Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 6 (431) от 14.02.2008

 

Приватизаторы сгоревших квартир (Петр КАШИН)

Идет «приватизация» образования? (Андрей МОРОЗОВ)

Пролетарка, властями забытая (Владимир ЕФИМОВ)

Третья лужа для России (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Любовь «Касатки» (Екатерина БОГДАНОВА)

Браконьерская охота и ее эхо (Владимир ЕФИМОВ)

Ольга Алимова: «Наш процент нам все равно не дадут» (Беседовал Григорий ГРИШИН)

Мукаддас Бибарсов: «Воспитать в ребенке человека» (Записала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Ночной дозор за алкоголем (Алексей ГОЛЯКОВ)

Чтобы все были здоровы (Степан СОКОЛОК)

Академик Сергей СЕМЕНОВ: «Крестьянину и селу – государственную безопасность» (Беседовал Владимир ЕФИМОВ)

Друг от друга отворотясь (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Если смертной гордимся годностью… (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Театр Романа Виктюка в Саратове (Татьяна ЛИСИНА)

Доставайте, читайте (Анна САФРОНОВА)

Владимир Высоцкий: «Я с вами веду разговор по душам» (Светлана ТЕНЕТКО)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Лица

Книжных дел мастер

Татьяна ЛИСИНА

Владимир Константинович Бутенко – известный в Саратове график и книгоиздатель. Его имя, как художественного редактора, стоит в выходных данных книг целой библиотеки, изданной при самом активном его участии за годы работы в Приволжском книжном издательстве (1969–2003 гг.), из них около 400 названий – в авторском художественном оформлении. Приоритетами художника-издателя стали книги, вышедшие под его руководством: сборник сказок русских писателей «Волшебный сундучок», «По залам Радищевского музея», «Саратов на старых открытках».

Творческий труд В.К. Бутенко отмечен успехами и наградами: он дипломант многих Всероссийских и Всесоюзных конкурсов искусства книги, награжден знаком «Отличник печати» Госкомиздата СССР, медалью ВДНХ СССР. В 1993 году ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры России». Член Союза журналистов СССР с 1973 г. Стал лауреатом областного конкурса «Золотое перо–98». За личный вклад в развитие культуры награжден Почетным знаком губернатора Саратовской области. Его имя в 2004 г. вошло в состав российской энциклопедии «Лучшие люди России» (http: www.Ur.ru).

Успехом художника стала оформленная им книга Юрия Никитина «Царские забавы», вошедшая в 1998 г. в список 100 лучших книг России для национальной экспозиции международной выставки во Франкфурте. А поэтический сборник «Вечный огонь памяти», изданный к 60-летию Победы, стал лауреатом конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшая книга года». Лучшими книгами года областных конкурсов были признаны книги, оформленные художником для Приволжского издательства, «Добродеи», «Аквариуса».

Творческие узы связывали художника с издательствами Саратова: «Детская книга», СГУ, «Слово», «Добродея», «Надежда», «Аквариус».

Авторы вышедших книг благодарили своего соавтора-художника. Приводим некоторые автографы: «Владимиру Константиновичу Бутенко, другу и художнику на память. Г.И. Коновалов. 29.12.1972 г.»; «Бутенко Владимиру Константиновичу в знак искренней признательности и наилучших пожеланий во всех благородных начинаниях. Н. Скоморохов. 1978 г.»; «Давнему моему приятелю, отличному художнику, сотворившему красивый облик моим охотничьим запискам, Владимиру Бутенко с чувством неизменной симпатии – автор Ю. Никитин. 1998 г.»; «Дорогому Владимиру Константиновичу с благодарностью за вдохновенный творческий труд! Ю. Воронов, Н. Палькин. 2001 г.».

Изобразительное творчество (живопись, рисунок, книжную графику) художник демонстрировал на областных художественных выставках с 1956 года, восьми персональных, пяти коллективных выставках «Художники-журналисты Саратова», тематической выставке «Искусство иллюстрации» в 1995 г.

У книг, как у людей, свои неповторимые судьбы. О судьбах некоторых книг художник написал и опубликовал заметки.

О непростой судьбе самого художника в повествовании ниже. Его жизнь началась в Казани, где он родился 3 марта 1936 года, на берегу живописной речки Казанки, впадающей в Волгу. Здесь он прожил 10 лет, проявил интерес к рисованию, пережил военные годы лихолетья, ночные налеты вражеской авиации, воочию соприкоснулся с жертвами фронтов действующей армии – тыловым госпиталем, безвылазной работой отца во имя Победы на оборонном ордена Ленина пороховом заводе.

В 1946 году семья переезжает в город Энгельс, на родину предков. Владимир поступил в 3 класс 25-й ж/д школы, стал посещать изостудию Энгельсского Дворца пионеров. В городском конкурсе детского рисунка его имя назвали среди победителей.

Не без труда семье предоставили небольшую квартирку на ул. Коммунистической, 12. Отец стал работать в городской электросети. А весной 1947 г. неожиданно нагрянул истинный хозяин квартиры с «бронью» на нее. Семья вынуждена была освободить ее и решать недоразумения с чиновниками. Дело затягивалось, предлагаемые подвальные варианты жилья отец отвергал, а на дворе холодало. Не видя решения проблемы, отец написал письмо И.В. Сталину. Ответ был получен оперативно и с резолюцией: «Обеспечить жильем в течение 24 часов и доложить». Так семья обрела отдельный дом на два окна на ул. Пионерской, 83. Только пожить в нем отцу не пришлось – 9 марта 1948 года в возрасте 42 лет он умер.

Мама восприняла его кончину трагически, стала болеть, думать о детях. Когда идти некуда, идут в церковь… Однажды она пригласила сына в дом напротив, где собрались верующие. По ее просьбе 12-летнего Владимира окрестили. Она умерла в октябре того же года.

Общественность была озабочена судьбой сирот. Сестра Валя стала хозяйкой дома в свои 16 лет. Предлагали два варианта для брата: либо в детский дом, либо сыном полка местной авиачасти. Валя и Владимир стали жить вместе. Чтобы дать возможность подростку окрепнуть и подрасти, отправили его в Петровскую санаторно-оздоровительную лесную школу.

Видя увлечение рисованием, воспитательница принесла Владимиру книгу о И.Е. Репине, а затем о Левитане, Крамском, Поленове. Фолианты, изданные знаменитым издателем Кнебелем, открыли неведомый мир искусства будущему художнику.

Заканчивая семилетку в 1951 году, Владимир определил свой жизненный путь – быть художником. Отвез документы в приемную комиссию Саратовского художественного училища (СХУ). За ним последовал его друг по студии Коля Латышенко. Сдав экзамены, оба были зачислены в училище, оставалось ждать 1 сентября – начала занятий. Но тут произошла случайная встреча Владимира со студентом Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища (бывшее барона Штиглица). Володя загорелся желанием попробовать поступить в это престижное училище. Письмо из Ленинграда подтвердило: допущен до вступительных экзаменов…

Сдав экзамены в ЛВПХУ, юный художник был зачислен на отделение живописцев-мастеров. Трехлетний курс (ЖМ–11) был набран, по постановлению правительства для подготовки художников-прикладников для восстановления памятников истории и культуры, на полном гособеспечении. Из поступивших 15-летний Владимир оказался самым юным абитуриентом – большинство отслужили в армии по 7 лет, застали войну.

Владимиру повезло, пора созревания проходила в чудном городе Ленинграде, в стенах училища, где его юная натура соприкоснулась с величайшими человеческими ценностями, в обстановке уникальной художественной школы.

И все же, как ни было хорошо, душевное состояние угнетало, Владимира тянуло на родину. Уехать без видимой причины было не просто. С помощью сестры Вали удалось покинуть стольный град Петра.

Отогревшись в родных пенатах, пришлось начинать все с чистого листа: вновь сдавать вступительные экзамены в Саратовское художественное училище, где учился с 1952 по 1957 годы. На одном курсе с ним учились подававшие надежды Борис Давыдов, Рифад Батаршин, Владимир Серебревский, Иван Кучма, Виктор Чудин, Владимир Романов, Виктор Шарапов.

С 1958 по 1969 годы художник работал на заводе технического стекла. На его глазах шла огромная стройка и пуск гиганта стекольной промышленности. Время работы на заводе не прошло даром. Здесь повстречал чутких, отзывчивых людей. За это время поступил и окончил заочно Московский полиграфический институт, факультет художественно-технического оформления печатной продукции.

Натурные зарисовки работников завода, цехов стали отчетом художественного творчества. Крепли связи с редакциями областных газет «Заря молодежи», «Коммунист», в Приволжском книжном издательстве в 1964 г. вышли первые книги. Так незаметно В. Бутенко втянулся в книгоиздательскую деятельность.

С высоты пройденного надо признать: путь книгоиздания не был усыпан розами, встречались и колючки. Вместе с другими Бутенко оказался заложником тогдашней системы и примитивной полиграфии. И все же, вопреки ущербности условий, художником были созданы выдающиеся образцы книжного искусства. Это подтверждает истину: для искусства трудности не помеха.

Сейчас, считает художник, другие времена, другие люди, дуют иссушающие ветра непрофессионализма, отсутствия глубокого понимания сути книги, приоритет искусства подменяется техникой. Но в то же время современная полиграфия открывает большие возможности. Главное, надо помнить слова Д.С. Лихачева: «Книга незаменима, поскольку дает основу образования и общей культуры».

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |