"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (782) от 10.10.2016

Очевидное-Невероятное

Летаем и будем летать. А вы держитесь!

Илья МАКСИМОВ

В №№ 12 от 15 июня и 15 от 22 августа 2016 года наше издание рассказало, как жители Саратова, члены садоводческих товариществ, расположенных на Большой Кумысной поляне, то есть на территории областного центра, вот уже несколько лет пытаются решить проблему систематических полётов над их головами вертолетов учебной базы, находящейся в пос. Сокол.

Претензии граждан касаются не только того, что летающие аппараты денно и нощно производят шум, скорее всего, превышающий допустимые санитарные нормы, но и подвергают опасности жизнь граждан и целость их строений. Ситуация приобретает все более актуальный характер в связи с тем, что дачные поселки, находящиеся на территории г. Саратова, все больше становятся местом постоянного проживания граждан.

После обращения жителей дачных поселков 7 апреля 2016 года за помощью к главе города Олегу Грищенко тот направил в адрес начальника Саратовского местного гарнизона полковника В.Н. Мишнева письмо, в котором просил рассмотреть возможности запрета полетов учебных вертолетов над территориями садоводческих товариществ, расположенных в границах Саратова.

Ответ был получен за подписью командира учебной авиационной базы полковника С. Спиридонова. После обстоятельного изложения истории учебной авиационной базы (п. Сокол), берущей свое начало в 1942 году, географического местоположения базы и ссылок на документы, регламентирующие полёты вертолётов, командир учебной авиационной базы сообщил: «Вывод: Полёты на аэродроме Саратов (Сокол) выполняются согласно регламентирующих документов, возможности по изменению траектории полёта при взлёте и заходе на посадку вертолётов отсутствуют».

Сомнительно, что такое объяснение командира учебной авиационной базы полковника С. Спиридонова по поводу безопасности полётов со ссылкой на Воздушный кодекс и инструкции может успокоить жителей, почти ежедневно, а зачастую и в ночное время, наблюдающих, как над их головами с грохотом пролетают машины.

Есть и ещё один момент, о котором военные не упоминают. Это – шум, производимый вертолетами. То, что он мешает нормально жить, бесспорно. А вот каков он с точки зрения санитарных норм – предстоит выяснить.

По этому поводу наша редакция направила запрос в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, откуда был получен ответ, что «осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах, принадлежащих Министерству обороны РФ, не входит в компетенцию Роспотребнадзора».

Такая реакция Роспотребнадзора вызывает некоторое недоумение, поскольку, во-первых, речь идет не столько о военном объекте, сколько о территории, на которой проживает гражданское население, а во-вторых, именно Роспотребнадзор может дать объективную независимую информацию об уровне шума, производимого летающими и днем и ночью над населенным пунктом вертолетами.

И еще один запрос был направлен военному прокурору Саратовского гарнизона Коновалову Р.В. – с просьбой пояснить, каким образом можно связать друг с другом два, на наш взгляд, взаимоисключающих фактора: мнение военных по поводу обеспечения безопасности полётов над территорией Саратова и вполне оправданные, на наш взгляд, опасения жителей, что потенциальная угроза их жизни и сохранности принадлежащих им строений всё-таки существует.

Из ответа, подписанного заместителем военного прокурора Саратовского гарнизона Д.В. Говаруновым, следовало, что «Анализ результатов ранее проведенных в период с 2012 г. по 2016 г. проверок показал, что авиационных инцидентов, связанных с потерей пространственной ориентировки и нарушением воздушного пространства, должностными лицами УАБ (учебной авиационной базы – Ред.) не допускалось. В ходе согласования и утверждения Инструкции допустимые уровни авиационного шума при проведении полетов в районе аэродрома «Сокол» согласованы с контролирующими органами в сфере авиации. Конструкция используемых на аэродроме «Сокол» вертолетов не предусматривает внесение изменений, которые позволили бы снизить уровень авиационного шума. Таким образом, нарушений в действиях пилотов УАБ в ходе проверок не выявлялось, в связи с чем прокурорское реагирование не осуществлялось».

По нашему мнению, такой ответ заместителя военного прокурора Саратовского гарнизона Д.В. Говарунова может убедить в законности полетов вертолетов, но не снимает описанные нами в запросе со слов граждан, проживающих на территории г. Саратова, над которой совершают учебные полеты вертолеты авиационной базы «Сокол», проблемы нарушения покоя и тишины и потенциальной угрозы безопасности для людей и построек.

После получения ответа из военной прокуратуры редакция газеты «Богатей» вторично направила письмо на имя военного прокурора Саратовского гарнизона Коновалова Р.В., но уже с просьбой поспособствовать разрешению описанных проблем, связанных с полётами вертолетов учебной базы «Сокол» над поселками, расположенными на территории Большой Кумысной поляны, входящей в границу МО «Город Саратов», - как с точки зрения нарушения тишины и покоя проживающих здесь граждан, так и по причине потенциальной угрозы безопасности для людей и построек.

От редакции

По сообщениям СМИ, крушения воздушных судов над российскими населенными пунктами имеют место. Одно это должно заставить насторожиться и подвигнуть правоохранительные и надзорные органы предпринять меры к защите граждан от потенциальной угрозы.

Вот несколько из ряда случаев, описанных в средствах массовой информации и заставляющих задуматься о серьёзности проблемы:

В поселке Новая тура под Казанью, в нескольких метрах от жилых домов, рухнул вертолет Ми-8

26 октября 2008 года

– Все это произошло на наших глазах, – рассказывает Гуля, жительница дома, в пяти шагах от которого и упал вертолет. – Я с мамой сидела на кухне, муж копался в огороде, и тут на головой такое «тух-тух-тух». Мы выскочили на улицу – над нашим домом висел вертолет, потом он чуть-чуть пролетел и упал.

Корреспонденты «КП» подъехали в поселок через полтора часа после крушения. Муж Гули нервно ходил по огороду, он подбирал и снова клал на землю осколки махины, которые разметало от взрыва.

– Вы не трогайте его, они с мужиками такой шок пережили, – говорит Гуля. – Подбежали после взрыва на место крушения, а там пилот истекает кровью. Голову поднял и говорит: «Спас!». И умер.

Под Москвой разбился новейший боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор»

29 октября 2013 года

На юго-востоке Москвы в районе Жулебино сегодня разбился боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Оба пилота успели катапультироваться и остались живы.

Все произошло во вторник вечером, 29 октября, около 16.00. Вертолет рухнул и загорелся на ул. Привольная у дома 56. Жертв и разрушений в результате падения нет. Но очевидцы сообщают, что весь район Жулебино затянуло дымом от пожара, который возник на месте падения вертолета.

Вертолёт принадлежал Минобороны, он был окрашен в камуфляжную расцветку и имел бортовой номер 52.

Суд рассмотрит дело о полетах вертолетов над Читой

31 октября 2013 года

14 ноября 2013 года суд рассмотрит исковое заявление военной прокуратуры в защиту читинцев, которые жалуются на летающие над городом вертолеты, сообщил «Забмедиа.Ру» представитель восточного военного округа.

В исковом заявлении прокуратура обращает внимание суда на то, что при выполнении вертолетных полетов над Читой нарушены нормы СанПиН – превышение допустимого уровня шума. Ранее об этом заявляли специалисты Роспотребнадзора.

В правовой практике существует понятие «авиационный шум», и на него распространяется ограничение с 23-00 до 7-00. Физиолого-гигиенические исследования показали, что авиационный шум раздражает, утомляет, вызывает головную боль, сердцебиение, нарушает сон и отдых, не дает сосредоточиться на выполнении любой работы. Наибольшее беспокойство испытывают люди, страдающие заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта.

Кроме этого, читинцы опасаются за собственные жизни, памятуя о ЧП, произошедшем в Москве 29 октября, когда при выполнении полета рухнул вертолет.

Краевой суд запретил военным вертолётам летать над Читой с превышением шума

25 февраля 2014 года

Забайкальский краевой суд 25 февраля оставил без изменения решение Читинского районного суда, который запретил летать военным вертолётам, нарушающим права жителей на благоприятное проживание, сообщили ИА «Чита.Ру» в пресс-службе краевого суда.

Военный прокурор Читинского гарнизона выиграл суд первой инстанции в споре с Минобороны РФ и войсковой частью о запрете полётов вертолётов над Читой, которые нарушают права жителей на проживание в благоприятной окружающей среде и не соответствуют требованиям санитарных правил. Военные 5 февраля подали апелляционную жалобу в краевой суд.

«Сегодня Забайкальский краевой суд оставил без изменения решение Читинского районного суда, который признал действия войсковой части №63559 и Министерства обороны РФ при осуществлении полетов военными вертолетами над территорией Читы и прилегающими районами неправомерными», – сообщили в пресс-службе.

Суд обязал ответчиков обеспечить выполнение полётов вертолетов с соблюдением допустимых уровней авиационного шума, в том числе с соблюдением требований санитарных правил и нормативов.

«Признаны неправомерными действия Минобороны и конкретной воинской части. Речь идет о полетах военных вертолетов над Читой и прилегающими районами с превышением допустимых уровней авиационного шума. Суд обязал ответчиков обеспечить выполнение полетов с соблюдением норм», – сказал собеседник агентства.

Решение Читинского районного суда обжаловало Минобороны. Первоначально иск по поводу излишнего шума подал военный прокурор Читинского гарнизона.

Согласно материалам дела, военные вертолеты с 2012 года практически ежедневно выполняют полеты с трех аэродромов в Чите. Проведенные в 2012 и 2013 годах экспертизы показали, что во время дневных и ночных полетов над жилыми массивами предельно-допустимые уровни шума превышаются.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22102016005938&oldnumber=782