Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 7 (521) от 25.02.2010

 

«Вставай, страна огромная!» (А. АНИДАЛОВ)

Война 1941 — 1945 гг.: помнить, гордиться и простить (Виталий ПАВЛОВ)

Встреча в музее «У Хопра» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Огонь «Прометея» горит уже 35 лет (Елена ВЕРТЯГИНА)

Митинг в защиту памятника (Андрей МЕДВЕДЕВ)

Сталина на вас не хватает! (Елена ТАЛПЭУ)

О журналистском цеховом братстве и cвободе слова по-единоросски (Александр СВЕШНИКОВ)

«Россия» – угроза на века? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Новая площадка для диалога власти и бизнеса (Информационно-аналитический отдел Саратовской областной думы)

«Чайка» И. В. Гордополова (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

Спасение потребителей ЖКУ – дело рук самих потребителей (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Пенсионная реформа: старое и новое (Андрей МЕДВЕДЕВ)

Куда свозить себя на день рождения, или Женский взгляд на бывший соцлагерь (Светлана ТЕНЕТКО)

Победа театра «Арт-Ревю» (Светлана ТЕНЕТКО)

О. Шимельфениг: «Реальность одна. Но у каждого свое видение мира» (Елена ТАЛПЭУ)

Я человек везучий и всемирно знаменитый! (ВЕЗУЧИЙ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Сны о Библии

Александр ДАВИДЕНКО

С 12 февраля по 6 апреля в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева работает выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты», сформированная из произведений, находящихся в собрании Кунстгалерен Боттингерхаус, Германия. Выставка знакомит российского зрителя с великим мастером, значение которого в масштабе мирового изобразительного искусства соотносимо с именами А. Модильяни, С. Дали и П. Пикассо. В Саратове графика Марка Шагала выставляется впервые, и жители нашего города получают возможность увидеть важнейшую часть его наследия – библейские сюжеты, образы и мотивы которых уходят корнями в глубину веков.

«Рисую мир в оцепененье сна.

Когда мой лес завалит снегопадом,

Картины превратятся в сновиденья.

Но столько лет я среди них стою!

Я жизнь провел в предощущенье чуда».

(Марк Шагал)

Стихи Марка Шагала (да, он еще и стихи писал!), лишенные привычной рифмовки, очень образны, лиричны и глубоко интимны, они неразрывно связаны с его живописью общим пространством художественного бытия, – бытия Марка Шагала.

В детстве Шагал учился в хедере (еврейской школе), помогал в синагоге кантору (главному певцу). Религия – а его семья состояла в общине хасидов считавших, что к Богу приближаются лишь в радости – навсегда оставила след в душе Шагала и, по его признанию, оказала большое влияние на творчество.

Будет интересно узнать, что в то время хасиды, в отличие от раввинского иудаизма, предпочитали веру в чудеса, мистику, а искреннюю молитву – доскональному знанию Торы и другой религиозной литературы. С годами иудейские корни не только не утратили своего значения, но стали проявляться в его живописи все сильнее. Однако это не помешало ему не только изображать людей (что запрещалось иудейской традицией), но и взяться за иллюстрацию Библии. Этим фактически Шагал соединил в своем творчестве две культурные традиции – иудаизма и христианства.

Шагал работал, используя самые разные материалы, создавая настоящие шедевры и в смежных со станковой живописью областях. Вот лишь робкое определение его художественного пространства:

– оформление спектаклей (декорации, костюмы, панно для зрительного зала в Государственном Еврейском театре и в «Габиме» в Москве, в театрах Парижа и Нью-Йорка);

– оформление самих театров (плафон в парижской Гранд-опера, панно для фойе лондонского театра Уотергейт и нью-йоркской Метрополитен-опера);

– иллюстрации книг (сборник стихов на идише Д. Гофштейна, воспоминания Беллы «Горящие огни», собственные воспоминания «Моя жизнь», «Мертвые души» Гоголя, «Басни» Лафонтена, «Сказки 1001 ночи», «Одиссея» Гомера, Библия и многое другое);

– мозаики («Стена плача» в Иерусалиме, фасад музея «Библейское послание М. Шагала» в Ницце, «Четыре времени года» в чикагском Сити-банке, а также в чикагском институте искусств);

– гобелены (в иерусалимском Кнессете);

– прекрасные витражи (соборы в Меце, в Территауне, в графстве Кент, в Цюрихе, в Реймсе, в резиденции ООН в Нью-Йорке, в синагоге Хадассы).

Марк Шагал – художник огромного таланта и темперамента, один из тех, кого можно безо всяких оговорок назвать гением. Трудно определять его принадлежность к тому или иному художественному течению, стилю (да и не следует пытаться, не благодарное это дело). Его индивидуальный почерк – это сложный синтез адаптированных экспрессионизма, фовизма, орфизма, кубизма, примитивизма, сюрреализма (по формальным, сугубо живописным признакам). Но это лишь с одной стороны, с другой – невероятное соединение окружающей реальности, снов, фантазий, воспоминаний, рефлексий, религиозности с большой долей мистицизма, эзотерической и экзотерической символики и смыслов. Совокупность всего этого образует необычный универсум Шагала, соединение отдельных компонентов которого и их визуализация, с точки зрения бытовой логики, обыденного сознания, часто воспринимается не иначе, как цепочка трудноразрешимых апорий (противоречий – Ред.). Этот художественный синтетизм (некоторые называют это демонстративным эклектизмом), творческая апроприация и адаптация отдельных формальных элементов изобразительного языка, не позволяет с уверенностью определить особую стилистическую «нишу», характеризующую М. Шагала. Но особенность М. Шагала в другом – в неповторимой образности художественного языка, в его удивительной структуре, в его уникальной поэтике, позволяющей сразу узнавать руку мастера.

Энигматический (загадочный – Ред.) характер многих элементов, составляющих сложную в смысловом отношении композицию, настоятельно требует дешифровки. Поэтому игнорирование «литературной» основы (в широком смысле, разумеется, в том числе и как поиск рациональных источников даже в, казалось бы, иррациональных высказываниях) в случае с Шагалом может привести к однобокому, ущербному восприятию его творчества. Без особых потерь для понимания самих работ, подобная «внелитературная» оценка может быть и применима к творчеству кубистов, неопластицистов, абстракционистов и т. д. (хотя и это довольно спорно), но уж никак не применима к символистам, метафизикам, сюрреалистам и Марку Шагалу. «...Его искусство всегда устремлялось за пределы живописи и не чуждалось поэтической образности и символики, почерпнутой из истории культуры. Время от времени ему приходилось отклонять от себя обвинения в «литературности» и «мифологизме», хотя оба обвинения были не лишены оснований и затрагивали сущность шагаловской поэтики» (В. Харшав «О поэтике Шагала»). Аллегоризм, как усложненная повествовательность, характерная для Шагала, делает невозможным восприятие лишь формальных элементов языка живописи при игнорировании всего остального. Это будет не Шагал, а наше собственное желание видеть исключительно «чистую» живописность, не замутненную никакими «литературными» примесями.

(Окончание в следующем номере)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |