"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (797) от 01.12.2017

Среда Обитания

Территориальный совет общественного самоуправления «Центр» Кировского района г. Саратова в 1990-1998 годах и позже

Из истории подвижничества в территориальном общественном самоуправлении

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ

Подвижничество в территориальном общественном самоуправлении в городе Саратове началось в конце 1989 – начале 1990 года, когда последние годы перестройки Горбачёва знаменовались всенародным обсуждением проектов законов, утверждавших принципы демократизации государства: «О собственности в СССР», «Об общественных объединениях в СССР», «О кооперации в СССР» и т.д.

Окончание. Начало см. в № 7 (794), 8 (795) и 9 (796)

Не только в Саратове, но и в России ТСОС «Центр» единственный орган общественного самоуправления, многолетне выпускающий свою газету. Самиздат «Житель Саратова» выходит с июня 1990 года. Несмотря на то, что газета периодически обозначает себя как средство информации и гласности ТСОС «Центр», Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова, Саратовского отделения «Российского союза местного самоуправления», она бесспорно, особенно в 1990-1996 гг., являлась печатным органом ТСОС «Центр», поддерживающим общественные организации и КТОС, не имеющие своих информационных средств.

Газета выходит не реже 1 раза в месяц тиражом до 1 тыс. экземпляров (средний – 700). К июню 1999 года выпущено 145 номеров газеты. В газете даются информационные материалы, приводятся телефоны муниципальных служб, публикуются заметки и статьи по проблемам организации местного самоуправления, письма-жалобы, а также кроссворды, анекдоты, стихи.

Основателем, продюсером, редактором самиздата является Сергей Перепечёнов. Кроме газеты, самиздат выпустил 6 сборников кроссвордов, пособие по организации товариществ собственников жилья, две тематические брошюры. Самиздат выпускает также листовки, объявления, использует электронную почту «Интернет». С выхода первого номера газета «Житель Саратова» являлась самым действенным инструментом работы совета, его председателя с жителями, основой всех мероприятий, проводимых ТСОС «Центр».

Усилению организационной базы Совета и самиздата «Житель Саратова» во многом способствовало приобретение в конце 1995 года председателем из личных средств компьютерной техники, что позволило создать банк информации, облегчить делопроизводство, повысить качество изданий и информационной связи.

К сожалению, оказался не поддержанным руководством Ассоциации ТОС проект выпуска газеты «Житель Саратова» для всех КТОС. Редакцией предлагалось выпускать в количестве до 1 тысячи экземпляров для каждой территории действия КТОС газеты под единой «шапкой» с общей для всех передовицей и «подвалом» с анекдотами, кроссвордом. Остальные материалы каждого номера должны быть посвящены проблемам разных микрорайонов города. Для реализации проекта требовалось создание в АСТ Информационного центра и очень небольших средств «вскладчину» на распечатывание газеты на ризографе.

Многие инициативы ТСОС «Центр» не поддерживались руководством Ассоциации самоуправляемых территорий – А. Джашитов и подобранные им в совет председатели КТОС рассматривали ТСОС «Центр» как объединение оппозиционеров городскому самоуправлению, как КТОС, «имеющий все признаки политической организации – а нам этого не надо»…

5. Подытоживая опыт деятельности ТСОС «Центр»

Ликвидации в 1993 году Советов народных депутатов при отсутствии политической воли в организации полноценного местного самоуправления, многолетнее отсутствие необходимых шагов на пути создания действенных демократических институтов гражданского участия, а также несовершенство конституционных норм, правообеспечивающих местное самоуправление, особенно сильно и негативно сказалось на уровне наиболее близком нуждам, потребностям и интересам жителей.

Территориальное общественное самоуправление, существующие в г. Саратове КТОС (их около 30) с принятием Устава г. Саратова и избранием представительного органа городского самоуправления в самом конце 1996 года никак «не вписывается» в систему новых государственных и общественных отношений, в устаревшую с развитием рыночной экономики схему административно-территориального деления г. Саратова.

Беда в том, что время, отпущенное на реформирование местного самоуправления в регионе и г. Саратове, было бездарно упущено. Просуществовавшие после ликвидации советов н. д. областные, городские, районные Комитеты по реформированию органов власти и местного самоуправления, политическая элита и научная школа советских юристов и обществоведов (Л. Лукашов, В. Новосёлов, А. Ландо и др.) «просто не заметили» складывающихся в государстве тенденций, в том числе и законодательных, в области обеспечения прав местного самоуправления, не внесли в практику организации гражданского участия того опыта, который требовался становлению демократических институтов местного самоуправления в г. Саратове.

Вот несколько моментов, которые обязаны были быть исследованы, обсуждены, по которым должны были быть приняты и, надеюсь, ещё будут приняты соответствующие решения:

  1. Должна быть изменена схема административно-территориального деления г. Саратова, полностью централизованные средства городского бюджета, а с ними и ответственность органов местного самоуправления, жителей: избирателей, налогоплательщиков - спущены «вниз», в муниципальные округа.
  2. Проведен учёт и муниципализация всех социальных ресурсов территорий города (КТОС, общественных объединений, СМИ, инициативных групп жителей и отдельных граждан, способных участвовать в «взращивании доверия» к местному самоуправлению), в бюджете выделен муниципальный фонд социального заказа, предусматривающий широкие возможности договорной работы в сфере социальных услуг.
  3. Полноценное, а не общественное (масло не бывает масляное: самоуправление либо есть, либо его нет) территориальное самоуправление должно было учитывать и представлять интересы всех социальных групп (сословий): временно проживающих, арендаторов, приватизаторов, собственников жилья, создавать условия для закрепления имущественной ответственности горожан , обеспечения организационных возможностей в объединении и информационном обмене. Поэтому в условиях перехода к полноценному местному самоуправлению, основанному на имущественной ответственности его участников, не столь важен процесс избрания представительного органа (КТОС, Городской думы), сколь важны возможности обеспечения в нём представительства интересов разных сословий с постепенным повышением степени ответственности избирателей, налогоплательщиков в местном самоуправлении.
  4. Политика местного самоуправления должна стать «выделенной», приоритетной в действиях губернатора, как гаранта прав местного самоуправления в муниципальных образованиях Саратовской области и в Саратове, и начинаться с подбора кадров муниципальных чиновников, способных проводить эту открытую политику, основанную на доверии жителей. При этом необходимо помнить, что на этапе становления местного самоуправления и гражданского общества, происходящего в условиях политической и экономической нестабильности, «избираемость» низовых структур местного самоуправления, включая органы территориального общественного самоуправления, далеко не самый и эффективный и лучший путь к демократии. Институты и элементы низовой демократии могут развиваться только в организационных формах, образующихся «сверху», для чего и требуются принципиально иные муниципальные чиновники.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С конца 90-х – начала «нулевых» годов ТСОС «Центр», по сути, становился откровенно оппозиционной городским властям общественной организацией. Его деятельность не поддерживается ни финансово, ни организационно, начинается создание путинской вертикали власти, в которой городское самоуправление на глазах превращается в «муниципальную службу» для чиновников на оккупированных ими территориях города и бывших районов города.

Но ТСОС «Центр» продолжил свою работу ещё как минимум в течение 5 лет, хотя дружеские отношения между жителями, членами совета оставались и после прекращения деятельности, хотя он, как структура городского ТОС, оставался на сайте городской администрации и Ассоциации самоуправляемых территорий в 2010 году.

В конце 2000 года по требованию Кировской районной администрации проводится конференция жителей микрорайона. Председателем ТСОС «Центр» избирается Александр Адольфович Конобеев, заместителем Сергей Иванович Перепечёнов. Предприниматель А. Конобеев начинает проектирование крупного инвестиционного проекта «Реконструкция квартала в границах улиц: Чапаева-Рахова; Б. Казачья – Киселёва. Проект имел широкий общественный резонанс.

Проект реконструкции «квартала напротив ТЮЗа» с участием ведущих архитекторов Саратова (В. Вирич, В. Кудрявцев и др.) стал победителем ряда конкурсов, включая всероссийские, на которых была признаны его архитектурные достоинства, а также Социальная работа, связанная с опросами жителей, заключениями с ними Договоров о намерениях сторон при сносе жилья и новом строительстве, мощное пиар-сопровождение проекта. К сожалению, проект А. Конобеева не нашёл поддержки органов власти, но, несмотря на это, автор, председатель ТСОС «Центр», до своей смерти в 2010 году пытался реализовывать проект – его ООО «Июль-Н» выкупило несколько старых домов и строило новые.

Следует отметить, что в 2009 году члены совета ТСОС «Центр», после смерти Народного артиста СССР О.И. Янковского, который вместе с своей семьёй жил на ул. 20-летия ВЛКСМ (Б. Казачья), 16, стали инициаторами создания мемориального изваяния.

Был создан оргкомитет из членов совета «Центр» (А. Конобеев, С. Перепечёнов, Н. Янковский), жителей-одноклассников Олега Ивановича (Т. Шишкина, А. Пронин), в него также вошли: П. Маскаев, председатель Союза Художников, заслуженный артист РФ В. Ауштыкальнис, Почётный гражданин Саратова В. Чернышков, председатель организации «Мастера искусств и сцены» Г. Загумённая и др. Бронзовое мемориальное изваяние, ставшее саратовской достопримечательностью, создал скульптор, з.х. РФ, член-корр. АХ А. Щербаков.

Созданный по инициативе жителей на их доверии Территориальный совет общественного самоуправления «Центр» был явлением перестроечной и постсоветской демократии 90-х годов прошлого столетия, своеобразным опытом, пусть и оказавшимся невостребованным, в организации городского самоуправления.

P.S. Проявившаяся в первый год работы тенденция к коммерциализации общественного самоуправления была характерна для деятельности не только ТСОС «Центр», а во многом носила объективный характер – приобретённый негативный опыт способствовал выработке дальнейшей позиции ТСОС «Центр». Эта позиция состояла в том, что территориальное общественное самоуправление должно становиться полноценной в правах частью, формой системы городского самоуправления, «взращивающей доверие» жителей к своему органу, местному самоуправлению и власти в целом.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9122017192647&oldnumber=797