| К свежему номеру |
Каждому трактористу по мобильникуДата размещения на сайте: 06.09.2015
Маргарита СПИРИЧЕВА Как уже сообщалось, в этом году произошло важнейшее событие в области связи: впервые в России владельцев мобильных телефонов стало больше, чем владельцев стационарных. Сотовая связь – самый наглядный пример пользы конкуренции. За доказательствами далеко ходить не надо. Наш Саратов в последнее время стал достаточно мобилизованным, чтобы служить для примера и анализа. Присутствие всей тройки федеральных операторов, одного из крупнейших региональных и еще нескольких местных, дает довольно широкий выбор потенциальному абоненту. И хотя все операторы деликатно отрицают связь своей маркетинговой политики с аналогичной политикой конкурента, совпадения в них видны невооруженным глазом. Последний случай: практически одновременно начались рекламные кампании по поводу новых тарифов у "Мегафона" и "Билайна", а "СМАРТС" недели на две позже "Билайна" стал проводить кампанию по установлению юбилейного абонента. Ну, разумеется, это просто случайность, что вся эта активность развернулась на фоне бурного роста базы только что появившегося на саратовском рынке МТС. Если кто захочет сравнить тарифные планы наших операторов, то столкнется с рядом проблем. Во-первых, у москвичей стоимость минуты указана в долларах и зачастую без учета налогов – с продаж и на добавленную стоимость. Что, согласитесь, искажает представление о предстоящих затратах. Впрочем, если быть внимательным, и собрать все бумажки, какие есть в абонентских центрах, то вам может достаться распечатка, где цены указаны с налогами. У операторов-немосквичей цена, как правило, сразу стоит в рублях и с учетом НДС, то есть более приближена к реальности. Во-вторых, сравнивать можно только тарифные планы одной категории: например, работающие по технологии pre-paid, то есть, по принципу предоплаты, или тарифы, рассчитанные на много говорящих бизнесменов. Иначе сравнения будут хромать. И, разумеется, сравнивать можно только тарифы только операторов в стандарте GSM 900-1800 (это сотовый оператор "Мегафон", "Билайн", "СМАРТС" и "МТС"). Остальные операторы работают каждый в своем стандарте и по-своему уникальны. К примеру, "СССС" единственная представляет, связь на территории всей области без исключения, "НТС" предлагает фантастически дешевые тарифы, но не может предложить роуминга. Кроме того, нужно заранее определиться с собственными желаниями и потребностями: хотите вы федеральный номер, или вам просто необходим короткий городской. А еще приходится оценивать наличие или отсутствие абонентской платы, стоимость дополнительных услуг вроде определителя номера, голосовой почты и чего вам там еще надо для комфортной жизни. У Саратова все еще впереди. По статистическим данным среднее проникновение мобильной связи в России составляет 21,2 процента. Разумеется, по разным регионам эта цифра сильно скачет. Например, в Москве мобильниками пользуются 69 процентов населения, в Питере – ровно половина жителей, в Самаре – почти четверть. В Саратовской области проникновение сотовой связи (если учитывать всех работающих здесь операторов) составляет всего 9 процентов. Сотовики утверждают, что это все равно больше, чем число абонентов фиксированной связи. Есть еще целый пласт людей, не подозревающих об удобстве мобильной связи. Я имею в виду сельских жителей. И если в некоторых райцентрах связисты во всю развивают сеть, то в селах и деревнях о телефонах даже и не мечтают. Да, конечно, у нас есть оператор, покрывающий всю территорию области. Но у него есть большой недостаток: дороговизна как трубок, так и услуг. Простому комбайнеру или трактористу эта связь не по карману. А число директоров на селе ограничено. Вот если сотовые компании смогут предложить селянам дешевую местную связь, раза в три дешевле городской, то это станет настоящим прорывом, абонентская база вырастет скачком. И это не фантастика – менеджеры некоторых сотовых компаний уже говорят об этом как о близком будущем. Физическое наращивание числа абонентов – не единственный способ роста для этого бизнеса. Есть еще структурирование услуг. Для большинства россиян мобильник – это прежде всего способ поговорить с нужным человеком. 80 процентов доходов сотовых компаний идет именно за счет оплаты голосовой связи. И лишь 18-20 процентов приходится на дополнительные услуги: автоответчик, секретарь, переадресация вызова, письменные сообщения – SMS и т.п. В Европе же до 50 процентов доходов сотовиков приходится на предоставление доступа к интернету, играм, передаче данных. К слову сказать, чтобы абонент на данный момент был выгоден сотовой компании, он должен тратить в месяц не менее 10 долларов. Иначе он просто не окупается. Видимо, пока этот порог не снизится хотя бы в два раза, мобильной связи на селе не будет.
Весь номер на одной странице
|