Официальный сайт
|
|
Юрий СЛУДНИКОВ, Республиканский клуб, г. Саратов
I. Политический мир России вошел в полосу застоя. В правящей элите России некомфортные настроения. Еще можно управлять Россией процедурами «вертикали власти». Но как обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие России, если именно «вертикаль власти» – главное препятствие либерализации экономики и социально-экономическому прогрессу?
Юрий Слудников
С другой стороны, внепарламентская оппозиция или т.н. демократы показали свою полную политическую и организационную импотенцию. В чем она выражается?
В России нет по-настоящему реальной демократической партии, с развитыми региональными отделениями, с подлинно демократическими внутрипартийными процедурами. Есть политические образования, именуемые себя партиями, без внятной социально-экономической и политической программы.
Демократическая оппозиция имеет ярко выраженную москвоцентричность – т.е. вся ее деятельность сосредоточена в Москве, а в провинции все сводится к проведению выборных кампаний через оплачиваемых функционеров. Это та же «вертикаль», аналогичная путинской.
Среди лидеров внепарламентской оппозиции нет личностей, одновременно харизматических, высокоинтеллектуальных, с организаторскими качествами.
И самое трагичное то, что лидеры внепарламентской демократической оппозиции абсолютно безразличны и даже враждебны к этнической индикации и этническим симпатиям народов нашей Российской евроазиатской цивилизации.
В итоге в России сложилась патовая ситуация: «вертикаль власти» медленно, но верно, заводит себя и всю страну в социально-экономический тупик, а реальная оппозиция не может предложить по-настоящему эффективную альтернативу, она даже не знает, как эту альтернативу сформулировать и довести до народа.
Игнорирование демократической оппозицией России такого важнейшего человеческого фактора как этническая индикация имеет уже вековую традицию со времен борьбы большевиков за власть, когда интернационализм ставился выше и даже подавлял этническую солидарность и внутриэтнический патриотизм. И сейчас приемы политической борьбы не изменилась, оппозиционный интернационализм большевиков заменен на «стремление в цивилизованный мир, где свобода и демократия». Кто будет возражать против свободы и демократии? Вопрос в другом - в совмещении патриотизма и демократии.
Почему пролетарский интернационализм победил в революционной России, но его отверг и польский пролетариат во время войны Польши с Советской Россией в 1920г., и финский в войну 1940г.? Да очень просто. Польский и финский пролетариат патриотизм поставили выше интернационализма, который они восприняли как идеологическое прикрытие российского экспансионизма.
Точно также навязывание «свободы и демократии», о которой трубят правящие элиты стран Западноевропейской цивилизации, воспринимается подавляющей частью российского общества как инструмент современного специфического экспансионизма. И дело тут не в тотальной пропаганде в масс-медиа, не в «глупом зомбированном народе». Верить в гигантское оболванивающее действие правительственной пропаганды, при наличии Интернета и оппозиционных масс-медиа, по крайней мере, не честно и не разумно, хотя, конечно, этим можно утешиться.
Нужно признать, что в основной своей массе российское общество, хоть и далеко не в восторге от нынешней власти, но не воспринимает несистемную оппозицию как альтернативу путинской «вертикали власти», считает ее маргинальной частью российского политического спектра.
А. Тойнби и Л.Н. Гумилев четко показали, что Западноевропейская цивилизация (католическо-протестантская Европа с продолжением в Северной Америке и в Австралии) и Российская цивилизация не одно и то же. А. Тойнби охарактеризовал Российскую цивилизацию, как сильно «оевропеенную», со времен Петра I. И действительно, влияние Европы очень мощное. Мы с Европой родственники, Европа - прямая наследница умершей Римской империи. Под влиянием Восточной Римской империи (или Византии) сформировалась православная христианская цивилизация Киевской Руси, погибшая при нашествии монголо-татар. А уже от Киевской Руси и Золотой Орды произошла Московия, вначале как сильное княжество, а потом Российская империя и в ее рамках особая Евроазиатская цивилизация. По-родственному Европа нам двоюродный дядя.
Западноевропейской цивилизации уже 1300 лет (ее зримое проявление - возникновение Священной Римской империи), нам всего 700 лет (зримое проявление - возникновение независимого Московского княжества). Л. Гумилев утверждал, что все цивилизации, как и люди, развиваются и умирают одинаково в течение одного и того же отрезка времени в 1200-1500 лет (если цивилизация не погибла от внешнего нашествия или внутренних смут, как цивилизации ацтеков и инков в Америке, Арабский халифат и Киевская Русь). При этом все цивилизации имеют строго последовательные фазы жизни: Подъем, Акматическая фаза, Надлом, Инерционный период и Обскурация (с латинского языка - затмение, закат).
Для Российской цивилизации 19-20 века были фазой Надлома, долгой и мучительной болезни любой цивилизации, с гражданскими войнами, сменой духовных ценностей. Надлом - период упадка хозяйственной деятельности и уменьшения населения. Европа пережила свой надлом в 16-17 веках, когда католики и протестанты резали друг друга повсеместно (это описано, например, в «Хронике времен Карла XII» П. Мериме).
После Надлома следует Инерционная фаза, или «Золотая осень цивилизации», когда люди, уставшие от ужасов Надлома и неистовства пассионариев, начинают хотеть порядка, приумножают семейное имущество, государства богатеют, начинается подъем искусства и появляются гуманистические ценности. В Европе Инерционная фаза сопровождалась материальным и духовным обогащением за счет развития наук и искусства, за счет предпринимательской деятельности всех слоев общества и грабежа колоний. В то время когда в Российской цивилизации была Акматическая фаза и основные ресурсы тратились на подчинение осколков Золотой Орды, а затем на расширение Империи, относительно тихая, зажиточная и образованная Западноевропейская цивилизация казалась «светлым домом на горе». Отсюда и пошло подражание российских элит и интеллигенции Европе и российский культ Европы. Безусловно, Российская цивилизация от этого выиграла. Это сблизило наши цивилизации настолько, что появился тезис о едином цивилизационном пространстве «от Атлантики до Урала».
В 21 веке Европейская цивилизация вступила в свою последнюю фазу жизни – Обскурацию. Признаки Обскурации одинаковы во всех цивилизациях. Это утрата религиозности, даже в ритуальной форме (утрата духовных базисных корней). Это нежелание заводить детей и открытая проповедь гомосексуализма (биологическая деградация). Это потеря способности воевать и одновременно выдумывание мифических героев (как культ Джеймса Бонда). Это вера в свою мессианскую роль. Это упадок культуры. Это высокое самомнение правящих элит и их презрение к ментальным ценностям «соседей-варваров». Приложите лекал поздней Римской империи к современной Европейской цивилизации - и все совпадет. Мы имеем рядом с собой очень богатую и влиятельную цивилизацию, но стремительно дряхлеющую.
Метастазы Обскурации, благодаря близкому соседству и европейской привлекательности, проникают в Россию и генерируют у нас деградирующие явления. Образно говоря, мы имеем богатого и авторитетного дядю, поучающего нас жить, впадающего в приступы то агрессии, то страха, с помутнением в рассудке (οbscuratio – помутнение). Всё это понимают россияне если не разумом, то на уровне инстинкта еще здорового человека.
Различие менталитетов Западновропейской и Российской цивилизаций очевидно: европейцы впитали Римское право (собственность и сословные права), мы - Ясу Чингисхана (единство вокруг вождя для выживания, веротерпимость, этнотерпимость). Да и опыт попыток уничтожить нашу цивилизацию, такие как Смута, нашествия Наполеона и Гитлера, всегда будет в нашей ментальной памяти. Поэтому объединиться нашим цивилизациям, без уничтожения одной из них, невозможно.
Вывод прост – тот, кто хочет быть властью в России, должен соответствовать ментальным представлениям народов Российской цивилизации. Никогда за всю историю человечества правящая элита не могла «переделать» народ, она могла только подвести народ к уничтожению, а вот народ часто менял правящую элиту. Это настолько элементарно, что диву даешься многим демократическим политикам. Спрашивается: для кого и для чего они сочиняют свои громкие заявления, речи и статьи? Для завоевания симпатий россиян или избирателей Нью-Йорка или Берлина?
Основной императив российского политика, если он хочет властвовать в России, - это интересы и традиции Российской цивилизации. Даже немка Екатерина II это понимала. Ни демократия и федерализм, ни права человека и борьба с коррупцией не будут приоритетными для россиян, если они посчитают, что ущемляются их этническая самобытность. Если этого не понять, то справедливая борьба за реальную демократию, за эффективное, современное государство так и останутся в эфире «Эха Москвы» и на страницах либеральных изданий.
России нужна новая партия, прежде всего патриотическая и демократическая не только по названию, а и по внутреннему построению. Что это значит?
«Благо народа» означает, что правящая элита и оппозиция любое политическое действие рассматривают с точки зрения пользы для россиян, а уже потом учитывается мировое общественное мнение (а это уже не только мнение США и НАТО). Если путинская власть совершает действие, полезное для народа, то конструктивная оппозиция должна такое действие одобрить, какое бы мощное отвращение она не испытывала к «вертикали власти». Принимать бандеровский переворот на Украине за торжество демократии и либерализма в пику авторитарной власти в России - это или наивность, или страстная и фанатичная нелюбовь к путинской власти. Для нефанатичного россиянина это неприемлемо.
Демократическая партия не может быть авторитарной по внутреннему построению (как «Яблоко» или РПР-ПАРНАС). Она сразу превращается в секту, потому что искренние сторонники - не подчиненные по службе, а лидеры - не начальники. Лидеры должны приспособиться к автономности региональных отделений, как праобразу будущего реального федерализма России. А региональные отделения партии должны стать инкубаторами как новых региональных и федеральных лидеров, выращенных «от земли», так и новых идей тоже «от земли».
Эффективное управление страной - это становление подлинно республиканской и федеративной России. Реальная федерация - это управленческая самостоятельность всех уровней избираемой народом власти – муниципальной, региональной и федеральной, и свои налоги у каждого уровня, достаточные для реализации их социально-экономических нужд. Каждый уровень, стремясь увеличить налоговые поступления, будет поощрять предпринимательскую деятельность, а не давить ее, как сейчас. Это и есть либерализм в экономике, без всяких уполномоченных по бизнесу, общественных палат и советов и прочей искусственной ерунды. К тому же, либерально-экономическое «склеивание» федерации гораздо эффективнее феодального «клея» «вертикали власти». Если не будет реального федерализма, то «вертикаль власти» рано или поздно развалит страну безответственностью чиновников и разнузданной коррупцией. Несмотря на скандальные разоблачения во властных и оппозиционных масс-медиа, коррупционная система прочно укоренилась как негласная норма в самых влиятельных классах нашего общества – чиновничество, правоохранители, бизнес, оборона, искусство, наука. И полицейские методы тут не помогут.
Перефразируя древнегреческого юношу, можно сказать нынешним властям: «Сажать вам, не пересажать!». Да и сажают выборочно. И только реальная выборность всех властей и народный контроль избирателей может обуздать эту вакханалию воровства.
В настоящее время партии, удовлетворяющей выше перечисленным критериям, в России нет. Тысячи убежденных республиканцев и федералистов не видят партии, где они могли приложить свой гражданский «жар души». Все эти яркие публицисты и политики - шендеровичи, латынины, явлинские, рыжковы, касьяновы, быковы и пр., являясь сами по себе незаурядными личностями, не могут заменить настоящей демократической общероссийской партии.
Новую партию в современных условиях могли бы создать провинциальные демократы. Но здесь три очень мощных препятствия.
1) Слабые и разобщенные политические группы в регионах. Кроме того, многие по-прежнему считают, что «вся политика делается в Москве».
2) Отсутствие региональных программ социально-экономического развития, с конкретным планом действий по региону и по районам, в который поверили бы предприниматели, чиновники, интеллигенция, студенческая молодежь.
3) Отсутствие реального финансирования из-за «московскости» всей финансовой и политической жизни в России. Основные деньги и возможность их вклада в политический процесс находятся в Москве.
Следует честно признать, что идея Федеративной партии России, целью которой была бы реальная демократизация и федерализация России, на сегодняшний день только идея. Но праобразом такой партии могут стать дискуссионные клубы и общественные движения в регионах, созданные для выявления региональных проблем и путей их решения в демократическом и федеральном ключе. Следующий этап - обмен опытом и создание ассоциации демократических организаций России. И уже ассоциация может сформировать свою политическую программу. А такой проект уже интересен для экономической и политической элиты России, т.к. экономический либерализм инспирирует экономический расцвет всех и вся. Работа долгая, трудная, на многие годы. Это и страховка на будущее от ситуации 90-х годов, когда демократы не озаботились провести подлинную демократизацию и федерализацию страны, и мы получили «вертикаль власти», опирающуюся на феодальный менталитет бывших советских функционеров, и в результате бездарную чиновничью власть.
Оздоровить и обновить политический демократический ландшафт кроме как из регионов, по моему мнению, больше неоткуда. Ждать от нынешней московской «демократический тусовки» прорывных идей и действий бесполезно.
www.om-saratov.ru, 15 мая 2015 года
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18052015201523&oldnumber=744