Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск

Отзывы

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»...

чиновник карикатура

Николай РЫБАКОВ, председатель партии «Яблоко»

Заявление Федерального Бюро партии «Яблоко»

МСУ переходит в полное подчинение государству, вопреки интересам граждан и принципам Конституции. Подписанный Президентом Владимиром Путиным ФЗ РФ «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти» стал крупнейшим за постсоветское время шагом по уничтожению института МСУ.

Председатель партии «Яблоко» обратился к Президенту РФ с просьбой не подписывать этот закон в силу его противоречия Конституции, но это обращение, к сожалению, не было принято во внимание. Главный итог этой реформы – полное огосударствление МСУ, окончательное превращение его в нижний и фактически бесправный уровень госвласти.

В новом законе сделаны четыре шага к уничтожению МСУ: конституционный принцип взаимодействия органов МСУ и органов госвласти поменяется подчинением МСУ исполнительной власти регионов; выхолащивание органов МСУ, лишение их содержательности в результате перераспределения полномочий в пользу органов госвласти; возможность уничтожения двухуровневой системы МСУ на региональном уровне; вопреки прямому запрету в Конституции, главы МСУ подчинены главе региональной исполнительной власти, который получает право не только влиять на назначение главы МСУ, но и снять его своим решением.

Особенность института МСУ заключается в том, что он является не только формой властного управления территориями, но формой самоорганизации жителей, формой прямого осуществления народом своих властных полномочий, по существу – одним из институтов гражданского общества. Именно такие принципы заложены в Европейскую хартию МСУ, которую Россия ратифицировала в 1998 г. и от исполнения которой отказалась в 2022 г. МСУ – это не только европейский политический и общественный институт, но институт, исторически и органически свойственный России. Любое умаление МСУ, разрушение его основ напрямую влияют на политическое устройство страны и состояние гражданского общества.

Последовательное ослабление и разрушение МСУ в России показывает не только отсутствие понимания федеральными властями предназначения самоуправления, но сознательную политику по ликвидации гражданских институтов в стране. Чем дальше от граждан органы власти, чем меньше прямое влияние людей на их формирование, тем менее эти органы склонны к прислушиваться к жителям и учитывать их мнение. Новый закон расширяет пропасть между органами власти и обществом, разрушает естественные инструменты влияния граждан на власть.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством кардинально меняется принцип определения полномочий МСУ. Установление в федеральном законе перечня закрепленных и неотчуждаемых полномочий муниципалитетов по решению насущных проблем граждан заменяется на право региональных властей в любой момент по своему усмотрению изъять на свой уровень большинство полномочий МСУ, в том числе финансово насыщенные полномочия: образование, ЖКХ, энергетика, жилищные вопросы и другие. Федеральным законом уже перераспределены в пользу органов госвласти полномочия по дорожной деятельности, общественному транспорту, градостроительству и ряд других, исполнение которых органами МСУ возможно только по решению региональных властей.

Постановлением Конституционного Суда России от 29.03.2011 г. № 2-П установлено, что «в компетенции МСУ должны находиться такие вопросы, которые вытекают из природы самого института, имеют непосредственную связь с местным сообществом и обеспечением его жизнедеятельности», и что «органы МСУ должны быть содержательными, оперативно и качественно решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью людей». Фактически новый ФЗ вступает в прямое противоречие с этой правовой позицией Конституционного Суда.

Закон не решает самую главную проблему МСУ – недостатка бюджетных ресурсов для обеспечения своих полномочий. Вместо наполнения местных бюджетов финансовыми источниками путем закрепления за ними экономически обоснованных отчислений от налогов всех уровней, предлагается перераспределение полномочий в пользу органов госвласти, то есть обессмысливание МСУ. МСУ в России сначала было обескровлено острой финансовой недостаточностью, но вместо восстановления жизнеспособности его фактически ликвидируют, низводят до низшего уровня госорганов. Очередная реформа не создаёт гарантий повышения качества решения насущных для граждан проблем органами МСУ.

Партия «Яблоко» отмечает, что в результате острой дискуссии ряда регионов с федеральными законодателями удалось предотвратить тотальную ликвидацию в России МСУ на уровне поселений: право решения этого вопроса передано регионам. К сожалению, большинство регионов этим правом воспользовались опережающим порядком. Последствия разрушения самоуправления на уровне поселений скажутся очень быстро в виде деградации тысяч сельских населенных пунктов и упадка сельской жизни. Изначально при формировании института МСУ в России партия «Яблоко» отстаивала принципы его политической и экономической самостоятельности, неотчуждаемости его налоговых основ, максимальной зависимости органов МСУ от жителей и открытости в их работе.

Партия «Яблоко» считает, что новый закон о МСУ в единой системе публичной власти противоречит Конституции и подменяет конституционный принцип независимости и самостоятельности МСУ прямым подчинением его региональным властям. Партия «Яблоко» будет добиваться всеми возможными законными политическими средствами восстановления в России института МСУ.

| На главную страницу |