| К свежему номеру |
Армянские моряки в Саратове
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ В минувший четверг, после полудня, на Набережной можно было наблюдать необычное зрелище: из-за опор моста выплыл старинный деревянный корабль. Шхуна под российским и армянским флагами сделала круг почета и пришвартовалась ко второму причалу. На суше участников международного исторического проекта с парусника «Киликия» встречали саратовцы. Идея воссоздать точную копию средневекового судна и попытаться повторить на нем маршрут киликийских купцов – жителей старинного княжества на территории Армении – зародилась в Ереване более десяти лет назад. За недостатком денег на строительство корабля «Киликию» конструировали на одной из верфей армянской столицы довольно долго. Первый год экспедиция организовывалась на средства частной компании, потом ее финансирование взяло на себя государство. Впервые шхуна была спущена на воду на озере Севан, затем трейлером перевезена в ближайший черноморский порт, откуда и началась экспедиция. И вот, миновав Средиземное и Черное моря и канал Волга – Дон, «Киликия» прибыла в Саратов.
По словам члена экипажа «Киликии» Арека Назаряна, судно в мельчайших деталях соответствует своему реальному прототипу:
– Около пяти лет проводились исследования с целью выбрать конкретный тип судна. В результате решили остановиться на этом. Это – копия торгового парусника XIII века. Его воссоздали по рисункам и миниатюрам старинных рукописей. Чертежей в то время не существовало, пришлось разрабатывать их самим.
Интересно, что правила, изначально установленные организаторами проекта – армянским клубом морских исследований «Айас», на деле особой жесткостью к участникам не отличаются. Нпримаер, не требуется носить средневековые костюмы. Притом что экипажу на полном серьезе приходится управлять шхуной при помощи средневековой навигационной системы и большую часть времени идти под парусом, корабль не остался в стороне от технологического прогресса, имея на борту новейшую технику, в том числе выход в интернет. Кроме того, ночью данью правилам современного судоходства служат судовые огни, а борта «Киликии» при швартовке защищают развешенные автомобильные шины.
По уверениям самих участников, символический характер носят и существующие ограничения в еде. Единственной ощутимой потерей для нынешней чисто мужской команды из девяти человек мог бы стать жесткий запрет на участие в плавании женщин. Последние, однако, появляются на борту «Киликии» довольно регулярно, с каждым заходом в порт.
Да и на то, чтобы сильно соскучиться по женскому вниманию, у путешественников просто нет времени: в среднем каждый этап начавшейся два года тому назад экспедиции длится четыре месяца. Остальные восемь команда яхтсменов во главе с настоящим моряком, капитаном Кареном Балаяном, ежегодно проводит дома.
За время экспедиции шхуна уже успела посетить свыше 50 портов более чем в 20 странах Европы и Азии. В нынешнем году исторический эксперимент проходит свой заключительный этап. Покинув в пятницу вечером саратовский порт, «Киликия» взяла курс на Волгоград. Путешествие завершится выходом корабля в Черное море и впоследствии доставкой его в Армению. В случае осуществления задуманного небывалому проекту предрекают место в книге рекордов Гиннесса.
Весь номер на одной странице
|