"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (761) от 30.11.2015

«Как изменилось всё на берегу Волги»

К 100–летию Константина Симонова

Валерий ГАНСКИЙ

Писатель родился 28 ноября 1915 года в семье полковника Генерального штаба Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской. Мальчика нарекли Кириллом. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. В 1919 году мать с сыном переехала в Рязань, где Александра Леонидовна вышла замуж второй раз за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А.Г. Иванищева, который стал для Кирилла отчимом…

Александра Оболенская и Константин Симонов

Любовь к литературе пробудила у будущего поэта его мать Александра Леонидовна, которая много читала и сочиняла стихи. Первые стихи К. Симонов стал сочинять в семилетнем возрасте. Они рассказывали о жизни и учёбе курсантов военных училищ, в которых преподавал его отчим. В семье установился почти армейский уклад жизни. «Наша семья жила в командирских общежитиях, ‒ вспоминал Симонов. ‒ За окнами, на плацу проводились утренние и вечерние поверки... Вместе с другими ребятами ходил на продсклад получать командирское довольствие». Так что, ещё живя и учась в Саратове, Симонов был готов к армии, к военной дисциплине.

Так как Симонов не выговаривал звуки Р и Л, то его настоящее имя заменили на Константин.

Д. Ортенберг, главный редактор «Красной звезды», где военным корреспондентом служил К. Симонов, в своей книге «Время не властно» писал, что первыми военными стихами уже тогда известного поэта были «Презренье к смерти» о наводчике Сергее Полякове и «Секрет победы» о лётчике Николае Терёхине:

«У храбрых есть только бессмертие,

Смерти у храбрых нет».

«Симонов был одним из тех, кого редакция «безжалостно» бросала с одного самого острого и трудного участка фронта на другой. И мы знали, что он всегда проберётся в гущу боя, не остановится перед любыми трудностями и опасностями и своё дело сделает», ‒ писал Ортенберг. А делом военного корреспондента было сдать вовремя материал в номер газеты. И приходилось выбирать: или оставаться вместе с бойцами на самом тяжёлом участке сражения, или уезжать, срочно доставляя материал в редакцию. Секрет скоростного очерка Симонова был прост: начинал писать в дороге, составлял план, размечал блокноты, делал наброски. Так на Западном фронте в районе Могилёва у Днепра он встретился с нашей землячкой Валентиной Владимировной Тимофеевой, которая в дальнейшем стала прообразом «маленькой докторши» Тани Овсянниковой в трилогии «Живые и мёртвые». Тимофеева родилась в Аткарске, жила в Саратове.

Трагически сложилась судьба киноактрисы Валентины Серовой, которой было посвящено известное стихотворение Симонова «Жди меня». Симонов ушёл из семьи, где у него оставался сын Алексей, к Серовой. В свою очередь Серова ушла от Симонова к его тёзке, выдающемуся полководцу Константину Рокоссовскому. Позже вернулась и стала женой Симонова, у них родилась дочь. Но их брак был недолгим. Не получая киноролей, актриса стала пить, и её даже лишили родительских прав на дочь, которую забрала к себе бабушка. В 58 лет Валентина Серова скончалась в одиночестве. Симонов не был на похоронах, только прислал 58 красных гвоздик. В послесловии он снял посвящение Серовой к полюбившемуся народом стихотворению «Жди меня», написанном на даче у Льва Кассиля.

Писатель Григорий Боровиков, будучи ответственным секретарем Саратовской писательской организации, встречался с Константином Симоновым и оставил воспоминания о нём в книге «Встреча с писателями». Встретил Григорий Фёдорович Симонова 21 декабря 1947 года на Са-ратовском железнодорожном вокзале и повёз в обкомовскую гостиницу на Советскую улицу, дом № 27. В этом особняке из 8-10 комнат в разное время проживали писатели П. Павленко, H. Погодин, В. Василевская, А. Корнейчук. В торжественном ужине приняли участие 20 человек. Первый секретарь Саратовского обкома П. Т. Комаров сказал: «О войне написаны романы, повести, а вот о тыле пока нет». «Будут, ‒ сказал Симонов, ‒ вот я задумал пьесу о мирном труде учёных». И действительно, писатель днём обычно беседовал с учёными из «Микроба» или посещал этот институт. Диктовал пьесу Музе Николаевне. Не та ли эта стенографистка «Красной звезды», о которой писал Д. Ортенберг? А вечером вместе с Боровиковым играли на бильярде. К ним присоединялся режиссёр Саратовской драмы П. Федотов, знакомый Симонову по Москве. Симонов рассказывал о Японии, Франции, Америке ‒ странах, где он бывал. Не раз говорил о тёплом отношении к Шолохову: «Шолохова как писателя я очень люблю». Ходили на спектакль по симоновской пьесе «Русский вопрос» в театр имени К. Маркса. Почётный гость отказывался от обкомовской машины, и тогда, утопая в снегу, они с Боровиковым шли по короткому пути через Детский парк.

24 декабря состоялась встреча с журналистами в редакции газеты «Коммунист». Симонов читал свои стихи, обливаясь потом, так много слушателей набилось в зал. Потом в узком кругу пели песни и его «Военных корреспондентов»: «От Москвы До Бреста нет такого места...». (Да и сейчас она поётся. На 100-летии со дня рождения друга Симонова А. Твардовского эту песню исполнял джаз «Саратов-бэнд» под руководством Юрия Жимского, который рассказал о встрече с Симоновым).

Ходили в ресторан «Москва». «Хочу русских пельменей», ‒ заявил писатель. Боровиков заметил, что иногда Константин Михайлович доставал из кармана чётки и перебирал их. На пальце блестело обручальное кольцо ‒ это было для саратовцев в диковину. Пробыл неделю в Саратове, а 27 декабря перед отъездом Симонов подарил Боровикову «Стихи военных лет» «с самыми дружескими чувствами». Выпили на посошок по русскому обычаю.

В апреле 1948 года Симонов вновь гостит неделю в Саратове. Опять побывал в «Микробе» и в день отъезда сказал: «Пьеса «Чужая слава» готова». «В каком театре она пойдёт?» ‒ поинтересовались у драматурга. «Во МХАТе», ‒ ответил он. В начале 70-х, путешествуя с семьей по Волге, он вновь посетил Саратов. Гуляя по Набережной космонавтов, он восхищался: «Как изменилось всё на берегу Волги».

С.К. Немец, учитель, создавая литературный музей в саратовском Дворце пионеров, обратился с просьбой к К.М. Симонову прислать свои книги с автографом для музея. Писатель ответил письмом (даже двумя, потому что Симонов всегда делал копии своих писем), выразив любовь к городу, где он рос, и вступил в рабочий класс токарем на заводе «Универсал». Эти материалы С.К. Немец передал в государственный музей К.А. Федина.

В Октябрьском районе на 2-й Садовой улице, дом 21, во дворе профессионально-технического училища полиграфистов №2, по Постановлению Совета Министров РСФСР носящего имя Героя Социалистического Труда К.М. Симонова, был установлен памятник, открытый 30 октября 1980 года. Монумент представляет собой массивную высокую гранитную глыбу, верхняя часть которой выполнена в виде скульптурного портрета Симонова. По бокам высечены советские солдаты, символизирующие главных героев произведений писателя. Саратовский памятник Симонову является единственным скульптурным (другой известный памятник писателю на Буйничском поле под Могилёвом, где согласно завещанию, был развеян прах Симонова, выполнен в виде валуна с автографом).

На территории училища были посажены ёлочки и туи. Мастером производственного обучения Корниловой А.А. совместно с группой учащихся велась переписка с родственниками К.М. Симонова. Их руками были изготовлены альбомы о К.М. Симонове и стенд, которые хранился в училище. Этот памятник был уместен здесь. А ныне это здание передано Саратовскому колледжу кулинарного искусства (СККИ). Странно как-то смотрится скульптурный портрет поэта на фоне этой аббревиатуры. Единственное, что их объединяет, это слово «искусство». Может быть, со временем появиться кулинарный портрет Симонова. Жаль, что не сохранились музейные экспонаты в училище, а ведь можно было бы создать музей-квартиру К.М. Симонова на улице Мичурина, рядом с бывшей 19-й школой, в здании, где ныне находится комитет по охране культурного наследия и где в 1929 – 1931 годах проживал Константин Симонов. (Об этом напоминает мемориальная доска).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3122015194925&oldnumber=761