"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (758) от 30.10.2015

Власть и деньги

Российские регионы задыхаются от недостатка денег

Материал подготовил Илья МАКСИМОВ

22 октября в Саратовской областной думе состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Его участники обсудили результаты реализации плана мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений, разработанного в начале прошлого года.

Владимир Петров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Владимир Петров: «Проблема разбалансированности региональных и местных бюджетов год от года становится только острее».

В. Петров кратко охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в бюджетной системе страны. По его словам, проблема разбалансированности региональных и местных бюджетов год от года становится только острее. В связи с этим большинство субъектов РФ неспособно системно выполнять ни одну из возложенных на них стратегически значимых задач. Растут дефицит и, как следствие, госдолг регионов. Так, на начало 2014 года госдолг консолидированных бюджетов субъектов Федерации составил порядка 1,7 трлн рублей, а в начале 2015 года уже превысил 2,1 трлн рублей.

Петров озвучил ряд методов, которые могут позволить преодолеть сложившуюся ситуацию и, не в ущерб федеральному бюджету, простимулируют экономический рост и повысят финансовую самостоятельность регионов. В первую очередь необходимо выделение дополнительных субсидий на развитие регионам, перечисляющим более 50 % собираемых доходов в федеральный центр, за исключением тех, коэффициент финансовой самообеспеченности которых выше 1.

Кроме этого, сенатор предложил провести ревизию полномочий на всех уровнях власти, сделать сферу здравоохранения «одноканальным» направлением с федеральным финансированием (за исключением региональных фондов медицинского страхования), а также определить неэффективные налоговые льготы и установить их целесообразность.

Леонид Горнин, заместитель министра финансов России

Леонид Горнин: «В первую очередь – это создание полностью прозрачной системы межбюджетных трансфертов».

Л. Горнин добавил, что ряд задач, определенных «дорожной картой» по совершенствованию межбюджетных отношений, перед минфином уже стоит. В первую очередь, – это создание полностью прозрачной системы межбюджетных трансфертов, а также повышение уровня предсказуемости региональных бюджетов.

Кроме этого, федеральный чиновник особо подчеркнул необходимость соблюдения ряда существующих мораториев. Речь, в частности, идет о предоставлении налоговых льгот, влияющих на бюджетную сбалансированность, или напротив – введение дополнительных расходных обязательств без должного финансового подкрепления.

Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты России

Юрий Росляк: «Необходимо определить актуальную стоимость полномочий, возложенных на субъекты Федерации».

Ю. Росляк поставил во главу выступления вопрос о значительном повышении уровня расходов, которые вынуждены нести региональные бюджеты сегодня. По словам представителя контрольно-аналитического органа, Счетная палата неоднократно указывала минфину России на необходимость определения актуальной стоимости полномочий, возложенных на субъекты Федерации. Однако, как констатировал Юрий Росляк, бюджет страны на 2016 год разработан без учета данной аналитики. То есть, оценка достаточности средств не произведена, что оставит нерешенными ряд проблем, существующих сегодня.

Александр Клыканов, председатель Думы Астраханской области

Александр Клыканов: «В регионах положение дел не изменится, пока не будут справедливо перераспределяться налоги».

«Это какое-то дежавю: вроде бы все относятся с пониманием, а на самом деле мало что меняется», – сказал в своем выступлении Александр Клыканов. Казалось бы, на территорию «пришли» такие налоги, как акцизы на автомобильный бензин, отчисления за пользование водными и биологическими ресурсами. Но в то же время у регионов забрали налог на добычу полезных ископаемых, который с лихвой перекрывал «пришедшие».

Вместе с тем растет и объем обязательств, которые накладываются на региональную казну. Полномочий передается все больше, а денег на их исполнение не дают.

Бюджеты субъектов федерации нуждаются в дополнительных источниках финансирования, констатировал Александр Клыканов. Он предложил несколько вариантов. Во-первых, дать территориям большего простора для маневренности в сложных ситуациях. К примеру, половину средств дорожного фонда оставлять без целевого назначения. То есть, дать возможность использовать их на первоочередные нужды.

Еще одно предложение – компенсировать выпадающие доходы регионов. Так, в прошлом году все имущество на шельфе федеральным законом освободили от налогов. Из-за этого казна Астраханской области уже недосчиталась порядка двух миллиардов рублей. А поскольку с 2016 года отчисления на прибыль при освоении месторождений полностью будет изыматься в федеральный бюджет, региональные потери будут еще значительнее.

Бизнес должен развиваться, считает спикер Думы, но не за счет же регионов. Ведь территории непосредственно участвует в привлечении инвестиций, несут серьезную нагрузку на развитие сопутствующей инфраструктуры. Поэтому справедливо, если получат и свою долю от успешности данного процесса. «В регионах положение дел не изменится, пока не будут справедливо перераспределяться налоги», – подчеркнул Александр Клыканов.

Председатель Думы также считает, что назрела необходимость вернуться к вопросу прогрессивного налогообложения физических лиц. Чем выше доходы, тем больше и налоги.

Чтобы субъекты смогли в полной мере задействовать свой экономический потенциал, нужны добрая воля федерального центра, изменение межбюджетных отношений в пользу регионов и совершенствование российского законодательства.

Олег Грищенко, глава МО «Город Саратов»

Олег Грищенко: «Сегодня главное – не делить, а наполнять бюджет!»

Глава города Саратова отметил, что «несмотря на увеличивающееся количество вопросов местного значения, доля налогов, поступающая в бюджет города, год от года снижается. Так, если на момент принятия в 2003 году 131-го Федерального закона об организации местного самоуправления в бюджет Саратова поступало 21,3% от суммы собираемых на территории города налогов, то в 2014 году только 6,3%. Происходит снижение и фактического объема поступающих в местный бюджет средств. При этом отмечается стабильное увеличение общей суммы налоговых платежей, которые распределяются затем в разные уровни бюджета. То есть, получается, что ежегодно город собирает налогов все больше, а получает в результате распределения все меньше. Все это обусловлено изменениями федерального и областного законодательства».

Так, по словам Грищенко, например, на федеральном уровне снижены с 20 до 15% нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, к доходам федерального бюджета по нормативу 100% отнесены штрафы за нарушение миграционного законодательства, за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения. Областными законами снижен с 16,6 до 11,6% единый норматив отчислений в местный бюджет по налогу на доходы физических лиц, отменен норматив отчислений от транспортного налога, который ранее составлял 100%.

«Мы понимаем, что в настоящее время бюджеты всех уровней переживают сложный период, усугубляющийся финансовым кризисом, однако положение муниципальных образований близко к критическому», – утверждает Олег Грищенко.

Ситуация, когда собственные доходы бюджета не обеспечивают потребности муниципалитета, отмечает глава города, продолжается на протяжении многих лет. В 2015-м, по его словам, минимальная потребность на исполнение своих полномочий составляет для Саратова 19,8 млрд. руб., а предусмотренные объемы равны всего лишь 6,7 млрд, то есть составляют 33,6% от необходимого. Нереализованные полномочия приводят к многочисленным судебным искам, по которым с муниципальной казны взыскиваются огромные суммы, что, в свою очередь, еще уменьшает возможности бюджета и в итоге образовывает порочный круг.

В настоящее время, подчеркивает Олег Грищенко, достигнут уровень, который не позволяет не только развиваться, но и стабильно функционировать в повседневном режиме всему городскому хозяйству. Среди наиболее остро стоящих нерешенных вопросов глава города назвал переселение граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, содержание и реконструкцию объектов водоснабжения, как холодного, так и горячего, водоотведения, теплоснабжения, ремонт и содержание дорог, благоустройство и вывоз коммунальных отходов, состояние городского электрического транспорта, строительство и реконструкцию объектов социальной сферы и городского хозяйства. И это далеко не полный перечень, а лишь наиболее финансово затратные задачи, утверждает Олег Грищенко. Попытки же городской власти решить свои проблемы самостоятельно приводят к закредитованию и, как следствие, к росту муниципального долга, который по состоянию на 1 января 2016 года будет практически предельным. Проводимые же муниципалитетом мероприятия по сокращению расходов, увеличению доходной части бюджета с учетом всех доходных источников не могут в полной мере компенсировать сокращение доходов.

Таким образом, делает вывод глава Саратова, на первый план выходят вопросы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, в первую очередь, как раз в сфере межбюджетных отношений.

Подчеркивая, что реальной финансовой самостоятельности муниципальных бюджетов нельзя добиться без установления определенного соответствия закрепленных прав и обязанностей с их бюджетной обеспеченностью, Олег Грищенко высказал мнение о необходимости передачи части налогов на местный уровень, что будет стимулировать органы местного самоуправления к более активной работе по реализации инвестиционной политики, поддержке малого и среднего бизнеса, что в свою очередь приведет к росту налогового потенциала и, как следствие, повышению собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

«Сегодня главное – не делить, а наполнять бюджет! И мощный рычаг для этого – усиление финансово-бюджетной и экономической базы муниципалитетов», – уверен глава Саратова.

Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области

Александр Ландо: «Крупнейшие саратовские налогоплательщики платят налоги в Москву».

– Всем знаком лозунг про сильные регионы и сильную России. Надо отметить, что крупнейшие саратовские налогоплательщики платят налоги в Москву. Я бы хотел выделить табачную фабрику. Она производит 40 миллиардов сигарет. Налоги - 26 миллиардов, они уходят из Саратова! А взамен проходят слезы... Табачная фабрика отказалась от всех социальных обязательств. Рабочие этой фабрики пользуются всеми благами нашего города. Но от табачной фабрики в казну города не поступает ничего. Может, изменить ситуацию?

Кроме того, стоит вопрос нелегального бизнеса. 1 300 000 человек рабочего населения в Саратовской области. Около 500 000 не числится нигде, но они работают нелегально, а штраф всего около 500 рублей. И в итоге мы не добираем в бюджет около двух миллиардов рублей. А эти официально неработающие пользуются услугами того же Минздрава, и прочее. А расходы ложатся на плечи областного бюджета! Мне бы хотелось изменить существующую схему, чтобы за нелегальный бизнес увеличились штрафы и ответственность. Это впоследствии увеличит и прибыль бюджета, – заключил Александр Ландо.

Завершая выездное заседание, председатель Комитета Сергей Рябухин с сожалением констатировал факт частичного исполнения положения «дорожной карты»:

– Год назад мы приняли решение сформировать «дорожную карту» по усовершенствованию межбюджетных взаимоотношений. Этот документ должен был полностью изменить формат отношений федерального центра с регионами. По итогам года можно констатировать, что Правительство РФ не в полном объёме сумело выполнить положения «дорожной карты». Но имеется положительный сдвиг по условиям бюджетного кредитования и ряд других новаций, которые облегчили закредитованность региональных бюджетов.

____

Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки – итоги 9 месяцев 2015 года: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg_10_2015.pdf

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2112015154539&oldnumber=758