![]() |
![]() |
![]() |
|
Александр Кынев: «Принятый закон направлен на уничтожение самостоятельности муниципалитетов»
Материал подготовил Андрей ТРИАДСКИЙ На минувшей неделе Госдума в третьем чтении приняла закон о реформе местного самоуправления. Он предусматривает обновленную модель организации и деятельности органов МСУ, уточняет их полномочия и компетенцию. Законодательная новелла предполагает, что теперь регионы сами смогут решать: переходить ли им на одноуровневую систему местного самоуправления либо сохранять привычную двухуровневую модель – с сельскими и городскими поселениями. Авторами закона выступили главы профильных комитетов СФ и Госдумы Андрей Клишас и Павел Крашенинников (оба – «Единая Россия»). На рассмотрение в российский парламент документ внесли еще в конце 2021 года. Предполагалось, что принятие закона завершит реформу, заложенную изменениями в Конституции страны, принятыми в 2020-м. Тогда в Основном законе появилось понятие «единая система публичной власти». В первоначальной версии резонансного законопроекта содержалось обязательное требование к регионам перейти на одноуровневую систему МСУ, предполагающую ликвидацию поселенческого уровня местной власти и минимизацию полномочий муниципалитетов. В январе 2022 года закон приняли в первом чтении. К его рассмотрению нижняя палата парламента вернулась в конце прошлого года. Тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал прислушаться к регионам и дать им право самим выбирать оптимальную для них модель местного самоуправления. Соответствующие поправки в документ комитет по государственному строительству одобрил в феврале. Однако, несмотря на внесенные изменения, третье чтение законопроекта выдалось жарким. Против его принятия резко выступила фракция КПРФ. По сообщениям в СМИ, коммунисты заявили, что предложенная реформа уничтожит местное самоуправление в России, которому 12 марта должно исполниться 160 лет – в этот день в Самаре открылось первое земское собрание. В КПРФ выразили надежду на то, что президент Владимир Путин не подпишет закон. О намерении голосовать «против» заявили и в Справедливой России. В итоге документ поддержали 318 депутатов, один воздержался, 80 – сказали «нет» реформе МСУ. После заседания один из авторов законопроекта Павел Крашенинников, выступая перед журналистами, пояснил, что принятие закона не означает, что власть в регионах, которые перейдут на одноуровневую модель, отдалится от населения. Он заверил, что в этих субъектах сформируют территориальные органы, куда смогут перейти на работу сложившийся на местах кадровый состав. Парламентарий пояснил: одноуровневая модель предлагает, что в ней появятся городские и муниципальные округа, а также внутригородские муниципальные образования (в городах федерального значения). В регионах, где останется двухуровневая система, продолжат существовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения. Политолог, специалист в области региональных политических процессов России и стран СНГ Александр Кынев считает, что принятый закон направлен на уничтожение самостоятельности муниципалитетов: «За прошедшие годы система местного самоуправления абсолютно выхолощена. Регионы все больше сами решают за муниципалитеты, определяют объем их полномочий, определяют систему избрания органов власти. По большому счету, у муниципалитетов мало что осталось. Скорее, это (закон – ред.) выступает неким элементом распределения власти внутри элит. Скажем, есть территории, в рамках которых региональная власть считает более комфортным, когда местные элиты более автономны. Они полагают, что прямое управление и ограничение их в правах, скорее, является деструктивным элементом, нарушающим внутриэлитный баланс. Как, например, в Татарстане. Это история внутриэлитная – в зависимости, как на той или иной территории удобнее, проще и как там привыкли взаимодействовать элиты разных уровней друг с другом. Это лучше, чем принудиловка, это лучше, чем силовой слом, когда предлагалось всех перевести на одноуровневую модель. Наверное, исходя из нынешней политической ситуации, это некий компромисс, который лучше варианта, предлагавшегося в первой редакции. Если говорить о более долгой дистанции, не о том, что предлагалось и что получилось, а о том, что было когда-то, лет двадцать назад, то в целом можно говорить о деградации системы МСУ, о ее выхолащивании, лишении самостоятельности, полномочий. То есть предлагали еще хуже, но пошли на компромисс», – сказал политолог. В качестве негативного примера Александр Кынев привел систему избрания глав муниципалитетов, когда решение принимается не на всенародном голосовании, а специально созданными конкурсными комиссиями. Напомним, что подобная схема действует и в Саратове на выборах мэра. «Что такое назначение через конкурсные комиссии, половина состава которых назначается регионом? Это, по сути, назначение регионом. Влияние населения через депутатов косвенное и незначительное. Мы видим, что степень ротации глав МСУ крайне высока. Редкий глава работает полный срок. Они очень часто уходят досрочно. Население даже не успевает понять: а кто же эти люди?» – резюмировал Александр Кынев. https://www.vzsar.ru/news/2025/03/10/reforma-msy-kommentarii-i-prognozy-ekspertov-vzglyada.html |
![]() |