Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 11 (525) от 25.03.2010

 

Мы против политической монополии «Единой России»! (Илья МАКСИМОВ)

«Юмор по-английски» в Саратове (Светлана ТЕНЕТКО)

Смеешь выйти на площадь? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Нет ювенальной юстиции! (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Прими участие в акции «Час земли»! (Пресс-центр НКО Ассоциация «Партнерство для развития»)

«Стрелочники» (Виктория САТЧЕНКО)

Один в поле не воин (Елена ТАЛПЭУ)

«Коммерческая тайна» выживания поселка Сокол (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Проект совместного туризма (Леонид ЮРЬЕВ)

Прирост населения есть, но… (Федеральный пресс-центр «Перепись – 2010»)

Система «узаконенного» насилия (Михаил ХОДОРКОВСКИЙ (www.ng.ru))

Программа построения единизма за 15 лет («Независимая газета»)

Байдарки без весел – деньги на ветер (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Обращение

Как привлечь молодежь на село (Молодежный парламент при Саратовской областной думе)

Землю можно вернуть городу (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

С. Леонов: «Законодательство противоречиво, методики несовершенны» (Елена ТАЛПЭУ)

Памятник, которого как бы нет (Сергей СЕМЕНОВ)

Неудачный дубликат о Яблочкове (Сергей СЕМЕНОВ)

Саратов беспамятный (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Как весну закликали (Лана СОКОЛОВА)

Драматургия цвета и форм (Александр ДАВИДЕНКО)

Комедию обломали, или Хорошие женщины достойны лучшего (сыгранный на сцене ТЮЗа спектакль все-таки студенческий. Екатерина БОГДАНОВА)

«Элея» – островок детского творчества (Елена ТАЛПЭУ)

Русский инвалид (Дмитрий БЫКОВ (www.novayagazeta.ru))

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Праздник

Возрождая традиции земли славянской

Светлана ТЕНЕТКО

Время идет, все движется и изменяется, возникают, живут и исчезают планеты, звезды, галактики... И лишь бесконечное Небо, которому поклонялись наши давние предки, пребывает вечно, постоянно определяя все основные и самые важные условия нашей жизни. Над великим языческим Небом, которому поклонялись наши предки, ничто не властно – в вечном Небе движение идет по своим бесконечным законам, не зависящим ни от каких богов. Так считали наши далекие предки.

В минувшее воскресенье в день весеннего равноденствия прошла славянская Масленица. Народ в лес подтягивался не спеша, по-другому было невозможно двигаться, преодолевая снежные заносы, порой по колено проваливаясь в сугробы.

Пока мы добираемся до места праздника, в район Кумысной поляны, расспрашиваем его «хозяев» из содружества «Колослава» о предстоящем действе. В начале марта, по верованиям наших предков-славян, рассказывает Былята (Георгий) из содружества «Колослава», прилетевшие птицы приносили на своих крыльях весну. Птицы считались у славян вестниками богов, и, оставляя на могилах усопших всевозможную еду, они считали, что она перенесется с птицами и накормит наших пращуров.

Так, за разговорами, заучиванием песни закликания птиц да весны и доходим до развилки, где встречает нас «грозный» страж Лютзверь (Дмитрий). Вопрошая, куда мол, люди добрые, идете и что в лесу делать собрались. «Проводник» ответствует, что идет сия честная компания весну зазывать, да зиму провожать. А чтоб убедиться, что не праздно шатающийся люд в лес пришел, просит нас страж показать свои умения песни петь да на разных народных инструментах играть.

К тому времени, когда наша группа добралась до места, там вовсю шла работа. Пришедшие раньше ребята по-деловому уже занимались хозяйством: расчистили «обеденное» место для костра от валяющихся веток и начали готовить на небольшом возвышении у сухого дерева место для капища, где и происходил сам обряд славления родных богов, предков, восхваления Земли-матушки. Чуть подать третья группа утаптывала еще одну круглую полянку – для игрищ и проводов Мораны-зимы.

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепешки – комы, в состав которых входили три злака – рожь, пшеница и дикуша (греча). А когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Вероятно, пресные лепешки и дали второе название праздника Масленицы,– Комоедица.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также пеклись караваи, жданки, круглые хлебцы (может, отсюда и идет выражение «Все жданки съели»), но вся выпечка обязательно должна быть круглой, похожей на солнце.

Пока сильная половина человечества занималась чисто мужским делом: заготавливала дрова для костров, выискивая под снегом сухие упавшие деревья и распиливая их на бревна, девушки готовили чучело Мораны-зимы. Надо заметить, что творится чучелко непременно женщинами и без изображения лица и глаз, ибо негоже Грозноокой Владычице Смерти на людей честных глядеть. На сделанный из сухих веток каркас надели набитое предусмотрительно захваченной соломой туловище, стараясь придать ему более женственные формы и одеть покрасивее.

Действо началось с зазывания весны, с колокольцами да бубнами. А чтобы ускорить ее приход, надо было принести требы (жертвы) богам и предкам – хлебы круглые масло да мед душистый. Вход на капище был открыт всем, кто внутренне готов к этому, кто искренне чувствует свою принадлежность к славянам. Перед восхождением на капище каждый проходил своеобразный обряд «очищения».

Огонь на капище зажгли не банальными спичками или зажигалкой, а добыли древним способом – трением. Только с третьего раза получилось поджечь подготовленную ветошь, не хотела, видимо, Морана-зима уступать свои права Яриле-солнцу. Долго разгорался костер; чтобы помочь ему, пошли люди добрые посолонь (по солнцу), приговаривая «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Разгорелся костер, получив свое угощение – порцию первых блинов, отданных предкам и богам. Обнесли вкруговую всех братиной (большой чашей), в которой был напиток особый – мед стоялый. У кого братина в руках была, возносил хвалу земле-матушке, солнцу красному, предкам своим. Огнем жарким – защитником от всех сил темных – очищались люди добрые, «умывались», очищали над ним обереги свои.

А уж после пора пришла перейти на поляну для проводов зимы холодной. В середине поляны костер большой выстроен, да крепость снежная для Мораны-зимы.

Весну-красну зазывать начали с закликания птиц: подбрасывали в небо круглые, как солнышко, печенья, приговаривая «Жаворонки-жаворонушки, прилетайте с дальней сторонушки, приносите весну красную, уносите зиму студеную». В ход пошли и бубны звонкие, и свистелки голосистые. Весна-то пришла, да только слуги зимы не хотят отдать ее бразды правления. И сошлись в поединке защитники весны с силами зимы холодной. Не на шутку бились добры молодцы, подбадриваемые криками «болельщиков» с обеих сторон. Но, как и полагается, одержал «весенний» молодец победу, а Морана-зима укрылась с девицами в крепости снежной.

Трижды молодцы крепость штурмом ходили, и только последний раз он увенчался успехом: уж очень не хотела зима уходить, да и девицы оборону держали нешуточно. Ушла Морана-зима, унесли ее чучелко и после крадировали (предали огненному погребению по славянскому обычаю). «Закрывали» обряд проводов зимы хороводом вокруг костра и братиной по кругу, славя землю, солнце и предков.

И начались тут праздничные «бесчинства» на радость всем. Правда, «бесчинства» эти выглядели вполне пристойно, несмотря на название: знакомая всем игра в «ручеек» из неспешного ручья превратилась в настоящий водоворот. Молодецкая забава стенка на стенку так разздорила молодцев, что посбрасывали они одежды, обнажив торсы мускулистые, и пошли силой меряться. Самые смелые через костер прыгали, удаль свою показывали перед красными девками.

После забав переместились все к пиршескому костру. Тут снеди всякой видимо-невидимо: блины румяные, окорочка дымящиеся, мед с квасом, да чай с вареньем. И начался тут пир горой, и мы на том пиру были, мед да квас пили. И про Масленицу славянскую рассказали вам все без утайки.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |