Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 4 (518) от 04.02.2010

 

Шуба или жизнь? (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Новейшая история города Глупова (Екатерина БОГДАНОВА)

Памятник – это хорошо. А жить на что? (Ю.М. СТАЛЬГОРОВ)

О росте домов и корректировок (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Мечты должны сбываться (Светлана ТЕНЕТКО)

Власть возьмется за профсоюзы (Пресс-служба ИГСО)

Не нужен ли доктор авторам «доктрины»? (Дмитрий ВОРОБЬЕВСКИЙ)

Обществу нужна самостоятельность (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Не рынок, а обыкновенный базар! (Елена ТАЛПЭУ)

Скоро нас всех перепишут (Пресс-служба Саратовстата)

Об ипотеке и рыбалке (Сергей ТИМОФЕЕВ)

Сталина на вас! Сталина! (Александр НИКИТИН)

Куда свозить себя на день рождения, или Женский взгляд на бывший соцлагерь (Светлана ТЕНЕТКО)

Новогодний экстрим по-русски (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Праздник органной музыки (Елена ТАЛПЭУ)

Народы, живущие рядом (Светлана ТЕНЕТКО)

Театрализованная песня (Лана СОКОЛОВА)

Все смешалось в картинах Тимофеева (Екатерина БОГДАНОВА)

Телевизионный лохотрон (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Соцреализм: «pro» и «contra»

Александр ДАВИДЕНКО

Окончание. Начало в №№ 1 (515), 2 (516), 3 (517)

Трагична судьба А. Древина (Древиньша), расстрелянного в 1938 году по сфабрикованному делу общества «Прометей» (этим обществом осуществлялась всесторонняя поддержка латышей в СССР), ликвидированного в июле 1937 года. Судя по протоколу допроса, НКВД не интересовало уклонение художника от соцреализма в сторону «формализма». Им нужны были более весомые «факты» контрреволюционной деятельности, которые А. Древин после прозрачных намеков и давления вынужден был изобретать, оговаривая себя. В 1957 году он был реабилитирован (посмертно) за отсутствием состава преступления. В залах музея висят две его работы: «Степной пейзаж с лошадью. 1933 г.» и «Газели. 1930–1031 гг.».

Художественный стиль А. Древина, сформированный под сильным влиянием А. Дерена и М. Вламинка, отличается от первоисточников гораздо большей лиричностью, теплотой, плавностью линий и широким «дыханием» скользящего мазка, аскетичностью и, в то же время, удивительной гармоничностью палитры.

В «Обнаженной натуре. 1937 г.» Н. Тырсы очень декоративен интерьер – отдаленное эхо стиля модерн, в который органично, с этюдной легкостью вписана фигура девушки. Н. Тырса удивительный цветовик, цвета у него сочные, праздничные, звенящие. Экспрессивный «Рабочий. 1947 г.»

В. Татлин своей пластикой напоминает облагороженные формы, присущие немецким экспрессионистам: душевное напряжение не обострено чрезмерно, хотя вполне проявлено в угловатой фигуре сидящего мужчины с грубыми руками и настороженным лицом. Отойдя от конструктивистских проектов, В. Татлин обратился не к новым для себя пластическим приемам, а продолжил прежние эксперименты в «масле», используя иные формы «примитива» и иную фактуру (из прежних работ – это «Матрос. 1911 г.» и прекрасная серия «Натурщиц. 1912–1913 гг.»).

О постоянстве творческого метода художника говорит «Женский портрет. 1934 г.»

А. Тышлера. Любопытны «Швеи. 1930-е гг.» Г. Рублева. Но не более того, т. к. в этой работе видно не простое использование и переработка чужого опыта, не «преодоленное» влияние, а прямое пластическое и образное заимствование: как у М. Ларионова (смотрите его «Солдаты. 1909 г.»), так и у А. Матисса (сравните с работами «Игра в шары. 1908 г.» и «Семейный портрет. 1911 г.»). Гораздо интереснее и оригинальнее, т. к. представляет свою версию неопримитивизма, «Портрет А.Ф. Софроновой с дочерью. 1938 г.»

Т. Мавриной.

Неоднозначность и полемичность в оценках и характеристиках искусства 30-

50-х годов ХХ века в СССР объясняется как противоречивостью творческих интенций, чрезвычайной сложностью, запутанностью отношений человека и государства, так и проецированием «позднего знания» на все тогда происходящее. Это «знание» отбрасывает мрачную тень на не имеющего к ней непосредственного отношения художника и его творчество. «Многие издержки, как научные, так и этические, объясняются во многом тем, что по сию пору и профессионалы, и серьезные зрители продолжают видеть в культуре тоталитарной эпохи скорее объект для публицистики или художественной критики, нежели предмет истории искусства» (М. Герман «Модернизм»).

Как известно, история не любит сослагательного наклонения, но иногда этот опыт бывает полезен. Что было бы, если государственную поддержку (пресловутый административный ресурс) получили концепции мироздания на основе супрематизма? Что было бы, если этими процессами стали руководить люди типа К. Малевича: «только трусливое сознание и скудость творческих сил в художнике поддаются обману и устанавливают свое искусство на формах натуры... Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью» (из Манифеста к выставке «0.10» 1915 г.).

Конечно, надо понимать, что в то время полемика велась в довольно резкой форме (А. Бенуа тоже нападал на своих оппонентов не выбирая выражений), но в данном случае декларации К. Малевича были подкреплены решительными действиями (организатором он был хорошим). Одной из жертв этой агрессии стал М. Шагал, пригласивший Малевича в свое училище в Витебске и вынужденный вскоре покинуть и город, и Россию (может быть, к счастью) из-за непримиримых противоречий с Малевичем.

Кстати, с ордером на арест Малевича в кармане (которым он не воспользовался) в 1921 году в Витебск прибыл еще один комиссар (и М. Шагал, и К. Малевич тоже были «комиссарами»), – Р. Фальк, с заданием обуздать супрематическое половодье. Вряд ли на этом пепелище осталось бы что-то еще, кроме «нуля форм» (выражение К. Малевича). Пусть в нашем саду цветут разные цветы, а искусствоведы, как настоящие садовники, ухаживают за всеми, отбраковывая лишь больные экземпляры, а не целые виды лишь потому, что у них есть свое понимание истории. Пусть искусство будет вне политики (хотя не реагировать на все происходящее в мире невозможно), как и оценка этого искусства.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |