Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 15 (440) от 17.04.2008

 

«Красный петух» над стройками (Александр ГАЛИНСКИЙ)

Сергей Михайлов против системы (Владимир ЕФИМОВ)

Зиц-председатель для «Единой России» (Илья МАКСИМОВ)

Земельный «передел» (Соб. инф)

Жители города – заложники «Саратовводоканала» (Петр КАШИН)

Коррупцию послали (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Считать нецелесообразным (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Страсти по сити-менеджеру (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Блеф, замешанный на коррупции (Анна МУХИНА)

Навигация–2008: кто кого первым засудит (Ксения БАТУЗОВА)

Без низких истин (Леонид ЮРЬЕВ)

Саратовское «ЯБЛОКО» под прицелом Москвы (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Знания в муках эксперимента (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Ай, да мастерицы! (Ксения БАТУЗОВА)

Патриарх и его «деточки» (Алексей ГОЛЯКОВ)

Не пора ли взяться за Шекспира и Слаповского? (Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Худсовет

Величие любви, или Слушая Софокла

Светлана ТЕНЕТКО

11 апреля академдрама принимала в своих стенах Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. Давали «Антигону». Древнегреческие трагедии на сцене – птицы редкие.

Тем приятнее была встреча с одним из величайших трагиков античности – Софоклом. Свое прочтение его «Антигоны» предложили нам режиссер Олег Кудряшов и Елена Камбурова, в новом для себя амплуа актрисы.

«Антигона» – одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла, наряду с «Царем Эдипом» и «Электрой». Сюжет «Антигоны» взят из фиванского мифа об Эдипе и как бы служит продолжением трагедии его рода, повествуя о судьбе детей Эдипа – сыновей Этеокла и Полиника и дочерей – Антигоны и Исмены.

После смерти царя Эдипа в Фивах стали править его сыновья Этеокл и Полиник, заключив договор о том, что правление будет поочередным, по году каждого. Но Этеокл не сдержал обещания и при поддержке горожан провозгласил себя единственным царем, изгнав брата. Оскорбленный Полиник собрал войско и пошел войной на родной город. Братоубийственная (в полном смысле этого слова) война закончилась гибелью обоих братьев. На престол взошел Креонт – дядя Полиника и Этеокла. Решив сильнее покарать преступников, он повелевает оставить без погребения тела Полиника и его воинов, а защитников Фив и Этеокла похоронить с подобающими почестями. Весь ужас приказа Креонта, в том, что с точки зрения античного грека, душа убитого, тело которого не похоронено по соответствующему обряду, скитается по свету и мучит сородичей, требуя успокоения. И только Антигона, старшая дочь Эдипа и сестра Полиника, решается нарушить приказ Креонта, угрожающий смертной казнью непокорному, и выполнить свой родственный долг – похоронить тело брата.

Известно, что свои трагедии древние греки скорее слушали, чем смотрели. Ведь они были написаны для умного слушателя и не слишком требовательного зрителя: маски обездвиживали лица, а огромные размеры античного театра вряд ли позволяли увидеть нюансы пластики актеров, освещение было естественным, а декораций минимум. Поэтому сложный текст актеры выражали голосом, ритмами, подыгрывая себе на флейтах и отстукивая в тимпаны (древний музыкальный ударный инструмент, наподобие литавров). Именно такой, в духе античного театра, зрители видят сцену: священный треножник с разожженным огнем и две античные маски, сделанные из полупрозрачного материала, несколько колонн, а также контур античной статуи без рук и ног, символизирующей не преданное земле тело Полиника. Останки брата, которые Антигона хочет похоронить по-человечески, лежат на авансцене прямо перед зрителями на небольшой насыпи из мелкого камня.

Сделанное из полупрозрачного материала как-будто призрачное тело Полиника – некий символ, в который превратился бывший брат, бывший племянник и бывший царевич для всех, кроме Антигоны. Для нее брат не становится предателем или бывшим, как для остальных, он остается мертвым, безгласным и беззащитным телом, требующим захоронения по существующему обряду. Царский закон, предписывающий сделать труп предателя «добычей псов и кровожадных птиц», с одной стороны, справедлив, но в то же время он вступает в непримиримое противоречие с другим, более древним законом, установленным Зевсом и богиней справедливости Дикой. Голос именно этого закона слышит в себе Антигона, но она – единственная, в отличие от робкой Исмены («...У мертвеца я вымолю прощенье/ Невольного греха и покорюсь/ Велению владыки...») и слабого, послушного во всем отцу мягкого Гемона («Тебе я весь принадлежу; давая/ Разумные советы, ты ведешь/ Меня к добру...»), кто не может делать вид, что не слышит: «Исполнен долг: мой брат похоронен/ Я не могу достигнуть большей славы».

Антигона Камбуровой не бунтует против нового закона царя, не идет в бой, она находится в законе, признаваемом ею, в законе, установленном предками и впитавшемся в кровь и разум и самое ее существо. И в то же время ее Антигона нежное и любящее мягкое создание, не умеющее забывать о своей любви: «...Я родилась не для вражды взаимной,/ А для любви...», – отвечает она на упреки Креонта.

В камбуровской Антигоне нет никакой агрессии, а лишь жалоба на жестокость, с которой Креонт уничтожает ее счастье и жизнь, обрекая ее на, может быть, еще более страшную участь, чем Полимика: быть заживо замурованной в склепе и не погребенной по обычаям предков. «Ты меня еще полную жизни, к мертвым влечешь!» – сетуя, обращается она к погибшему брату.

В спектакле Камбурова играет почти все роли: Антигону, Исмену, гордого самолюбивого Креонта, его сына Гемона, сурового прорицателя Тересия и даже Стражника. Только хор и вестника представляет ее единственный партнер – Мохамед Абдель Фатах, который в диалогах, как бы помогая зрителям, называет персонажи, от имени которых актриса ведет речь. Впрочем, через некоторое время эти комментарии для внимательного слушателя почти не нужны. Переходы актрисы из образа в образ настолько виртуозны, что почти нельзя провести грань между музыкальным и актерским мастерством. Низким контрабасом звучат монологи Креонта, виолончелью отвечает ему Антигона, скрипки слышатся в образах Исмены и Гемона. Камбурова меняет не роли и амплуа, обходясь без какого-либо переодевания, а лишь тембр голоса, как бы тональность повествования. Создается впечатление, что актриса не просто произносит слова ролей, а вслушивается в голоса своих героев, иногда выпевая отдельные фразы. И когда действие доходит до самого накала, совершенно невероятным, почти идущим из-под земли голосом она произносит монологи Антигоны на древнегреческом. Даже не зная языка, ощущаешь нестерпимую жалость к героине и непреодолимый ужас перед ее страшной участью.

Более чем полуторачасовой спектакль смотрится на одном дыхании. Действо настолько захватывает, что даже в редкие минутные паузы, когда вроде бы правилами хорошего тона положены аплодисменты, зал молчит в напряженной тишине, в преддверии неизвестности. Впечатляющее зрелище. На сцене академдрамы Софокла не только играли, но и слушали так (простите за тавтологию), что было слышно в зале.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |