"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (774) от 15.05.2016

История и Современность

Как жители Саратова устранялись от управления городом

Проект доклада С.И. Перепечёнова на заседании Гуманитарно-политического клуба при редакции газеты «Богатей» 4 мая 2016 года по теме: «Территориальное общественное самоуправление. Версия №2»

Этот доклад идёт в продолжение ранее озвученного на одном из заседаний клуба, посвящённого возникновению и становлению местного, в первую очередь городского, самоуправления в конце 80-90-х годов ХХ века. Поэтому я вернусь к некоторым моментам первого доклада и перейду к ТОС.

Город Саратов в советское время имел схему административно-территориального деления, в которой существовало 6 разновеликих районов (от 55 до 280 тысяч жителей) с избираемыми депутатами (от 50 до 100) и формирующими бюджет района. В городской совет народных депутатов избиралось 200 депутатов, формирующих бюджет города. 250 депутатов составляли областной совет н.д., из которых более 100 депутатов представляли территории города Саратова. Союзными законами и вышестоящими органами местной власти разграничивались межбюджетные отношения. Межбюджетные и все другие вопросы контролировались «вертикалью КПСС» (с сателлитами: ВЛКСМ, Народный контроль), которая имела свои структуры на всех уровнях власти, а также на подавляющем большинстве предприятий и организаций (ещё и со структурами ВЦСПС).

Следует заметить, что имела место практика избрания на территориях районов прокуроров и заседателей народных судов (?)

На многих территориях Саратова до конца 80-х гг. существовали «уличные и домовые советы» – в частном секторе, при ЖЭУ, в призаводских посёлках… Как правило, в них избирался председатель, члены совета. Райком КПСС направлял в совет своего представителя – парторга, из числа пенсионеров. Некоторые советы имели свои печати.

***

«Перестройка Горбачёва» начала процесс демократизации общественных отношений в стране. Одним из приоритетов этого стало становление местного самоуправления в городах и весях СССР.

Наряду с законами, дающими предприятиям экономические свободы (О кооперации, О всенародном обсуждении Законов СССР, Об акционерных обществах, О советах трудовых коллективов, о выборах Народных депутатов СССР, РСФСР и местных советов, О СМИ…), в апреле 1990 г. был принят Закон «Об основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (Закон о МСУ).

Весной же 1990 г. были проведены первые альтернативные выборы депутатов местных органов советской власти – областных, городских, районных советов народных депутатов.

Закон о МСУ, кроме других новаций, предполагал возможность создания на различных территориях городских и сельских поселений Территориального общественного самоуправления (ТОС) в форме сходов и постоянно действующих органов, которые могли иметь статус юридических лиц.

Следует заметить два очень важных момента. Первый, ещё союзный закон о МСУ и все последующие федеральные были «рамочными» (об основах, о принципах) и утверждали ответственность за организацию МСУ исполнительной и представительной власти, т.е. за создание условий для полноценного и полноправного участия жителей. ТОС и его органы по Закону СССР создавались «по инициативе жителей территорий». Это важно для дальнейшего.

В ходе всенародного обсуждения Закона СССР о МСУ в городах и весях стали обозначать себя подвижники ТОС. Они вели переписку непосредственно, через СМИ, нарабатывали свои проекты уставов ТОС и др. документы, правообеспечивающие деятельность ТОС, писали декларации, в которых нередко ТОС провозглашался основой МСУ с правами на использование земли, имущества, с правом формировать свой бюджет… Проявились лидеры, активисты ТОС, как из числа «депутатов», так и из жителей – при поддержке депутатов или без таковой.

В Саратове к августу 1991 года было несколько зарегистрированных К (комитеты и советы) ТОС: «Солнечный» (Толдонов), «Елшанка» (Губкин), «Центр» (Перепеченов), «3-я Дачная» (Логинов), «Авиатор» (Лепаев) …, и готовящихся к регистрации: «Смирновское ущелье» (Кобец, Арзуманова), «Октябрьский посёлок» и др. Осенью 1991 г. прошла учредительная конференция, создавшая объединение ТОС – «Ассоциацию самоуправляемых территорий» (АСТ). Координацию работы КТОС осуществлял Городской совет н.д. в лице его комиссии по МСУ (председатель Джашитов).

Средства на становление и деятельность КТОС определялись из трёх позиций местных налогов и сборов, которые по решению горсовета н.д. передавались районными советами н.д. КТОСам их территорий. Находились и другие финансовые источники, а также средства от коммерческой и хозяйственной деятельности КТОС. В 1992 году АСТ возглавил Джашитов, председатель комиссии по МСУ горсовета н.д. В 1993 году к моменту ликвидации советской власти в Саратове было более 20-ти зарегистрированных КТОС.

За это время – первой половины 90-х, была возможность изучать опыт организации в США, Европе и т.д. Вся бюрократия все страны изъездила… Фактически же, только один Г. Попов попытался создать систему управления столицей, способную создать условия для осуществления на её территориях МСУ. В Арзамасе, по-моему, ещё пытались изменить схему административно-территориального деления, в Питере тоже пытались избирательный округ сделать первичной единицей МСУ. В Саратове ТСОС «Центр» разработал проект программы по созданию экспериментального муниципального округа.

1993-1996 годы я называю «инерционным периодом, когда местечковая бюрократия перестраивалась, фактически, начав контрреволюцию и контрреформы. Конституция РФ декабря 1993 года и последовавший за ней ФЗ о МСУ провозглашали МСУ «в пределах своих полномочий самостоятельным», органы МСУ в систему гос. власти не входят. И вообще МСУ создаётся по инициативе жителей поселений и их территорий. При этом комментарии к Конституции утверждали, что «МСУ не делится на более или менее полноценное и полноправное».

То есть, всё МСУ – это общественное, по сути, самоуправление!!! В рамках его полномочий. Всё это в 1993-1995 гг. дискуссировалось, обсуждалось. ТОС входило в законодательное противоречие с новыми Конституционными правилами. В Госдуме весь 1995 год готовился к утверждению новый закон о МСУ. На первой стадии был проект, который можно назвать «общественным» - его идеи потом озвучил А. Солженицын в своём выступлении перед депутатами Госдумы (когда он доказывал и показывал руками, как нужно перевернуть пирамиду власти). И власть вдруг, хотя раньше не замечало подвижек разных там перепечёновых и даже травкиных, стала срочно готовить ещё два проекта нового закона о МСУ – президентский и правительственный, которые затем объединились и напрочь игнорировали в рассмотрении первый «общественный проект».

1996 год – момент истины, в частности для Саратова. Комиссия по Уставу города Саратова под председательством Ландо просто переписывает положения «рамочного закона «об общих принципах МСУ в РФ», не внося никаких идей, мыслей, – т.е. в Саратове номенклатурный коммунист Ландо сотоварищи, а в других городах другие ландо, создали «под себя» те правила игры в МСУ, которые им хотелось, напрочь устранив народ, жителей города Саратова и его территорий от участия в МСУ.

ТОС стали «маслом масленым» в новой системе законодательных координат. ТОС образуется по инициативе жителей, МСУ – по инициативе жителей… Не много ли инициатив у жителей, которые в одном подъезде на одной лестничной клетке не могли проявить инициативу в общих интересах?! Организации-то, которая именно и нужна жителям-участникам, как не было, так и нет. Вы наживёте себе врагов, если упрекнёте депутатов и чиновников в том, что они не занимаются организацией МСУ, т.е. своими прямыми обязанностями. И МСУ свелось к одной единственной возможности для людей, жителей, избирателей, налогоплательщиков – жаловаться! Только жаловаться! Чиновникам и депутатам, которые приобрели к 1998 году статус «муниципальных служащих», а высшие должностные лица МСУ – и гос. служащих.

После ликвидации советской власти и инерционного периода – КТОС всё более становятся имитаторами демократии, симулякрами. Но очень выгодными симулякрами для местечковой власти. Дело ведь в том, что схема административно-территориального деления Саратова – абсолютно не изменилась: 6 разновеликих районов, но уже лишённые бюджетных полномочий и депутатского представительства, полномочия сосредоточены только в центре – в мэрии! Даже не в Гордуме – депутаты сами отказались от многих своих полномочий в пользу чиновников (по разработке бюджета, тарифов, контроль передали счётной палате, только условно подчинённой думе). В городе с населением 840 тысяч 20 избирательных округов, в которых избираются депутаты – 1 депутат на 42 тысячи жителей (!?), фактически не имеющий полноценной обратной связи, необходимых возможностей и инструментов для работы с избирателями и необходимой ответственности (никогда ни в одном округе деятельность депутата не подвергалась даже намёкам на его отзыв, хотя многолетне проводящиеся опросы свидетельствуют, что жители не знают своих представителей в органах МСУ).

Стоит ли сравнивать систему представительства в городе Саратове с МСУ в сельских муниципальных образованиях, коих в Саратовской области 350. Местная власть (организация МСУ) физически далека от нужд, интересов и потребностей горожан.

***

Что же ТОС? При советской власти они были естественным продолжением её на самом близком уровне житейских интересов и создавались, в общем-то, под ответственность районных советов города, депутатов трёх уровней и при инициативе некоей части жителей, которые в «новые времена» после 1996 г. не могли обеспечить легитимность КТОС – эта форма напрочь исчерпала себя, в том виде, в каком поддерживалась АСТ Джашитова. По сведениям сайта АСТ (последние правки в него внесены в 2010 году), в Саратове 30 КТОС, 6 из которых не входят в АСТ. Численность жителей на территориях ТОС от 3 до 28 тысяч жителей. Всего охвачено жителей города 378 тысяч.

КТОС – все юридические лица, т.е. ведут бухгалтерский учёт, налоговую и прочую отчётность. Председатель и члены комитета избираются на конференциях жителей. Делегирование представителей в ТОС от домов обеспечивается сбором подписей. Конференции проводятся раз в год или в 3-5 лет по Уставу. С 1997 года финансирование КТОС ведётся в рамках финансирования муниципального заказа (из городского бюджета), который проходит через АСТ. Система – грантовая. Суммы финансирования зависят от числа жителей территории и участия в одной, двух или трёх номинациях: социальная работа, благоустройство, создание народных дружин.

Вопросов по организации ТОС с начала 90-х накапливалось множество: могут ли члены КТОС обеспечить хоть в какой-то степени легитимность своего избрания на территориях с тысячами жителей? В подавляющем большинстве КТОС не имеют помещений для осуществления своей деятельности. Зачем каждому КТОС иметь свою бухгалтерию, содержать бухгалтера? Почему нельзя создать ассоциативную бухгалтерию? Вообще, являются ли КТОС частью городского самоуправления как системы и в чём это выражается?

Представители КТОС никогда не участвуют в Публичных слушаниях по застройке территорий, нет их в работе с депутатами городской и областной дум в округах.

С момента своего образования АСТ никогда не брала на себя ответственность за становление и развитие ТОС, никакой программы, укрепляющей позиции ТОС и создающей условия ответственности её лидера – Джашитова , не было. Делает-то , что делает. КТОС превратились в органы общественной бюрократии, симулякры общественной жизни.

В ТСОС «Центр» была своя программа – АСТ игнорировалась. Формировался свой банк данных о территории – игнорировался. Имелось своё средство информации – игнорировалось.

***

После ликвидации советов народных депутатов КТОС должны были уйти с арены общественных отношений. Подвижничество лидеров ТОС в крупных городах, таких как Саратов, должно было провоцировать политиков-конституционалистов на создание новой (после 1995 года) системы городского (местного) самоуправления, а не использование схем административно-территориального деления, общественных отношений и т.п., полностью унаследованных от прежней системы. На уровне городского самоуправления (полноценного и полноправного, по сути общественного), его территорий НОВЫЕ лидеры должны были создать условия для проявления жителями инициатив, для их объединения вокруг общих интересов…

Новая схема начала действовать в Москве в самом конце 1993 года. Про это отдельный рассказ. В нашей области была единственная попытка «войти в МСУ со своим Уставом» - сделала её команда В. Мальцева в Энгельсском муниципальном районе. Эту попытку в 1996 г. забили! Как и всё остальное подвижничество в МСУ, ТОС, сфере общественных отношений…

Смею уверять, что в Саратове все демократические идеи зарегистрированных МСУ, ТОС и проч. уничтожались коммунистической номенклатурой (Ландо, Джашитов и проч.) – ТОС служило им «выдававшейся за демократию», ширмой для захвата МСУ – муниципальной власти, старыми-новыми номенклатурными бюрократами, устранившими жителей от управления городом, народ как источник власти в стране. Все средства, проходившие и проходящие через ТОС, – кормушка безответственности, средства на отстранение жителей от гражданского участия в МСУ…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22052016153612&oldnumber=774