"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (794) от 25.06.2017

Мнение Эксперта

Цели и задачи российской оппозиции в контексте организационной культуры

Сергей ИВАНОВ

Организационная культура определяет форму легитимности функционирования общественных организаций и включает систему общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам общественных отношений и к достижению результатов общественной деятельности, отличающие данную организацию от всех других. Ценность организационной культуры состоит в ее социальной мотивации – позиции, предрасполагающая способность специфического целенаправленного (целерационального) социального действия человека. В соответствии с задачами формирования социальной мотивации потребностей происходит процессе становления организационной культуры.

Харизматическое политическое лидерство соответствует исторически сложившимся объективным нормам духовной сферы жизни общества (религии и нравственности) в качестве нормативно-ценностной системы. Тем не менее весьма существенное значение в формировании личной харизмы имеет также субъективный (ценностно-нормативный) аспект, связанный с проблемами конкретной идеологии, способность к осуществлению которой обусловлена исключительными личностными качествами конкретного политического лидера. В отношении оппозиции харизматическое политическое господство представляет собой ценностно-нормативную консолидацию составляющих ее политических сил. В свою очередь, рациональный тип политического господства, в целом соответствующий нормативно-ценностному типу политического господства, охватывает такие свои формы, как рационально-легальный тип, при котором сохраняется видимость соблюдения норм законодательства, несмотря на глубокую политическую запущенность нормативного состояния страны, при котором состояние правоприменения оставляет желать лучшего. Именно таково состояние конституционной законности в условиях современной российской псевдодемократии: Конституция, несмотря на всю ее декларируемую юридическую силу, является реликтовым документом, несмотря на формальную приверженность органов власти и управления нормам законности. Качественно отличен от рационально-легального рационально-правовой тип политического господства, представляющий политико-правовую систему представительной демократии, за который и борется современная российская оппозиция, и связанный с правомерным и эффективным конституционным правоприменением. В соответствии с методом «обратной связи», такого рода конституционное правоприменение представляет собой своего рода мирное обновление страны усилиями субъектов политической власти, способствующее формированию гражданского общества, в качестве правового условия становления представительной демократии, являющегося, в свою очередь, важнейшим фактором системной нравственной организации общества и государства, без которого невозможны никакие социальные реформы. Традиционное политическое господство представляет форму правопреемственности государственной власти на основании прочного закрепления исторически сложившихся институтов общества и государства, при котором, по определению русского мыслителя С.Н. Булгакова, политика представляет форму социальной морали. Наиболее типичная и вместе с тем наиболее традиционная форма политического господства – это монархия – наследственной политический режим личной власти, максимальным выражением которого является такая его форма, как просвещенный абсолютизм.

Основные разновидности организационной культуры: конфессиональная культура, характерная для религиозных организаций и связанная с харизматическим типом властных отношений; политическая культура, характерная для юридических лиц, действующих в сфере политической власти, и соответствующая рациональному типу властных отношений; и корпоративная культура, характерная для юридических лиц, действующих в сфере экономики и соответствующая традиционному типу властных отношений.

Политическая культура есть совокупность знаний, убеждений, навыков, умений и практических действий людей в сфере властных отношений. Для развития политической культуры значение имеет функционирование и взаимодействие фракционных группировок в составе общественных организаций, движений, политических партий, органов законодательной власти и органов местного самоуправления. Политическая оппозиция формируется на основе организационной культуры общества и имеет свою специфику, прописанную в программных и уставных документах.

Легитимность власти представляет собой важнейший неотъемлемый элемент организационной культуры, определяемый ее разновидностями. В сфере конфессиональных отношений харизматической сущностью легитимации является сакрализация, распространяющаяся на социальные институты церковной и светской власти и сообщающая им правомерность в религиозном сознании. В глазах верующих эти институты настолько правомерны, насколько они соответствуют нормам канонического права, а сами эти нормы есть не что иное, как нормы естественного права, санкционированные религией. Сущностной особенностью религиозных отношений является организация «симфонии властей», связанная с взаимодействием Церкви, государства и общества: если оно оптимально, то правомерна характеристика Владимира Соловьева относительно такого устройства, как свободная теократия, даже при условии внешнего разделения Церкви и государства как формы оптимизации общественных отношений, не исключающей возможности их более глубокого внутреннего взаимодействующего, ориентированного на обеспечение прав личности. Тем не менее хорошо известно, что в условиях феодализма политические требования облекались, как правило, в религиозную форму, а антицерковные выступления еретиков были равносильны выступлениям против всего феодального общественного строя. Антиклерикальные оппозиционные акции, направленные против подмены науки религией, против принудительной клерикализации государства, имеющей антиконституционный характер, и против религиозной нетерпимости, связанной с разжиганием межконфессиональной розни, характерны и для современной России (панк-молебен в храме Христа Спасителя, Невзоровские среды). Не менее важное значение имеет рациональная легитимация государственной власти как таковой. Основными центрами власти в правовом государстве выступают институты государства и гражданского общества, состоящие в определенной степени общественного доверия к властным структурам, что и определяет взаимодействие личности, общества и государства на основе эффективного синтеза правового (материального) и идеологического (духовного) начал. Приведение государственной жизни в соответствии с нормами естественного права и есть процесс легитимации государственной власти, процесс ее совершенствования, содержанием которого является расширение сферы духовной свободы личности за счет сферы политической власти, в качестве необходимого условия обеспечения гражданских и политических прав и свобод личности, без которого нет развитой политической культуры. Соответственно, смысл политической деятельности партии власти в правовом государстве состоит в консервации существующего порядка политических отношений, а смысл политической деятельности оппозиции состоит в выстраивании сетевых социальных взаимодействий ее организационных структур.

Власть и оппозиция – это своего рода «два крыла» российской политической оппозиции, соответствующие взаимодействию ценностей необходимости и свободы: пришедшая к власти оппозиция сразу же принимается за трансформацию свободы в ранг осознанной необходимости. Достаточно в связи с этим вспомнить недавние политические выступления лидера российской оппозиции А. Навального, предложившего четкую программу выхода страны из кризиса, основным условием которого является преодоление коррупционных отношений. Массовость организованных им политических акций способствовала расширению его социальной базы, что существенно повысило шансы лидера Партии прогресса на успех. Напротив, РПР–ПАРНАС оказалась обезглавленной по причине злодейского убийства своего сопредседателя Б.Е. Немцова, низкой популярности в массах М. Касьянова и задержания второго по степени влияния в партии политического деятеля: В. Мальцева. Тем не менее в настоящее время электоральные шансы Партии народной свободы и Партии прогресса практически сравнялись, несмотря на то, что межпартийная политическая борьба между ними за влияние в российской оппозиции существенно разобщает и ослабляет ее ряды. В современных условиях коррупция в сочетании с политическим невежеством стала настоящим бичом российских избирателей. Задействование административного ресурса на выборах приводит к утрате общественного доверия к власти в их глазах в качестве основы делегитимации государственной власти. Невежество подавляющей массы населения в политико-правовых вопросах лишь усугубляет печальное состояние избирательного процесса. В этих условиях радикальные меры со стороны российской политической оппозиции крайне опасны, поскольку способны перерасти в экстремизм, в пламени которого страна может погибнуть. Конечно, коррупционные отношения в настоящее время представляют необходимую составляющую политических отношений, без которых невозможно эффективное функционирование общественного организма. Это своего рода наркомания: человек, хоть раз в жизни попробовавший наркотика, в дальнейшем не сможет отказаться от него. В связи с этим в сфере борьбы как с наркоманией, так и с коррупцией необходимы соответствующие действия, поскольку эти антисоциальные явления зачастую бывают взаимосвязанными. Немаловажную роль в сфере преодоления коррупции имеет задача повышения корпоративной культуры, содержанием которой является легитимация общественных отношений в экономической сфере, имеющая многообразные проявления в социально-экономических отношениях, и основывается на трудовом начале социальной морали, неразрывно связанном с программами социальной помощи и способствующей получению удовлетворения от трудовой деятельности в качестве основного направления повышения производительности труда.

Организационная культура представляет форму легитимности функционирования ее организаций. Это в полной мере относится и к работе оппозиции. Основу внутренней (нормативно-ценностной) легитимности организации составляют уставные нормы ее существования при условии их соответствия нормам социальной морали (естественного права) как основам конституции и законодательству страны. Внешняя (ценностно-нормативная) легитимность связана с взаимодействием организации с субъектами политических отношений в структуре государства и гражданского общества на основе формирования и развития основных правовых направлений функционирования организаций. Таким образом, взаимодействие харизматического, рационального и традиционного типов легитимности отражается в синтезе нормативно-ценностных (харизматический и рациональный) и ценностно-нормативных (традиционный и харизматический) элементов в деятельности организации.

Для любой организации, действующей в условиях конституционной правозаконности, необходимо сопоставление порядка ее функционирования с задачами компетентных органов публичной власти, независимо от формального характера государственного устройства. Объективной закономерностью при этом является нарастание применения правовых норм в процессе формирования корпоративной культуры, являющегося достаточно долговременным процессом, что в полной мере относится и к правозащитным организациям, деятельность которых в своем предельном выражении носит системный характер. Правозащитная деятельность представляет поведение свободных гражданских активистов в свободной стране, что, как правило, противоречит узкогрупповым интересам государственной власти. Активное формирование структур любых корпоративных организаций, включая структуры правозащитного движения, как правило, приносит тактические результаты уже после первых лет. В настоящее время для формирования протестных коалиций не требуется больших усилий, для этого необходимо задействование информационных политических технологий. Однако это не исключает необходимости достижения задач стратегического развития корпоративной культуры, непосредственно связанных с избирательными технологиями. Таким образом, основными задачами правозащитного движения являются задача формирования конструктивной политической культуры, связанной с дополнительными преимуществами организаций, а это, в свою очередь, требует исполнения социального действия, направленного на ее формирование, а также совершенствования правоприменительной практики, составляющую неотъемлемую задачу совершенствования правовой культуры.

Важнейшую разновидность организационной культуры составляет также корпоративная культура – комплекс убеждений, воззрений, моделей, взглядов, норм социального поведения, подходов к работе, методов социального общения, осознанно или неосознанно принятых и соблюдаемых большинством сотрудников организации. В реальной практической жизни политические интересы оппозиции и экономические интересы бизнеса зачастую смыкаются, в зависимости от отражения интересов предпринимательства в политической деятельности.

Согласно научному определению политическая оппозиция представляет партию, группу, движение, выступающие против господствующей власти или общественного мнения. Взаимодействие ценностно-нормативного и нормативно-ценностного, духовного и материального факторов способствует в своем предельном выражении осуществлению идеала полноты социальной жизни личности, в качестве перспективной цели российской оппозиции. Политический смысл объединения оппозиционных сил состоит в интеграции усилий по общественно-политическому и социальному преобразованию государства. Необходимость такого объединения очевидна для всех оппозиционеров, вопрос состоит лишь в его формах. Перспективным методом организации сил российской оппозиции, на наш взгляд, должно стать возрождение деятельности ее Координационных советов, начиная с местных и региональных и завершая общероссийским уровнем. Очевидна и ее потребность в сильных политических лидерах, способных не только отстоять ее интересы, но и договориться с властью в национальных интересах. В связи с этим немаловажный интерес представляет формирование системы социального партнерства, как в России, так и в других странах, в частности, практика формирования договорных отношений между властью и оппозицией на общероссийском и региональном уровнях (в форме договоров об общественном согласии). Достижение подобного рода политического консенсуса непосредственно связано с осознанием его необходимости для страны как властью, так и оппозицией. Важнейшей стратегической задачей российской оппозиции должно стать построение демократического варианта корпоративного (этического) государства, цель которого – обеспечение свободы и достоинства личности на основе нравственной организации социальной жизни. Содержание легитимации государственной власти в России является конституционная гарантия прав и свобод граждан, определяющая необходимость подчинения норм позитивного права нормам естественного права.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30072017160919&oldnumber=794