Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск

Отзывы

Нефть уходит из Махачкалинского порта в Баку

Пресс-служба ОАО «АК «Транснефть» сообщила о регулярных жалобах поставщиков нефти в порт Махачкалы для дальнейшей прокачки на экспорт в порт Новороссийск. Недовольные грузоотправители перенаправляют свою нефть в Баку.

По прибытию танкера в порт Махачкала нефть сливается в резервуары АО «Дагнефтепродукт», монополиста по перевалке нефти в порту. Потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по действующим нормативам. В то же время туркменские грузоотправители отмечают, говорится в сообщении пресс-службы, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, а за первый квартал 2016 года – уже 1,43%.

В мае 2016 года АО «Дагнефтепродукт», приняв 5,0 тыс. тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему ОАО «АК «Транснефть» и в настоящее время пытается принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы, сообщает «Транснефть».

Проблемы с качеством и объемами нефти в АО «Дагнефтепродукт» уже привели к снижению поступления сырья в порт. С 2013 года ПАО «ЛУКОЙЛ» снизило количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Туркменские производители также заявляют о готовности приостановить отгрузку через порт Махачкала. В это же время Баку сообщает о росте прокачки сырья через БТД. В 2015 году через БТД было прокачано 5,547 млн тонн нефти третьих стран. За январь-май 2016 года через БТД было прокачано 1,95 млн тонн нефти третьих стран, главным образом Туркменистана. Часть этой нефти были изъята грузоотправителями из трубы Махачкала-Новороссийск.

Перенаправление нефти из Махачкалы в Баку невыгодно грузоотправителям. Тариф на прокачку нефти по БТД для сторон, не являющихся членами консорциума БТД, составляет порядка $60 за тонну, для участников консорциума тариф составляет порядка $44. Тариф нефтепровода Махачкала-Новороссийск был установлен в $15,67 за тонну, но после девальвации рубля с конца 2014-го года заметно снизился в долларовом эквиваленте. Стоимость транспортировки нефти танкерами из Черного моря в Средиземное через черноморские проливы составляет около $15 за тонну. Таким образом, транспортировка нефти по маршруту Махачкала-Новороссийск для неучастников консорциума БТД практически в два раза дешевле, чем через трубу БТД. Выгодно использовать данный маршрут и Азербайджану. Однако многолетняя неспособность властей РФ справиться с нефтяным криминалом в Дагестане вынуждает грузоотправителей менять пути экспорта. Казахстан еще два года назад предупредил, сообщил глава «Транснефти» Николай Токарев, что может прекратить отгрузку у Махачкалу под предлогом загрузки собственных нефтехимических предприятий.

Воровство нефти в Дагестане уже много лет носит промышленные масштабы. В 2000-е и в начале 2010-х нефтяники обнаруживали в год до сотни криминальных врезок в нефтепровод, через которые расхищалось свыше 100 тыс. тонн сырья. В республике вырастали десятки мини-НПЗ, которые могли рентабельно работать только на ворованной нефти. В 2013 году один такой «самовар» мощностью 1,2 млн тонн в год, был построен на территории махачкалинской нефтебазы «Дагнефтепродукта». Наличие нефтепровода позволяло отбирать из нефти легкие фракции, а тяжелые закачивать обратно в трубу.

В 2014 году СМИ сообщали, что руководство «Дагнефтепродукта» ежемесячно сливало в свои хранилища часть нефти «Лукойла» и других компаний, предназначенную для закачки в нефтепровод. Когда объем ворованной нефти достигал примерно 5 тыс. тонн, она отправлялась танкером в Азербайджан. В месяц «Дагнефтепродукт» воровал нефти примерно на два танкера. Один такой танкер был в 2013 году задержан таможенниками.

Для замещения объемов украденной нефти в нефтепровод к Новороссийску закачивали воду, иногда даже морскую. Зачастую объем примесей в отгружаемой в трубу нефти в 7 раз и более превышал допустимые нормы. Только за первый квартал 2016 года было 16 остановок приема некондиционной нефти из резервуаров АО «Дагнефтепродукт». В течение 2015 года их было до полусотни, сообщили в «Транснефти».

В порту Махачкалы разворовывались и бюджетные деньги. Федеральный бюджет вложил в развитие Махачкалинского порта к 2010 году 1,3 млрд. рублей, из которых команда Абусупьяна Хархарова (возглавлял порт с 1998 по 2010 годы) похитила около 1 млрд. Руководство порта менялось каждый раз со сменой руководства республики, но ситуация в порту не улучшалась. В результате группа «Сумма» и «Транснефть» вынуждены были отказаться от озвученных в 2014 году планов построить в порту собственную нефтеперевалочную базу с мощностями по хранению 10 млн. тонн нефти и 3 млн. тонн нефтепродуктов в год, с железнодорожной эстакадой и узлом учета.. Этот проект составил бы конкуренцию «Дагнефтепродукту», что не устраивало руководство республики.

Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственный порт Российской Федерации, принадлежащий государству, говорится в сообщении пресс-службы трубопроводной монополии. Объем перевалки грузов в порту Махачкалы в среднем составляет около 6 млн тонн в год, из которых 85% составляет нефть. Глава компании Николай Токарев через несколько дней назвал такое развитие событий «вполне возможным».

Прекращение перевалки нефти будет означать фактическую остановку работы крупнейшего предприятия столицы Дагестана.

| На главную страницу |