"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (800) от 28.02.2018

Среда Обитания

Как они организуют, так мы и живём! Вымирая…

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ

Ситуация с воровством крышек люков на сетевых колодцах Саратова стала неподконтрольной, а с несколькими случаями, когда дети проваливаются в них, иногда погибая, и вовсе трагичной. Журналисты и блогеры Фейсбука забили тревогу, объявив мобилизацию всех своих скудных ресурсов на выявление опасных колодцев. Журналист Елена Налимова и её коллеги фотографируют и обнародуют аварийные места. Тема эта, хотя и возникает периодически, периодически и затухает, как и ей подобные с нависающими над тротуарами наледями и сосульками, прорывами сетей, вырубанием здесь и там деревьев, бездорожьем…

Несмотря на то, что из года в год в отдельных случаях проявляется некая реакция городских чиновников на, как правило, вопиющие случаи разгильдяйства и безответственности, ни мэр, ни депутаты городского уровня, названного в Конституции РФ «местным самоуправлением», своей ответственности за организацию этого самого самоуправления нести и не собираются. За всё что угодно – даже за бездарное управление ЖК-хозяйством, за уничтожительную практику градостроительства – пожалуйста! Только не за организацию МСУ в муниципальном образовании – всеми нами любимом городе Саратове. А ведь вся их деятельность и ответственность базируется на ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На организации! Это слово – «организация» законотворцы местного пошиба переписывают скоро три десятилетия, включая в региональные законы и решения, из которых понять ну, как же у нас организовано-то в Саратове это самое МСУ абсолютно невозможно?

А ведь как они организуют – так мы и живём!

Советская власть предполагала в 900-тысячном Саратове, кроме Городского совета народных депутатов, 6-ть районов со своими бюджетами и депутатами, «плюс» более 200 округов депутатов Областного совета н.д., отнесённых к уровню «местной власти». Это представительно-законодательная часть, которая вместе с чиновниками исполкомов, а также территориальными структурами вездесущей партии, комсомола, общественного контроля, избираемыми в районах прокурорами, а в трудовых коллективах судебных заседателей, домовыми и уличными советами, немногими общественными и творческими объединениями – и составляли систему общественных отношений! Как плохую или хорошую я не оцениваю – но это система и внятная для каждого схема, позволяющая её обсуждать, критиковать, изучать и совершенствовать.

В апреле 1990 года ВС СССР был принят Закон «Об основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он был призван именно совершенствовать общественные отношения на уровне городов и весей, среди прочего стимулировать подвижничество жителей. В Саратове, в разных микрорайонах по инициативе жителей и при поддержке депутатов стали появляться – органы территориального общественного самоуправления (КТОС, ТСОС). Иногда они заменяли собой уличные и домовые советы, которые были запроектированы в схеме советской власти давно, но действовали более-менее эффективно только на территориях частной застройки. Я всё это к тому, что до ликвидации советской власти в октябре 1993 года, сама власть признавала необходимость самого широкого участия жителей не только в качестве разноуровневых депутатов, но и непосредственно в микрорайонах, кварталах, посёлках.

После небольшого «инерционного периода» к году 1996-му местная номенклатурная бюрократия (и вся остальная снизу доверху) провела по всем направлениям контрреформы, если не сказать «контреволюцию». Районы г.Саратова, как полноправные институты местной власти были ликвидированы, вся представительная часть МСУ – это 21 депутат от округов по выборам депутата Гордумы «плюс» приблизительно столько же депутатов от партий с абсолютной доминантой партии власти – всё! КТОСы, в большинстве своём созданные в угоду местечковой власти, и не «покрывающие» своим, даже сомнительным подвижничеством и 10% городских территорий, по сути стали НКО-грантополучателями. Администрации, новые и усиленные структуры различных служб, включая фискальные и силовые, появившаяся сеть «мировых судов» - усилили «давление» на простого человека – жителя-собственника, мелкого предпринимателя и просто гражданина представительства в органах МСУ. В Городской и прочих думах сидят нувориши из директоров рынков, гупов-мупов, да по 5-ть процентов протестующих коммунистов.

И сейчас, думается, что немалые средства проходят в бюджете на так называемые «общественные отношения» - в каждой районной администрации есть сотрудники, заместители глав, в мэрии – целый вице мэр с группой специалистов «по связям»… Да разве ж и депутаты Гордумы и депутаты Облдумы по городу Саратову со своими помощниками, НКО – грантополучатели не являются ресурсами этих самых «общественных отношений». Вопрос второй – являются ли они какой-то о системой – действующей или бесплодной?

Ещё 15-25 лет назад в мою бытность председателем ТСОС «Центр», многие нынешние проблемы территорий города, решались в плане их выявления (а это в настоящем МСУ дорогого стоит) довольно просто и эффективно. Оперативно попросив по телефону членов нашего ТСОС «Центр», жителей активистов, я бы уже имел сведения по состоянию всех колодцев в 18-ти кварталах, «вверенной мне» территории и уже завтра – в понедельник к планёрке у Главы Кировской администрации лежала бы докладная записка с адресами и описанием неблагополучных мест. В текущей же работе мы проводили рейды и другие мероприятия, укреплявшие доверие! В 90-х ещё не было нынешних компьютерных возможностей, но при выявлении каких-то значимых и не очень бед в нашем микрорайоне, реакция совета жителей, моя, как лидера, была обязательной. Создание информационного поля на доверии – это один из элементов МСУ?

Вот товарищ Исаев, мэр, после нескольких случаев «с открытыми люками», обнародованными в местных СМИ и последующей трагедией, дал ли телефонограммы: «В понедельник представить мне к ПДС все сведения по необорудованным колодцам»? И не по линии ЖКХ – туда то же надо, как и в другие структуры, включая охраны общественного порядка с заданием проверить все приёмные пункты металлолома, а в структуры сферы «общественных отношений» - туда где связи с жителями, общественными объединениями, НКО, СМИ! Вот бы и сравнил рапорта своих чиновников и «того, что людям надо».

Боюсь, что ничего этого из «общественного» в арсенале мэра просто нет! Нет никакой системы общественных отношений – одна показуха с ОПами, омбудсменами, тратой огромных общественных средств на проведение избирательных компаний (подковёрной и закулисной их части), а не на организацию нашего участия, местного самоуправления, на становление гражданского общества! Ну, раз бессистемность годами и десятилетиями устраивает местечковых разночинцев и всю их властвующую вертикаль!

Как вы организуете, так мы и живём, вымирая…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14032018234648&oldnumber=800