Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск

Отзывы

Закрыть любое СМИ можно простым нажатием одной кнопки

свобода слова карикатура

Светлана КУЗЕВАНОВА, медиаюрист

6 апреля 2022 года в Государственную Думу был внесен законопроект, который предполагает поправки в три действующих закона: Закон «О СМИ», Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». 24 мая Госдума приняла в первом чтении этот законопроект.

По сути поправки тесно перекликаются с недавно принятым законом «О фейках», а скорее даже являются логичным его продолжением.

Далее разберем изменения в каждый из законов.

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

1. Причин для блокировки ресурсов станет больше

Законопроект предлагает внести изменение в статью 15.3, а именно включить в перечень запрещенной к распространению на территории РФ информации:

  • Фейки об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности
  • Распространение и публикация информации, направленная на дискредитацию исполнения государственными органами своих полномочий за пределами РФ
  • Публикация призывов к введению в отношении РФ, ее граждан либо юрлиц санкций.
2. СМИ больше не будет получать уведомления о надвигающейся блокировке из-за недостоверной информации

Законопроект призывает признать утратившими силу пункты 1.1-1.5 из статьи 15.3. В этих пунктах содержится порядок уведомления СМИ, если на его интернет-ресурсе Генпрокуратура нашла фейковую информацию. Сейчас «Роскомнадзор» должен уведомить СМИ о спорном материале и дать возможность в кротчайшие сроки его удалить. Если эти пункты убрать, то СМИ будет заблокировано сразу, без предупреждения и возможности удалить материал.

3. Новая статья – 15.3.2

Это порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно (как минимум дважды) размещалась запрещенная информация.

Если эти поправки примут, то генеральный прокурор или его заместители смогут в один момент заблокировать доступ к сайтам без уведомления СМИ. «Снятие ограничения доступа к такому информационному ресурсу не допускается» – говорит о том, что сайт будет заблокирован навсегда без возможности обжаловать это решение в суде.

Так же эта статья даст возможность ограничивать доступ к копиям заблокированных ресурсов.

Ожидаемым было пополнение оснований для блокировок новыми видами запрещенной информации – специальные фейки и дискредитация российской армии и органов власти. Уже давно существует курс на расширение и увеличение категорий информации для новых блокировок, поскольку инструмент удобный и эффективный. Массовая блокировка сайтов в первые пару недель после 24 февраля – наглядное тому подтверждение. Предложение ограничивать доступ постоянно к сайтам, которые неоднократно размещали запрещенную информацию, является новым. Но несмотря на то, что такая возможность ранее в законе не была прописана, многие блокировки на практике и так являются вечными, потому как судебные решения крайне редко признают незаконным факт блокировки. А вот блокировка зеркал часто проводилась без достаточных на то оснований. Этот пробел ликвидируют, прописав механизм ограничения доступа к копиям сайтов.

Закон «О СМИ»

Новая статья 56.2

«Признание регистрации средства массовой информации недействительной или прекращение действия лицензии на вещание на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей».

Новая статья, которая позволяет отзывать лицензии (закрыть) СМИ. Максимально простой механизм блокировки интернет изданий прописан в новой статье 15.3.2. Такой же механизм появился для печатных, теле– и радио– СМИ. После получения от Генеральной прокуратуры требования – «Роскомнадзор» в течении суток должен будет признать регистрацию СМИ недействительной и по сути закрыть его.

Причины для лишения СМИ регистрации:

  • Фейки, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности
  • Фейки об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан и т.д.
  • Распространение информации, направленной на дискредитацию Вооруженных Сил
  • Фейки об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий
  • Распространение информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и государство
  • Распространение информации, содержащей призывы к несанкционированным публичным мероприятиям, массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности
  • Призывы к введению в отношении Российской Федерации и ее граждан санкций.

Любая внесудебная процедура опасна тем, что отсутствует механизм проверки решения независимым и беспристрастным судом. Когда принятие решения отдается одному вполне заинтересованному ведомству, нет контроля качества этого решения, проверки его на законность и объективность, то не исключены и очень вероятны и злоупотребления, и широкое, резиновое применение закона. Основания для внесудебного признания регистрации СМИ недействительной аналогичным основаниям внесудебной блокировки. Это означает, что механизмы полного «выключения» сайтов теперь будут применяться и к другим способам распространения информации, к печатным, теле- и радио- СМИ. И самое печальное, что такой инструмент фактически перечёркивает все правила, которые 30 лет существовали благодаря Закону о СМИ. Теперь закрыть любое СМИ можно простым нажатием одной кнопки.

Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

Тут все тоже предельно просто. Законопроект предлагает запретить деятельность иностранного СМИ в ответ на ограничение работы российского СМИ на территории этого иностранного государства.

Также запрет касается размещения ссылок и цитирования на материалы запрещенного иностранного СМИ.

Решение будет принимать опять же Генерельный прокурор и его заместители. Решение нельзя будет обжаловать в суде. Отмена решения остается за генпрокуратурой по согласованию с МИДом.

3 июня 2022 года

| На главную страницу |