Официальный сайт
|
|
Александра СТЕПНОВА
Под конец года принято подводит итоги. Не остался в стороне от такой традиции и известный саратовский писатель, критик, член Союза российских писателей, член Академии современной словесности, лауреат премии «Интерпересскон», написавший уже более 60 романов, политических детективов, сборников статей, лицензий и фельетонов Роман Арбитман. 21 декабря в Зональной научной библиотеке СГУ был представлен его новый сборник «Год ЛитераДуры».
Роман Арбитман
Итак «Год ЛитераДуры». Отчего такое название?
«Буква «Д» в названии не случайно, – говорит автор. – Желание называть именами декаду, неделю или год свидетельствует о том, что в окружающей действительности столько дыр, что люди не знают, за что ухватиться. Год мы занимаемся литературой, а на следующий год навалимся на кино. Я думаю, что наваливаться нужно сразу на все, иначе нос вылезет, а хвост увязнет. Другая причина, по которой появилось такое название, – личная. 4 года я работал над «Антипутеводителем по современной литературе», в течение которых читал очень плохие книги. Во время паузы в таком нелегком деле появились другие явления, например, события из политики и кино, большинство из которых оказались негативными. Вот поэтому «ЛитераДура», где «литера» – буква»».
Буква является составляющей и основой всего вокруг. Её «…можно обнаружить и на страницах книг, и в фильмах, и на телеэкране, и в речах политиков, и в суждениях простых смертных», так же, как от одного действия начинается любое событие, влияющее на историю страны в целом.
Иронично-шутливый тон с многочисленными эпитетами, сравнениями и метафорами в художественном тексте сохраняется на протяжении всего сборника, основу которого составили материалы, опубликованные на сайте «Радио Свобода», в газете «Наша версия» и в журнале «Новое время».
Обложку оформил минский карикатурист Аркадий Гурский.
Книжка разделена на две части, первая из которых названа «Зимне-весеннее обострение», вторая соответственно «Летне-осеннее обострение», тем самым намекая на привязку к временам года и медицинский термин. Автор отталкивается от общественно-политических событий и повествует по принципу от частного к общему. И здесь досталось всем, как говорится, каждой сестре по серьге.
В первой же статье 100-летний юбилей бывшего первого секретаря обкома КПСС региона, по словам автора, говорит о признании идиллическим советского прошлого. А тон официальных СМИ подразумевает перемещение всей страны в прошлое: «Как только будет воссоздана удушливая атмосфера конца 70-х, мы там окажемся».
Исчезновение еды из супермаркетов из-за санкций может привести к «культурному изоляционизму», когда «уменьшат окна до размерров бойниц… и свернут горизонт в рогожу».
Долг Саратовской области в 45 млрд рублей местные власти, по мнению автора, прикрывают «новым источником патриотизма» – музеем Трудовой славы, при создании которого не хватало экспонатов. «Это глубоко символично, – считает Арбитман. – В насквозь заидеологизированном мире внешний императив оказывается главнее внутренних потребностей».
Глава областного центра Олег Грищенко автором упоминается из-за его предложения запретить комментарии в Интернете. Но они «по сути единственный ещё открытый клапан в пыхтящей на огне сковородке».
Остерегает писатель и от принятия «поправок Матвиенко» о запрете продажи алкоголя гражданам, не достигшим 21 года: «Оба раза, когда в России всерьез наступали на алкоголь», все заканчивалось плохо. «Очевидно, что, когда зрение и слух не затуманены алкоголем, человек начинает вглядываться и вслушиваться в окружающую его реальность».
Сокращение зарплат у власть имущих и у простых людей, считает автор, не пропорциональным: «…начальные условия не сопоставимы и вычеты не пробьют никакой бреши в благосостоянии чиновников… никто из народых слуг не покусился на надбавки…»
Досталось от саратовского критика и журналистам на примере нашумевшего случая с вольской пенсионеркой, которой привиделся Ивана Ургант. «Главным двигателем сюжета для репортеров Ухудшанских является их профессиональный цинизм и уверенность в том, что нынешней публике можно скормить любую фигню под видом новости… Едва ли журналисты, будучи в здравом уме и трезвой памяти, согласились бы добровольно тратить лучшие годы на подобную лабуду, которая забывается не сразу после прочтения, а уже задолго до. Но из чего ещё им делать гонорарные строчки, когда круг «проходимых» тем скукожился подобно шагреневой коже? Шаг вправо, шаг влево – запрет», – пишет Арбитман.
Рассказывать обо всем, что написано в книге, было бы неверно. Её героями стали и министр культуры РФ Владимир Мединский, и глава региона Валерий Радаев, и бывшая Уполномоченная по правам ребенка в регионе Юлия Ерофеева, и актер Владимир Машков, и бывший губернатор Дмитрий Аяцков, и публицист Александр Проханов, и Олег Табаков, памятник которому был возведен в Саратове в августе нынешнего года.
«Сборник лучше читать сейчас, чтобы не забыть событийные поводы, но надеюсь, что и потом сборник будет восприниматься с ощущением ностальгии. Во время издания предыдущей моей книги менялись какие-то конкретные реалии, лица, а тенденции оставались теми же. Но и по сей день она читается», – говорит Арбитман.
В планах на будущее у Романа Эмильевича окончание работы над «Путеводителем по современным англоамериканским телесериалам». Большие и маленькие киноэпопеи автор смотрит уже несколько лет. По словам писателя, это будет книга со знаком «плюс».
«То, что я читал, мне не нравилось, а то, что я смотрю сейчас, мне нравится. Сериалы – это коллективное творчество, где трудно что-либо испортить. Если режиссер не дотягивает, то превосходно играют актеры. Если плох сценарий, режиссер убирает все ненужное и помогает актерам. С книгами все обстоит хуже. Писатель нахоится с произведением один на один и никто ему не помагает». Фрагменты из будущей книги печатаются на сайте «Свободные новости» в рубрике «Неизвестный сериал» и в «Новой газете».
Как говорит Арбитман, в современных сериалах главные герои являются амбивалентными и скорее отрицательными: «Люди, которые им противостоят, заведомо хуже, и зритель выберает между двух зол в пользу главного героя. В этом заложена мысль о том, что человек несовершенен и в нем надо искать хорошее. Это происходит по Станиславскому: «Ищи в плохом, где он хороший». Но воздаяние все равно должно быть».
В кино и в сериалах Роман Арбитман считает себя любителем, поэтому смотрит кино судовольствием. Тогда как для написания рецензии некоторые книги, признается критик, читает с отвращением. Но у писателя есть несколько любимых хорошо написанных детективов. Один из них – это «Проклятый изумруд» Дональда Уэстлейка.
«Это образцовый детектив, который можно перечитывать. Если бы мне удалось написать что-то подобное, то я был бы счастлив. Хотя, конечно, для меня самый недостяжимый образец – это романы Грэма Грина, который делил свое творчество на развлекательную и на серьезную литературу. Но лучшие его романы те, которые написаны на стыке двух направлений, например, «Тихий американец» и «Комедианты». Здесь совмещены и отличный сюжет, и хорошая расстановка персонажей, и художественность, и сильные эмоции. Мне кажется, что лучшая литература должна рождаться на стыке жанров, когда писателю удается пройти по тонкой грани», – считает Роман Эмильевич.
Возвращаясь к вышедшему сборнику, можно добавить: за повседневной суетой и погоней за выживанием большинство из нас не замечает истинных причин и следствий происходящих событий, которые старательно от нас скрывают. Кто-то считает, что ему незачем, да и бесполезно знать всю правду, а кто-то и в свои восемьдесять с лишним, сидя в электричке по дороге с дачи после прополки грядок с помидорами и огурцами, будет читать статью «К демократии» Максима Горького и красной ручкой подчеркивать натруженными руками что-то для себя очень важное…
Покупайте сборник – сделайте прививку от обмана.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2012016204746&oldnumber=764