| К свежему номеру |
Худсовет Путешествие a сapella
Светлана ТЕНЕТКО 13 апреля в рамках Х Российского фестиваля им. Генриха Нейгауза в Большом зале консерватории прошел концерт ансамбля солистов Праздничного хора «Валаам», художественный руководитель хора – регент Алексей Жуков, заслуженный артист Республики Карелия, лауреат Международного конкурса. Концертная программа делилась на две части: первая включала богослужебное пение и церковную музыку православной церкви, «Свете тихий», «Свет неизменный Слове» в изложении С. Трубачева, авторская духовная музыка XIX–ХХ веков композиторов Д. Бортянского, С. Рахманинова, П. Чеснокова. Во второй, более светской, прозвучали современные, а также русские народные песни и песни русской армии и казачества. Несмотря на большую популярность коллектива за рубежом, в частности в Швеции, где по интернетовским сведениям он бывал не один раз, найти упоминания о нем в российской прессе оказалось задачей довольно сложной. На наш взгляд, это возможно связано с тем, что петербургские солисты, поющие в ансамбле, собираются вместе лишь в свободное от гастролей и основной работы, чаще всего летнее время, в период своих отпусков. А лето, как мы все знаем, – почти «мертвый» сезон для гастролей. Пожалуй, это одно из немногочисленных, если не первое, исполнение на светской сцене именно церковной музыки по всем православным канонам. Уникальность коллектива еще, наверное, и в том, что все певцы люди светские, и это неоднократно подчеркивалось во время концерта А. Жуковым. Поскольку хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно a capella, считая, что почитание Бога должно обходиться без инструментального сопровождения, саратовская публика могла насладиться поистине уникальными мужскими голосами, собранными в единый ансамбль. А капелла (итал. а cappella, «как в часовне») – многоголосное, чаще всего хоровое, пение без музыкального (инструментального) сопровождения. Пение а капелла – это своего рода вокальная музыка. Это пение развилось из ренессансной полифонии или концертного стиля барокко. Пение а капелла часто используется в религиозной музыке, в частности, в церковной. В христианстве пение а капелла развилось после 1400 годов. К 1500-м годам развилась полифоническая а капелла В концерте прозвучали «Христос воскресе» А. Кастальского, одно из самых известных греческих пасхальных песнопений «Христос анэсти» («Христос воскресе»), которое исполняется в неизменном виде уже на протяжении десяти лет Валаамской обители, грузинский и карталино-кахетинский распев «Цминдао гхмерто» («Трисвятое»), распев на шесть голосов «Свет неизменный Слове» (изложение С. Трубачева). А также «Днесь спасение миру бысть…» и «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова из «Всенощного бдения» ор. 37 в аранжировке для мужских голосов Александра Говорова. Саратовская публика по достоинству могла оценить мощный баритон Олега Палкина и чистый контра-тенор Дмитрия Попова. Довольно редкий в наших краях бас-профундо заслуженного артиста России Владимира Миллера, звучавший мощно и богато в «Балладе о 12-ти разбойниках», вызвал просто бурю оваций. По словам обладателя уникального баса Владимира Миллера, в России басы-профундо очень востребованы, потому что, если говорить о пении в храмах, где хор поет а капелла, то если в хоре есть бас-профундо, то появляется совершенно другое, более богатое звучание хора. Потому певцов с такими голосами ищут по всей России, и если уж нашли, то не потеряют. Для Запада такой голос в церковном песнопении не столь существенен, поскольку орган тоже может извлекать довольно низкие звуки, и басом там особо не удивишь. Гастрольный график у певца очень насыщенный – много и сольных концертов по всему миру. «Последнее время, – поделился с журналистами перед выступлением Владимир Миллер, – радует, что по России стало больше концертов. Если у меня спросить, сколько раз пел в Париже – точно ответить не смогу – может, 50, а может, 60. А сколько раз я пел в Саратове, я могу ответить. Хотелось бы, чтобы положение менялось в сторону России, потому что русскую музыку - будь то романсы или духовные песнопения - всегда приятнее исполнять для своих, нашим людям она нужнее. Со своей публикой более душевное общение». Наряду с известными - «Эй, ухнем», «Не жалею, не зову, не плачу» Г. Пономаренко на слова Есенина, «Вечерний звон» - неожиданно по-новому прозвучал казачий романс на слова В. Молчанова «Не для меня». В нем не было безудержной удали и разухабистости, присущей другим исполнителям, скорее наоборот – осознание неизбежности и невозможности изменить свое предназначение. Не для меня журчат ручьи, Текут алмазными струями, Там дева с черными бровями, Она растет не для меня. А для меня кусок свинца – Он в тело белое вопьется, И слезы горькие польются. Такая жизнь, брат, ждет меня. Песни без сопровождения в нашей культуре играют особую роль — они символизируют состояние невинности, особую духовную возвышенность. Такая музыка также связывает человека с его культурным наследием. По мнению многих музыкальных критиков, ни одна музыка не воплощает с такой ясностью связь земного и божественного начал. Именно такую связь и музыку показали саратовцам солисты ансамбля «Валаам»
Весь номер на одной странице
|