Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск

Отзывы

Граница Кумысной поляны: общественные слушания без общественных обсуждений

Илья МАКСИМОВ

В преддверии запланированного областным министерством экологии на 18 июня обсуждения проекта изменения границ природного парка Кумысная поляна, 14 июня в областной думе прошел круглый стол, на котором известные саратовские общественники, озабоченные сохранением этой особо охраняемой природной территорией, называемой «легкими Саратова», недвусмысленно потребовали от присутствовавшего областного министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Соколова до проведения общественных слушаний познакомить с проектом изменений границ парка, как того требует законодательство.

зеленые легкие города

Суть сложившейся ситуации с изменением границы природного парка «Кумысная поляна» и роль в ней областного министерства природных ресурсов и экологии Ольга Пицунова изложила в статье, которую мы предлагаем вниманию наших читателей.

Новые границы Кумыски: станет ли тайное явным?

Более полугода общественники тщетно пытались получить от министерства экологии материалы по новым границам природного парка Кумысная поляна. И вот, наконец, забрезжило. Под занавес состоявшегося вчера, 14 июня 2018 г., круглого стола по проблемам Кумыски, министр экологии Соколов, отрицая какую-либо свою причастность к сокрытию экологически значимой информации, все же дал добро выдать назойливым экологам карту измененных границ Кумыски – с отмеченными на ней поворотными точками.

Феномен локального информирования общественности: очень тихое, неполное и недостоверное

К чему сыр-бор? Дело в том, что на 18 июня 2018 года в 10.00 в Кировской администрации, областным министерством экологии запланировано проведение общественного обсуждения проекта изменения этих границ. И судя по тому, что процесс информирования общественности о предстоящих дебатах, нельзя назвать ни громким, ни открытым – хотелось министерству провести это обсуждения без лишней маеты и особо назойливых участников. И уж тем более не предполагалось обеспечивать их осведомленность обо всех нюансах новых границ Кумыски.

Потому министерство ограничилось в своем информировании тем, что якобы по предписанию прокуратуры они вырезали из Кумыски сколько-то земельных участков (якобы только застроенных или занятых дачами-огородами) в интересах 2564 разных собственников и пользователей, а так же прирезали какое то количество участков, в результате чего площадь Кумыски якобы (!!!) увеличилась на 100 га. Увы – проверке не поддается... Ибо никакой информации о количестве, месторасположении и площади изымаемых из Кумыски участков, равно как и о новых, включаемых, нет. Но зато как звучит – площадь Кумыски увеличится!!!

Впрочем, в недостоверности одного из утверждений министра-эколога мы на круглом столе убедились. На продемонстрированной представителем ГЕОПРО 64 карте «новой» Кумыски высветились изъятые из природного парка участки, свободные от жилых домов и дач. Но зато занятые лесом. Обосновать причины их изъятия из парка не смогли ни разработчик, ни министр. Понятно, почему скрывалась информация о местонахождении изымаемых участков. Пока нет ясности, для кого или для чего они подготовлены.

Вот такая в Саратове сложилась практика информирования жителей: меньше знаешь, лучше спишь.

Общественное обсуждение или публичные слушания?

Следует предупредить не слишком искушенного читателя и активиста. Предстоящее 18 июня событие ни в коем случае не нужно путать со публичными слушаниями по градостроительным вопросам. Ибо – внимание! – обсуждение новых границ природного парка (или любого другого ООПТ) проводится в рамках закона «Об экологической экспертизе». А порядок подготовки и проведения этого обсуждения дает куда больше прав общественникам и требует гораздо больше от заказчика (в нашем случае – министерства экологии). Порядок этот называет Оценка воздействия на Окружающую среду (ОВОС).

Представьте себе, он/оно (заказчик/министерство) должен был не только опубликовать все материалы в официальных СМИ, но и в инициативном порядке сообщить данную информацию заинтересованной общественности и другим участникам процесса Оценки, которые могут не располагать доступом к СМИ, где эти материалы опубликованы. А доступом к печатным изданиям Саратовской панорамы и Регион 64 даже трудно сказать, кто и располагает, особенно если не знаешь, когда и в каком номере искать. Т.е. должно было оно (все же не кофе) выслать материалы как минимум всем, кто проявил интерес к теме. Но увы, не только не выслало, а даже наоборот – «послало». Тех, кто за этими материалами обратился. Между тем, списки рассылки информации общественникам являются обязательным приложением к материалам ОВОС, представляемым на Государственную экологическую экспертизу.

Что поразительно, даже в сектор экологии города, куда должны были обращаться желающие познакомиться с материалами по измененным границам природного парка, они были представлены все в том же куцем виде: только на бумаге без каких-либо поворотных точек на карте. А еще – никакой Оценки того, какое воздействие на состояние природного парка окажет изъятие значительной территории, к чему приведет возможное изменение целевого использования этих земельных участков (например, с СНТ на многоэтажную застройку, или с лагеря отдыха на деловой центр), и как природный парк будет сопротивляться натиску города без охранной зоны.

Что день грядущий нам готовит?

Итак, минэкологии явно продемонстрировало намерение провести пустые публичные слушания неизвестно чего вместо общественного обсуждения материалов ОВОС. Потому что никакой оценки воздействия (ОВОС) не проводилось, да и не предполагалось. В ходе круглого стола вообще сложилось ощущение, что министру процедура ОВОС не знакома. Но мы намерены добиться исполнения им требований природоохранного законодательства и провести полноценный процесс Оценки воздействия с самым глубоким – предусмотренным законом – участием общественности. Что означает: участие в формировании техзадания, в подготовке и обсуждении предварительного варианта материалов ОВОС, фиксацию всех наших предложений в протоколе, право подписи протокола, право на получение обоснованного ответа об учете или отклонении наших предложений и право на ознакомлении с окончательным вариантом материалов, представляемых госэекспертизу. А еще право на получение полной и достоверной информации об изменяемых границах Кумыски.

Мы не питаем иллюзий по поводу нашего министра. И хотя он согласился, что 18 июня будет еще только первый этап. Но похоже, мы не достигли взаимопонимания первый этап чего? По мнению министра Соколова и первый этап обсуждения, презентация материалов ОВОС (которых нет). По нашему мнению и по закону – первый этап – это формирование техзадания для проведения ОВОС (которого нет), т.е. формирование перечня вопросов, на которые нужно дать ответ в процесс ОВОС).

И еще одно. Есть небезосновательное опасение, что он (они) попытаются, несмотря на договоренность, применить известную практику привлечения админресурса и протаскивания идеи, что это якобы полноценное обсуждение материалов ОВОС (которых нет). Мы не должны допустить это, как не могли бы позволить лишить себя кусочка легких.

Зачем все это нужно?

Ползучая прихватизация. Зачем же минрегионэкологии менять/снижать статус земельных участков на территории природного парка? Дело в том, что земли ООПТ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в хозяйственном обороте, т.е. их нельзя продать и приватизировать. Более того, нельзя даже изменить целевое назначение этих участков (ни отель, ни автостоянку не построить). Лишив их статуса ООПТ, переведя хотя бы в статус охранной зоны, министерство снимает эти ограничения и оба-на! можно уже и целевое назначение менять, и в собственность «заинтересованным лицам» передавать и наконец, построить что-нибудь (например, интернет-кафе или коттеджный поселок). И вырастут у нас посреди Кумыски жилые массивы, торговые центры, отели и прочие урбанистические радости.

Легализация старых грехов. Впрочем, есть и еще один резон. С момента придания Кумысной поляне статуса природного парка (в 2008) и до постановки его на кадастр (2016) прошло 8 лет. Все эти годы земли ООПТ раздавались и застраивались. Незаконно! И теперь, что же – отбирать землю у уважаемых людей? Проще легализовать наделы – вывести выданные в аренду или в собственность земельные участки из ООПТ и затем оформить их официально в собственность, узаконить возведение многоэтажки и пр. Так в земли, отчуждаемые из парка попали участки близ д/л Березка, «губернаторская дача» или жилые дома на 2-й Дачной в районе «Лесной республики».

По нашим прогнозам в случае успеха проекта минрегионэкологии Кумыску ожидает: изменение целевого назначения земель с последующей их продажей и застройкой. И сопутствующими последствиями.

О бедных дачниках замолвите слово

Ну, да что мы все о министрах и прочих уважаемых людях… Наши министры и градостроители полюбили ссылаться на интересы многодетных семей, дачников и сирот. Дескать, делается все из заботы о них, родимых. Чем оборачивается забота о многодетных семьях, получающих землеотводы «на природе» хорошо известно…

| На главную страницу |