские этносы носители нашей общей культуры и менталитета; недаром представители других цивилизаций не различают, кто русский, кто мордвин, кто татарин, кто еврей – все мы для них русские. Но даже иммигранты из других республик бывшего СССР близки нам по менталитету, несмотря на бытовые и религиозные различия – мы долгое время жили и еще живем в одной цивилизации. А когда закончит существование Западная цивилизация (а она XXI век не переживет), тогда наша общность будет видна еще заметнее. Иммиграция не опасна, пока дети иммигрантов ходят в наши школы, впитывают нашу культуру и становятся носителями нашего менталитета и духовных ценностей. Этим отличается фаза инерционная от обскурации, в которой иммигранты, расселяясь по странам принявшей их цивилизации, образуют «шанхаи», свои закрытые поселения и кварталы, со своим языком, школой, культурой и даже своими негласными законами. Нам это не грозит, но то, что г-жа М. Ле Пен во Франции поднимает тревогу, оправданно, но уже поздно!

В инерционной фазе этногенеза начинают стираться многие оставшиеся еще различия в этносах, входящих в цивилизацию, не говоря уже о процессах метисизации. Так было в Римской империи, когда гражданство получили люди в покоренных провинциях, так было в Византийской империи, когда различие между греческими, анатолийскими и армянскими императорскими династиями не имели никакого значения для граждан империи.

Конечно, русский национализм фаз подъема и акматики нашей цивилизации резко отличается от национализма фазы надлома. Наши предки, русичи-московиты, были пассионариями и по умолчанию первыми среди других этносов. Но свое первенство они подтверждали героическими делами, не требуя того же от других этносов, и другие этносы понимали русских правильно и тоже по умолчанию вносили свой вклад в нашу цивилизацию. Современные националисты требуют признать первенство русских не за свои дела, а за дела героических предков, которые копьем, штыком и сохой создавали и держали на своих плечах Российскую империю и Советский Союз. Вряд ли они достигнут в этом успеха! Да и не в традициях нашей российской евроазиатской цивилизации, дочерней, с одной стороны, «православно-киевской», а с другой – «татаро-монгольской», копаться в религии и национальности представителей правящей элиты. У нас цари и императоры были и татарами (Б. Годунов), и почти немцами (Николай II), и огрузиненными осетинами (И. Сталин), не говоря уже о вельможах и высших партийных функционерах. Главное – они были органичными правителями нашей цивилизации.

Поэтому я, как представитель того течения политической мысли, которое можно назвать и право-демократическим, и традиционалистическим, и почвенническим, вооруженный теорией этногенеза, не вижу смысла пугаться теми страхами, которые навевают нам гг. Ю. Афанасьев и Г. Ахтырко. Здесь уместно сказать, что есть другие страхи (вызовы – по теории этногенеза), например, сохранение даже не российских народов (по А.И. Солженицыну), а конкретно российского крестьянства, но это отдельный серьезный разговор.

Мы должны взять у «сестринской» Западной цивилизации все самое лучшее в управлении государством, в демократических процедурах, в механизмах функционирования гражданского общества, а уже затем, в свое время, положить благодарный букет на гроб Западной цивилизации и воздвигнуть ей поминальный памятник за то, что многое в ее развитии поучительно для нас!

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |