Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск

Отзывы

Страшно далеки они от народа

народ за бортом

Последней каплей в многолетней истории борьбы редакции газеты «Богатей» в интересах жителей, проживающих на Большой Кумысной поляне, с полным равнодушием чиновников администрации МО «Город Саратов», вопреки Конституции РФ, законам РФ и Уставу МО «Город Саратов», дающих право на нормальное и безопасное проживание в собственных домах, стал ответ нашей редакции Главы города Саратова Л.М. Мокроусовой от 22 августа 2023 года.

Как следует из письма Главы Администрации МО «Город Саратов» Л.М. Мокроусовой, «Правовые отношения в области использования воздушного пространства, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, регулируются воздушным законодательством Российской Федерации, состоящим из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

При этом правовое регулирование в области использования воздушного пространства относится к исключительной компетенции Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями в указанной сфере». (выделено нами – Ред.)

От редакции:

Обо всех перипетиях многолетней борьбы редакции газеты «Богатей» за право жителей домов на Кумысной поляне на нормальную и безопасную среду обитания мы подробно рассказали в статье «Хождение по мукам: кто избавит жителей Большой Кумысной поляны от вертолетного грохота и потенциального крушения машин?» («Богатей», № 2 (851) от 25.02.2023 г.). Все инстанции, в которые мы обращались (Администрация г. Саратова, военная прокуратура и т.д.), ссылались на положения Воздушного кодекса РФ, в котором ограничения полетов вертолетов касались только высотой, с которой машина, в случае аварии, могла уйти в безопасное для жителей место.

При этом чиновниками, ответственными за нормальное с точки зрения уровня шума, экологии и пр., а также за безопасное проживание граждан в своих домах, гарантированных им, в первую очередь, Конституцией РФ, напрочь игнорировались факты, указывающие на нарушение требований, прописанных в федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.

Во-первых, речь идет не об эпизодических полетах вертолетов над территорией г. Саратова, а о регулярных (постоянных) полетах в дневное и ночное время (тогда как Закон о тишине в Саратовской области ограничивает время с 21.00 до 9.00) с интервалом не более одной минуты, зачастую парой и причем на очень низкой высоте.

Во-вторых, СанПиН 2.1.2.2645-10 (приложение № 3 к Постановлению Главврача РФ № 64 от 10.06.2010) устанавливает предельные уровни шума внутри жилья и для придомовой территории: максимальная разрешенная громкость звука в доме днем – 55 дБа, ночью – 45 дБа. Максимальная разрешенная громкость звука около жилого дома днем – 70 дБа, ночью – 60 дБа. Однако, как следует из Карты данных к сертификату типа по шуму местности № 71 от 14.06.96 года, уровень шума при горизонтальном полете вертолета МИ-8 составляет 93,7 дБА (высота полета не указывается – А.С.).

И в-третьих, что касается безопасности полетов вертолетов над населенными пунктами, то, как известно, на территории России регулярно происходят крушения вертолетов. По данным редакции ТАСС-ДОСЬЕ, в 2015-2018 годах с воздушными судами типа МИ-8 произошло девять катастроф, в которых в общей сложности погибли 59 человек.

Не исключение Саратовская область. Последние такие случаи с вертолетами учебной базы Сокол, совершающими регулярные полеты над застроенной домами территорией Большой Кумысной поляны в границах г. Саратова произошли:

  • 5 сентября 2019 года как раз на территории военного аэродрома учебной вертолетной базы Сокол, где разбился вертолет МИ-8. Минобороны РФ назвало причиной разрушение одной из стоек шасси.
  • 15 апреля 2022 года ряд саратовских и российских информагентств, со ссылкой на пресс-службу ГУ МЧС по Саратовской области, сообщили, что в поселке Соколовый на территории г. Саратова на учебной базе упал вертолет.
  • 28 апреля 2022 года на Кумысной поляне в Саратове упал вертолет. Об этом сообщают очевидцы. Информацию о происшествии подтвердил руководитель регионального управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения региона Юрий Юрин.

К слову сказать, как справедливо указывают граждане, проживающие в домах, расположенных на Большой Кумысной поляне, в своих обращениях в администрацию города Саратова и прокуратуру, по их наблюдениям, у вертолетов есть реальная возможность летать не над жилыми домами, а в полях за городской чертой, что на самом деле и происходит периодически. И это на самом деле так.

Таким образом, как нам представляется, чиновники, ответственные за исполнение законодательства, должны приложить максимум усилий, чтобы снять проблему избавления жителей Большой Кумысной поляны от вертолетного грохота и потенциального крушения машин, а не ссылаться, как это следует из ответа Главы г. Саратова Л.М. Мокроусовой, на то, что «правовое регулирование в области использования воздушного пространства относится к исключительной компетенции Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями в указанной сфере».

Что касается возможного реального участия органа местного самоуправления в решении проблемы регулирования полетов вертолетов над жилыми домами, расположенными в границах г. Саратова, то на этот счет есть специальный документ (источник – КонсультантПлюс):

Методические рекомендации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере безопасности населенных пунктов на примере выдачи разрешения на полеты.

О некоторых вопросах предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

В соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 (далее – Федеральные правила), авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Указанное разрешение не является разрешением на использование воздушного пространства, под которым понимается предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (пункты 2, 119 Федеральных правил).

Таким образом, выдача органами местного самоуправления разрешения на полет над населенным пунктом является не инструментом регулирования порядка использования воздушного пространства, а средством обеспечения интересов жителей такого населенного пункта (выделено нами – Ред.). В связи с этим данное полномочие может рассматриваться в рамках решения вопросов местного значения (в том числе таких, как создание условий для организации досуга; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; содействие в развитии сельскохозяйственного производства и др.).

Соответственно выдача разрешений на полеты над населенными пунктами не может рассматриваться как государственное полномочие, переданное органам местного самоуправления. В связи с этим нет оснований утверждать, что данное полномочие осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если прямо не предусмотрено иное.

В данном случае следует исходить из целей данной разрешительной деятельности, на основании чего можно сделать вывод, что разрешения целесообразно выдавать органами местного самоуправления, наиболее приближенными к соответствующим населенным пунктам, т.е. прежде всего органами местного самоуправления городских поселений и городских округов. Вопрос о выдаче таких разрешений в отношении населенных пунктов в составе сельских поселений должен регламентироваться уставами муниципального района и сельского поселения с учетом установленного законом субъекта Российской Федерации распределения между ними вопросов местного значения.

| На главную страницу |