"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (782) от 10.10.2016

ХудСовет

Выпуск «Выпускного»

Валерий ГАНСКИЙ

В Саратов пришла осень. Начался и новый театральный сезон. Давно я не был в ТЮЗе. И вот я спешу на Чапаева и Киселева в новый театр. Помня горячие споры вокруг памятника Ю. П. Киселеву с концепцией саратовского скульптора Андрея Щербакова, в которой площадь перед театром должна превратиться в планетарную модель, в центре которой человек-солнце Киселев, притягивающий к себе другие фигуры – образы любимых героев из спектаклей, расположенные на шарах, и высказывание бывшего министра культуры Светланы Краснощековой о том, что желательно установить памятник со стелой в центре перед ступеньками, потому что он единственный, который туда вписывается, я готов был увидеть скульптурный ансамбль, но увидел ансамбль из фонтанных струй, между которыми развлекалась молодежь.

Сегодня ТЮЗ выпускает премьеру на Большой сцене – «#Выпускной». Спектакль по драматургии победителя конкурса «Учитель года России – 2012» Александра Демахина. Постановка и сценография Сергея Аронина. Перед спектаклем оба москвича встретились с журналистами и педагогами в музее театра, ответили на их вопросы. Многословный и многорукий автор и учитель МХК Александр Демахин и похожий на Александра Градского с таким же ниспадающим на лоб крылом черных волос, массивными очками на крупном носу и галстуком – бабочкой на шее, мастер спорта по плаванью и режиссер спектакля Сергей Аронин.

Тема спектакля для Саратовского ТЮЗа, да и вообще для советского детского театра, не новая. В 1967 году на сцене ТЮЗа шел спектакль «Традиционный сбор» по пьесе Виктора Розова, друга Киселева и театра. Ветеран ТЮЗа народный артист РФ Александр Соловьев говорил об умении драматурга «угадывать болевые точки современности»: «У розовских пьес добротная форма. В них нельзя было фальшивить, лгать, переигрывать». Другой ветеран театра, заслуженная артистка России Тамара Лыкова, играющая в премьере «#Выпускной» учительницу, в том киселевском «Традиционном сборе» исполняла роль Лизы Хреновой. Про спектакль «Девочка и апрель» по пьесе Тамары Ян юные зрители, ученики 9 класса ленинградской школы (в 1971 году состоялись гастроли Саратовского ТЮЗа в Ленинграде) писали: «Мы в восторге от спектакля «Девочка и апрель». Это нам очень дорого и близко». На эту тему можно вспомнить хотя бы культовые фильмы: «Разные судьбы» 1956 года Леонида Лукова или «Доживем до понедельника» 1967 года режиссёра Станислава Ростоцкого. В сегодняшнем репертуаре ТЮЗа инсценировка Ярославы Пулинович по трилогии Льва Толстого «Отрочество» уже главного режиссера Алексея Логачева с темой становления молодого человека.

В отличие от классиков, авторы спектакля не ставят каких–то глубоких, глобальных проблем современной школьной жизни: ни проблем ЕГЭ, ни отношений с учителями и родителями, ни отношения к истории России, к Великой Отечественной войне и к современным войнам. Герои живут в своем узком мирке между партами и окнами, между отношениями своих одноклассников, как в яме, из которой появляются и исчезают школьные столы и их хозяева. (Излюбленный прием нынешних режиссеров на технически оснащенной современной сцене). В советское время это называлось мелкотемьем. Спектакль изобилует множеством внешних эффектов, начиная с программки в виде школьного журнала, на которой в клетках прописью выведены действующие лица и исполнители (Такая форма оправдана, но плохо читаема), и кончая мыльными пузырями, становившимися россыпями звезд на фоне темного неба задника (художник–консультант Михаил Гаврюшов, художники по свету Вадим Кондрашов и Виктор Стороженко).

В основе спектакля «#Выпускной» пьеса Александра Демахина «Утро», которую автор написал под впечатлением от собственного выпускного вечера, будучи молодым преподавателем гимназии имени И.Б. Ольбинского в подмосковном Сергиевом Посаде, заместителем директора по научно-методической работе гимназии.

В центре сюжета премьеры – 12 вчерашних школьников, выпускников гимназии, для которых завершился выпускной вечер. Молодые люди стоят перед выбором жизненного пути. Пьеса начинается эпиграфом из стихов Марины Цветаевой: «О, молодые генералы своих судеб!..» Потом пьеса определяет время и место действия: «22 июня. Гимназия. Второй этаж. Утро. Негорячее солнце золотит окна. Тягучее это утро. Музыка никуда не спешит. В холле – они, выпускники этого года. Уже давно прошли те шесть утра, когда всё закончилось, но они ещё здесь». И, наконец, само действие: «Они пьют чай». Дата 22 июня знаковое для старшего поколения зрителей, но режиссер спектакля Сергей Аронин полностью отказывается об упоминания этого дня, ссылаясь на то, что тема спектакля не об этом, и на классной доске за учительским столом, стоящим на авансцене, появляется новая цифра – 25 июня. По воле режиссера со сцены звучат в любопытной интерпретации актеров стихи Цветаевой, так же, как и других поэтов Серебряного века: Ахматовой, Брюсова, Гумилева, Северянина, Кузмина, да и самого режиссера, ведь недаром он дважды становился лауреатом чтецких конкурсов ГИТИСа. Он автор литературоведческой работы «Русский поэтический декаданс: истоки и судьба».

Все изменения, внесенные Арониным в драматургическую ткань пьесы, не были согласованы с автором, и только после приезда Демахина в Саратов и просмотра премьеры, автор, по заявлению режиссера, может быть, допишет образы новых действующих лиц, введенных в спектакль. Это показывает отношение московского режиссера к автору и саратовскому зрителю так же, как и введенная им в спектакль гипербола отношения учеников к классике в мизансценах манипуляции с портретом Достоевского под мышкой или спрятанного за батареей отопления, где укрывается парочка влюбленных одноклассников.

Можно сколько угодно спорить о том, показывать ли на сцене детского театра выпивку старшеклассниками водки из горла бутылки или нет. И сколько раз. Да потому что это бытовой реализм, психологическая точность, достоверность чувств и переживаний, глубокое раскрытие образа. Но предостерегая спорщиков, хочу напомнить слова одного из основателей детского театра Натальи Сац: «Когда я читаю статью, восхваляющую идущий на сцене Детского театра спектакль, где звучит мат и показывается попытка к изнасилованию, я кричу: «Давайте наконец перестанем играть в молчанку, вспомним, что любое зло на земле происходит при молчаливом согласии равнодушных... Простите за жесткий образ, но если вы решили провести пирушку в детской комнате вашей квартиры, позвольте мне презирать вас за это». Ей вторит высказывание Юрия Петровича Киселева, чье имя носит Саратовский ТЮЗ: «Жаль, что в театральном искусстве для детей сейчас существует тенденция заигрывать с ребятами, преимущественно развлекать их, строить из себя «в доску своих». Пошловатая манера... К великому огорчению, театры часто потакают желанию зрителя «побалдеть», вместо того, чтобы помогать в меру своих сил растущему человеку умнеть, его душе трудиться». Это не морализация, а напоминание о многолетнем существовании Саратовского ТЮЗа.

Александр Демахин и Сергей Аронин закончили ГИТИС и работают вместе не первый год. Сергей Аронин обучался в режиссерской мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, получил ученую степень кандидата культурологии. Его режиссерская работа началась в 2012 году со спектакля «Циники» по роману Анатолия Мариенгофа на сцене «Под Крышей» театра имени Моссовета.

Александр Демахин – выпускник режиссерской мастерской Сергея Женовача и московского Литинститута. Лауреат Первой премии Всероссийского конкурса драматургии «Действующие лица» (2003), молодежной премии «Триумф» (2005). Пьеса «Бабий дом» была поставлена в московском театре «Школа современной пьесы», «Утро» – в нескольких молодежных театрах в разных городах.

Александр Демахин – один из самых молодых лучших учителей России. И он практически не отличается от рослых старшеклассников и выпускников школы. Гимназия, в которой преподает Учитель года-2012, необычная. Она не вписывается в рамки профильного образования: не ограничивает ребят 2-3 профилями, давая глубокое базовое образование по всем предметам. Вот отношение Сан Саныча (так зовут его ученики) к самой значимой школьной проблеме – ЕГЭ: «Не знаю, к чему эдакому готовят в тех школах, где занятия в старших классах всецело отдают подготовке к ЕГЭ. Сам экзамен, конечно, мог бы быть более "тонким". В материалах по литературе, к примеру, есть задание якобы на анализ текста. Отрывок и несколько вопросов к нему. На пример: "Как называется средство, описывающее внешность человека в цитате такой-то". Понятно же, что речь о портрете. Никакого анализа не требуется».

Сергей Аронин с 2009 года занимается педагогической деятельностью. Работает с детьми в Центре Эстетического Воспитания «Золотой Петушок» (2009-2013 гг.) и в Театральной Студии Ирины Феофановой (с 2013 года). Ученики С. Аронина активно снимаются и играют в спектаклях различных театров, в том числе в спектакле Центра им. Вс. Мейерхольда «Норманск». С 2013 года преподает в Гуманитарном Институте Телевидения и Радиовещания им. М.А. Литовчина. Вот его кредо: «Именно то, что мы знаем об ушедшей эпохе, является нашим коллективным знанием, благодаря которому мы можем двигаться дальше. Даже наше невнятное представление о середине прошлого века может помочь нам понять то время, приблизить нас к нему. Для меня то время – это возникновение «Современника» в 1956 году и Театра на Таганке в 1964-м».

Свое учительское кредо Александр Демахин выразил следующими словами: «Слава богу, хороших учителей много. Но в обществе странное к профессии отношение. Учителя хотят быть символами духовности. Вопрос: являются ли они ими? Некоторые пытаются угнаться за ценностями общества. А надо ли это? Тонкие материи нельзя измерить линейкой. Думаю, мы не должны бояться результата, который не в состоянии оценить чем-то конкретным, осязаемым. Мы можем прочесть книги, но они не заменят общения. Важны люди – среда, в которой человек существует. И от меня в том числе зависит, какой она будет для моих учеников. Если говорить о конкретном результате моей работы, то хочется, чтобы мои выпускники ходили на выставки, поэтические вечера, в театр, чтобы они входили в контекст сегодняшней культурной жизни и существовали в нём».

У пьесы Демахина «Утро» такой финал: «В моей памяти они все так и стоят у окна, лица их освещены утренним солнцем, а они всё смотрят куда-то далеко-далеко в небо, как будто надеются увидеть мой полёт». А спектакль Аронина «#Выпускной» заканчивается песней «ОКОНЧЕН ШКОЛЬНЫЙ РОМАН» Александра Новикова, которую поют все участники, прощаясь со своей сценической ролью и со зрителем.

Окончен школьный роман.

Молчком – не делом, не словом.

Где поцелуй на послед,

Где на прощанье рука.

Погасят окна дома,

Но мы не встретимся снова.

Звезда оставила след

И догорела легка.

Припев:

Нет горечи, нет грусти.

Звонок звенит – нет слада.

Душа тебя отпустит.

Так надо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22102016010459&oldnumber=782