Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 14 (528) от 15.04.2010

 

«Феномен Сомова» как проект «Единой России» (Иван ДУРДОМОВ)

Должностным лицам администрации города Саратова (А.Д. НИКИТИН)

Рашкин проиграл Володину миллион (Пресс-служба СРО ПП «Единая Россия»)

Вечер «русской» гитары (Илья СВЕШНИКОВ)

Скандальная церемония (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Призрак терроризма реет над страною (Ксения БАТУЗОВА)

Депутатам Саратовской городской думы (А.Д. НИКИТИН)

Аукцион неслыханного мошенничества (Виктория САТЧЕНКО)

Политические предпочтения саратовцев (КОМКОН-Саратов)

Нет «майонезному правосудию»! (Пресс-служба Саратовского обкома КПРФ)

Быть или не быть ларькам – вот в чем вопрос (Елена ТАЛПЭУ)

Обращение (Корчагтн Н., Фомин В, Дорофеева М., Байрулиев М., Щенникова Л., Панина О., Гришин В., Московцев В)

Сага о «Саратовмясомолпроме» (Евгения КУПИНСКАЯ)

Открытое Письмо (Б.М. РОДИН, В.Г. ПАХОМОВ, М.Б. ЧУКИНА)

Открытое Письмо (Б.М. РОДИН, В.Г. ПАХОМОВ, М.Б. ЧУКИНА)

Катынь и Киргизия в День космонавтики (Елена ТАЛПЭУ)

Год спустя, на том же месте (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

Кризис над госпиталем не пролетел (М.П. ТРУШИН)

Концерт «Morandi» в Саратове – миф или реальность? (Елена ТАЛПЭУ)

Двое мужчин и красавица маримба (Лана СОКОЛОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Полистилизм как самостоятельный стиль

Александр ДАВИДЕНКО

В «Доме Павла Кузнецова» на суд зрителей представлен фрагмент ретроспективы творчества саратовского художника Владимира Солянова. Именно фрагмент, так как показана лишь живопись (рисунки демонстрировались два года назад), причем ограниченная временными рамками (1940-е – 1980-е годы ).

Человеку, впервые увидевшему работы этого художника, бросается в глаза разнообразие стилистических особенностей и приемов, используемых автором. Возникает вопрос: как можно достаточно точно определить творческое «Я» В. Солянова? Зритель немало удивится, если узнает, что именно полистилизм и является точной характеристикой особенностей мастера (как бы это ни звучало парадоксально). Попробуем в этом разобраться.

После «академического» периода (время обучения в училище), позволившего освоить композицию, светотеневую моделировку, работу на натуре и с натурщицами («Натурщица. 1953 г.»), В. Солянов постепенно расстается с усвоенными нормативами, как излишне консервативными, и начинает дрейфовать в сторону большей экспрессии мазка, более активного использования цвета («Эскиз автопортрета.

1957 г.», «Портрет дочери. 1959 г.»). Через пленэризм, с его ощущением воздуха, игры света и цвета («Душанбе. Ботанический сад. 1956 г.», «В ботаническом саду. 1956 г.»), он приходит к освоению выразительных возможностей цвета – как в сближенных регистрах, так и в их контрастном столкновении.

Первое реализуется в импрессионистичной работе «Пески на Казачьем острове. 1960 г.», где тонкие отношения пастельных оттенков бледных цветов утверждают самоценность живописной плоскости. Конфигурации и объемы выявляются энергичными, разнонаправленными мелкими мазочками краски. Несмотря на предметную неопределенность, все дышит, движется, сохраняя при этом композиционную устойчивость. Одновременно с этим, В. Солянов начинает экспериментировать и с выявлением материальности предмета, его вещественной значительности («Комнатный цветок» – работы 1962 и 1960-х годов). Это уже гораздо ближе к традициям русского импрессионизма, соединившего находки в области цвета французских мастеров с экспрессией мазка.

Настоящим апофеозом «импрессионистического» периода становится работа «Горы Таджикистана. 1964 г.». Россыпь мелких мазочков краски чистых, хроматических цветов, положенные на поверхность намеренно рельефно, создают мощную симфонию цвета и, в тоже время, удивительно цельное представление о материальном мире, в котором осязаемы не только камни скал и утесов, не только зелень на склонах или окрашенный в розовые и фиолетовые оттенки снег на вершинах, но и само небо, столь же монументальное, столь же материальное, имеющее такую же плотную и грубую фактуру, как и все остальное. Этот прием раздельных энергичных мазков (дивизионизм) с успехом использовал, например, Ван Гог («Портрет папаши Танги. 1887 г.», «Сеятель. 1888 г.» и др.), а также (на начальном этапе своего творчества) один из членов группы экспрессионистов «Мост» К. Шмидт-Рутлуф («У моря. 1906 г.»).

Обращает на себя внимание и смещенной композицией, и роскошной цветовой палитрой, и гладкой проработанностью лица портретируемой «Портрет жены. 1967 г.». Фон, хотя и достаточно условен, но чрезвычайно декоративен за счет россыпи мелких «вплавлений» краски насыщенных цветов, создающих иллюзию драгоценных камней, которыми инкрустирована поверхность, произвольно соединяющихся в фантастические узоры (в том числе растительного характера) и прекрасно гармонирующих с элегантной шляпкой с цветком. Фактурное многоцветие фона и контрастирует с более гладким письмом (почти втертостью краски), и находит отзвук в многообразии цветовых вариаций в изображении женского лица. Оно почти упирается в раму, оставляя большое пространство позади себя. В этой работе проявилось увлечение стилистикой модерна с его пристрастием к орнаментальности (такие фрагменты фонов можно без труда найти у Г. Климта, О. Редона, М. Врубеля и т. д. (впрочем, может быть, все гораздо проще, и это взято из арсенала Н. Гущина). Смещенная композиция отсылает нас прежде всего к В. Борисову-Мусатову: «Водоем. 1902 г.», «Весна. 1898-1901 гг.», «Изумрудное ожерелье. 1903–1904 гг.», но особенно «Автопортрет с сестрой. 1898 г.», – именно отсюда (ко всему прочему), по-видимому, взята идея построения самого портрета (профильность, цветок в волосах и уложенные на голове косы, замещенные на маленькую шляпку). Влияние Н. Гущина проявилось и в «Натюрморте с молочником. 1961 г.», где использован фактурный, но мелкий мазок, лепящий натуру с особой убедительностью и изяществом, придавая ей дополнительную ценность, обогащая ее драгоценными включениями сложных цветов. Конечно, можно отыскать подобную работу с краской и у Д. Бурлюка (Пейзаж. Поле. 1910-е гг.»), и у И. Грабаря («Зима. 1904 г.»), и у других, отражающих разные фазы в развитии «русского» импрессионизма, но эти связи, скорее всего, опосредованы через Н. Гущина.

Эксперименты с фактурой (использование фузы, посторонних органических и неорганических включений) отражает «Натюрморт с хлебом и крынкой. 1964 г.». Плоскость фона геометризована членением угольниками разного цвета с переменной интенсивностью, но все это совмещено с реальными объектами переднего плана, имеющими привычную форму. Такой «коллаж» цементирует именно неровная фактура со следами «насилия» (параллельные бороздки) и зональная, хотя и не радикальная окраска. К идее подобного «насилия» могла подтолкнуть работа В. Баранова-Россинэ «Беспредметное. 1910-е гг.», находящаяся как раз в музее имени Радищева.

Не избежал В. Солянов и влияния М. Сарьяна. Хотя в «Декоративной композиции. 1963 г.» существенно меньше элементов, которые к тому же подверглись инверсии (перестановке), но внимательный зритель поймет, что это – парафраза на тему «Натюрморт. 1913 г.» М. Сарьяна, которая тоже хранится в нашем музее. Даже материал выбран тот же – темпера. «Груши. 1967 г.» немного модифицирует сарьяновские «Фрукты. Натюрморт. 1916 г.», а в работе «Маски. 1972 г.», написанных на тему «Египетские маски. 1911 г.», правый объект имеет портретное сходство с самим М. Сарьяном.

(Окончание следует)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |