| К свежему номеру |
Ученье – вредДата размещения на сайте: 20.11.2015 На брифинге в правительстве области, посвященном Всемирному дню здоровья, были обнародованы шокирующие данные о патологическом влиянии школы на здоровье детей
Маргарита СПИРИЧЕВА
То, что наши дети в массе нездоровы, уже не является сенсацией. Данные диспансеризации лишний раз подтверждают это: 55,4 процента детей имеют отклонения в состоянии здоровья Причем детская заболеваемость ежегодно увеличивается на 4-5 процентов. Почти половина школьников находится на диспансерном учете, а средневозрастные показатели физического развития имеет только треть. Но прямой вывод, что в таком положении вещей во многом виновата школа, а значит надо что-то менять, прозвучал, пожалуй, впервые. Мало этого: шел разговор и о психологическом нездоровье. – 16 процентов школьников не могут быть признаны полностью психически здоровыми, – рассказал Виктор Ананьев, доктор психологических наук из Санкт-Петербурга, специально приглашенный на брифинг. – А до трети имеют те или иные отклонения уже в 1-м классе. К окончанию школы их число увеличивается до 80 процентов. Причина – стрессы во время обучения. Хотя на первом месте, безусловно, патогенные способы воспитания. Другими словами, школа лишь добавляет и усиливает те болячки, которые появляются у детей дома. Хотя, поскольку дети в школе зачастую проводят половину своего времени (если не целый день), то умалять вредное воз-действие этого заведения не стоит. По данным санэпиднадзора, из-за искусственного освещения за время обучения среди учащихся близоруких становится в пять раз больше. Плюс искривление позвоночника из-за несоответствия мебели возрасту детей, желудочно-кишечные заболевания из-за неправильного, неравномерного питания, отсутствия витаминов. Что же со всем этим делать? Конечно, пришедшие на брифинг врачи не могли предложить кардинального рецепта. Питание, мебель, освещение – с одной стороны, это не очень дорогой просто требует внимания руководства, а с другой – именно на них зачастую экономят бюджетные средства. А в школах и так хватает проблем с материально-технической оснащенностью: компьютерные классы, лингафонный кабинет, учебники и т.д. – всё это требует средств. И хотя врачи много и с удовольствием говорили о действующих в области программах, нацеленных на сохранение здоровья детей, но чем больше они говорили, тем яснее становилось, что кроме родной семьи о здоровье бедного школьника никто не позаботится. Впрочем, тут тоже есть некоторые проблемы. Ведь говорить о необходимости здорового образа жизни стали не вчера. В нашей стране планомерно заниматься этим начали с 50-х – 60-х годов прошлого века. Тогда была принята стратегия запугивания: не будешь здоровым – умрешь. Хрестоматийный пример такой профилактики – сакраментальная фраза «Капля никотина убивает лошадь». Через какое-то время стало ясно, что эта стратегия неэффективна, и где-то к восьмидесятым-девяностым годам наступил новый этап в профилактике: медики стали обращаться к разуму человека. Если ты разумный человек, то должен заботиться о своем здоровье. Популярно рассказывалось о причинах возникновения болезней, об их предотвращении, о правильном образе жизни. Нельзя сказать, что эта стратегия тоже оказалась неэффективной. Результат был, но не столь значительный, как хотелось бы. Подавляющее большинство людей читало рекомендации, все знало, но не выполняло. И вот медики, занимающиеся этой проблемой, недавно приступили к новому этапу – каузальному, или причинному. Другими словами, в каждом конкретном случае выявляются причины (зачастую они социально-психологические) имеющихся заболеваний, и их стараются устранить, например, с помощью тренингов. Появилась даже новая специальность – клиническая психология. Эту программу пытаются реализовать и в Саратове, и, как сказал Виктор Ананьев, у нас готовят такую группу психотерапевтов. Он уверен, что в наступившем веке у психологии будет ведущая роль. Уже сейчас на нее начинает опираться и педагогика, и медицина. Школа была стрессом всегда. Все дело в том, что годы обучения совпадают с двумя-тремя кризисами взросления. Первый из них – кризис семи лет, затем подростковый с его потребностью эмансипироваться от опеки родителей и диктата учителей. Но к постоянно существовавшим проблемам добавились изменившиеся условия жизни (меньшая подвижность детей, большее количество техники, занимающей досуг и влияющей на здоровье). В результате специалисты восприняли школу как проблему и забили тревогу. Нужна систематическая профилактика, а не кампания к Международному дню здоровья. Если говорить в общем, то нужен как минимум сберегающий здоровье климат в школах и факультативные камерные занятия с детьми и родителями. Есть данные, что 95 процентов школ охвачены со-ответствующей областной программой, во всех школах проводятся тематические классные часы, а кабинеты планирования семьи работают с родителями. Но если вам это кажется недостаточным, можем назвать несколько мест, где по проблемам детей и подростков психологи дают консультации бесплатно: областной центр медицинской профилактики, областной центр планирования семьи и репродукции, центр практической психологии в Энгельсе. Также консультации можно получить по телефону доверия.
|
Весь номер на одной странице
|