"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (743) от 09.05.2015

Эх, дороги! Саратовские

Илья МАКСИМОВ

1 апреля 2015 года по инициативе блогера Алексея Пискунова на сайте https://www.change.org был начат сбор подписей под обращением к президенту РФ В. Путину «Верните Саратову дороги!». К концу апреля под Обращением подписалось 37 128 саратовцев (всего необходимо собрать 100 тысяч подписей). Публикуем текст Обращения и первую реакцию на него официальных лиц.

Президенту РФ Путину В.В.

Копия: Губернатору Саратовской области Радаеву В.В.

Министру транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Чурикову Н.Н.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы, нижеподписавшиеся жители города Саратова, просим обратить Ваше внимание на чрезвычайную ситуацию с аварийным состоянием дорог нашего города! Дороги у нас всегда были низкого качества, но в 2015 году ситуация критическая, участники дорожного движения не могут безопасно передвигаться по городу и области! Огромные ямы, отсутствие разметки, разбитые тротуары препятствуют передвижению! Ремонт проводится на скорую руку засыпкой дыр в асфальте обычным грунтом!

Основными причинами, которые препятствуют восстановлению покрытия автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, наши жители считают:

1. Коррупция – деньги, выделенные на ремонт дорог, не доходят по назначению;

2. Ремонт – фикция: применяются материалы низшего качества, идет тотальное несоблюдение технологии, отсутствует контроль на всех этапах работ по ремонту дорожного покрытия;

3. Происходит повсеместный перегруз автобусов и грузовых автомобилей;

4. Идет несвоевременная уборка снега, льда, отсутствуют либо не работают ливневые канализации.

Мы считаем, что администрации города Саратова нужна помощь. Необходимо ввести общественный контроль за действием дорожных служб. Активисты нашего города могут вести ежедневную фото и видео фиксацию выполняемых работ, и каждый день направлять отчет в администрацию.

Но для этого нам необходимо содействие власти – нам нужны точные сроки и места проведения ремонтных работ. Помогите чиновникам нас услышать! Мы верим, что вместе мы сможем вернуть красоту, чистоту и безопасность нашему городу!

Мария Асадова, член Общественной палаты муниципального образования «Город Саратов», юрист ООО Юридическая компания «Равновесие»:

Просто удивительно, сколько у нас экспертов по дорогам! И каждый норовит донести свое – единственно верное, конечно же, мнение до окружающих. Вот на известной платформе change.org начат сбор подписей под обращением Президенту России с просьбой отремонтировать саратовские дороги. Начинание вроде бы хорошее, но если посмотреть текст, от этого впечатления и следа не остается.

Первая и главная причина аварийного состояния наших дорог, которую озвучивают авторы петиции – это то, что деньги, выделенные на их ремонт, не доходят по назначению. Так и хочется спросить – ребят, какие деньги?! Дорожный фонд Саратова составляет всего 850 миллионов рублей, из них львиная часть – порядка 600 миллионов тратится на содержание дорог, то есть круглогодичную уборка дорог и тротуаров. Обслуживание светофоров, замена и установка дорожных знаков, дорожная разметка, которую нужно обновлять ежегодно и многое другое – тоже средства дорожного фонда. Таким образом, на ремонт дорог (замена верхнего слоя асфальта и др.) заложено чуть более 30 миллионов рублей и порядка 26 миллионов остается на ямочный ремонт.

При этом дорожный фонд Саратова формируется из средств муниципальной казны. Ситуацию с городским бюджетом, когда практически все, что собрано здесь, уходит в другие уровни бюджетов, думаю, все прекрасно знают. Практически единственная статья доходов, которая идет на ремонт дорог в Саратове – уплата акцизов на автомобильный и прямогонный бензин. Кроме этого, в текущем году город Саратов, в отличие от других муниципальных образований региона, ничего не получил из областного бюджета на ремонт дорог, ни рубля. В прошлом году – аналогичная ситуация.

Так о каких деньгах, не дошедших якобы по назначению, идет речь? О тех, которых и без того нет?

Что касается несоблюдения технологии и отсутствия контроля – это тоже своего рода лукавство. Когда выделялись средства на капитальный ремонт дорог, то зачастую проверяющих было даже больше чем нужно, в лабораториях проводились все необходимые экспертизы. Если речь идет о ямочном ремонте – то специалисты утверждают, что это всего лишь временная мера, на таких магистралях обязательно впоследствии должен быть произведен ремонт или замена всего дорожного полотна. На это опять-таки нет средств, круг замкнулся.

Все эти сведения есть в открытом доступе. И при написании петиции – если уж в ней действительно есть такая необходимость, можно было бы их внимательно изучить. Безусловно, советовать всегда легче, чем работать или предлагать какие-то пути решения проблемы. Но пойдут ли такие «советы» либо петиции на пользу Саратову и его жителям – большой вопрос.

Евгений Пятайкин, член Общественной палаты муниципального образования «Город Саратов»:

Мне, как и всем неравнодушным горожанам, прекрасно известно, что главная проблема саратовских дорог – отсутствие финансирования их ремонта.

Увидев, что происходит сбор подписей под петицией относительно саратовских дорог, сначала я даже обрадовался. Но прочитав содержание этого прошения, я усомнился в том, что ее составляли жители Саратова.

Упования авторов петиции на какую-то коррупцию, как на мифическую бабку с клюкой, такие же неконкретные, необоснованные и поверхностные. Контроль освоения средств на дороги всегда жесткий как со стороны администрации города, так и со стороны Контрольно-счетной палаты и других надзорных ведомств, включая прокуратуру.

Что касается несоблюдения технологии ремонта – то в 2012-2013 годах, когда Саратову выделялись значительные средства, к самому процессу было приковано самое пристальное внимание руководства города, региона, депутатского корпуса, средств массовой информации и общественности. Качество асфальта, технологию его укладки проверяли чуть ли не ежедневно. Более того, если по результатам заключения специализированной экспертной лаборатории работы были проведены некачественно, то бюджетные средства таким недобросовестным подрядчикам не выплачивались, а недостатки и различные недоделки устранялись подрядными организациями за свой счет.

Жителей Саратова и автовладельцев воодушевила в свое время информация о том, что дороги будут ремонтироваться с применением современных материалов, того же ЩМА. Посмотрите, например, на Московскую – полотно и спустя несколько лет выдерживает перепады нашего климата, сезонную распутицу. Исчезла даже колея на полосе общественного транспорта, хотя в свое время казалось, что ее ничем не убрать. Как оказалось – очень даже можно, было бы желание, хороший асфальт, правильная технология укладки, контроль, а главное финансирование. Но, как говорится, «рано радуетесь».

Все это только укрепляет в мысли, что, к сожалению, никакими петициями новый асфальт не положишь. Замечательно, что у нас в Саратове живут такие инициативные и неравнодушные граждане, которые не поленились привлечь внимание к этой теме. Думаю, что их следующий шаг – петиция о выделении средств на ремонт саратовских дорог. Или о пересмотре межбюджетных отношений. Это, по крайней мере, было бы логично, обоснованно и, в конечном счете - более полезно для города.

Олег Грищенко, Глава МО «Город Саратов»:

«Смысл и логику в данном обращении найти трудно. Пункт первый: дороги плохие, значит деньги, выделенные на их строительство и ремонт, кто-то украл. Авторы обращения даже не задают себе вопрос: а городу хоть какие-то деньги на это вообще выделяли? Между тем, вот уже второй год Саратов на эти цели не получает ни копейки из федерального и областного бюджетов. Если в 2013 году город располагал 650 млн. руб. на ремонт дорог, то в 2014-м – уже всего лишь 37,8 млн. руб., аналогичная ситуация и в 2015-м. При том, что нормативная годовая потребность - 2489,9 млн. руб., ведь межремонтный срок установлен в 4 года. То есть каждый год восстановление верхнего слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части должно осуществляться на 25% городских дорог. Один, без финансовой поддержки, Саратов с таким объемом работ не справится, тем более, что транспортный налог, собираемый на нашей территории, теперь уходит в региональный бюджет.

Но у некоторых граждан, видно, сложилось мнение, что в Саратов потоком идут средства на ремонт дорог, а по назначению не доходят. Откуда такая уверенность, непонятно, ведь мы никогда не замалчивали проблему отсутствия финансирования. Наоборот, всегда заявляли о том, что положение саратовских дорог катастрофическое и настаивали, чтобы хотя бы в объявленный губернатором Год дорог областному центру дали возможность выполнить ремонт.

Второе и самое возмутительное – безосновательное обвинение городских дорожников в применении некачественных материалов и несоблюдении технологий. Это при том, что мы подробно освещали буквально каждый этап проведенного нами дорожного ремонта, рассказывали об используемой нами технологии с применением щебеночно-мастичного асфальтобетона, о том, что качество работ и материалов подтверждается независимыми экспертными лабораториями. Все дороги, отремонтированные по этой технологии, и сейчас, спустя несколько лет, находятся в хорошем состоянии: ул. Московская, отремонтированные участки ул. Большой Горной, ул. Радищева, ул. Мясницкой, ул. Соколовогорской и так далее. Видимо, авторы письма не разделяют полноценный ремонт дорог, при котором применялись только современные материалы и технологии, и так называемый ямочный ремонт. Ведь разваливаются только те дороги, где годами вообще не было никакого ремонта либо за неимением бюджетных средств просто заделали колдобины, чтобы хотя бы один сезон автотранспорт мог безаварийно ездить по дорожному полотну.

Кстати, у нас многие представители общественности почему-то считают себя большими специалистами по дорожному ремонту. Когда мы восстанавливали покрытие на внутриквартальных дорогах и приезжали с подрядчиками осмотреть территорию, к нам постоянно подходили такие «специалисты» и возмущались, что асфальт кладется не так, бордюрный камень неправильный, ширина проезда не такая и тому подобное. И их не убеждали ни аргументы профессиональных дорожников, ни ссылки на существующие стандарты. Авторов этого письма, судя по всему, тоже переубеждать бесполезно.

Непонятно, что подразумевается под перегрузом автобусов и грузовых автомобилей. На городских маршрутах автобусов вполне достаточно для того, чтобы справляться с пассажиропотоком, серьезно перегружать их для этого не приходится. И опять же, повторюсь, если мы проводим полноценный ремонт проезжей части, то делаем это по современным технологиям, с использованием качественных материалов, и такое дорожное полотно выдерживает любые транспортные нагрузки. Пример – проспект 50 лет Октября, по которому и днем, и ночью идет поток общественного и грузового транспорта.

Про то, что в городе не работает ливневая канализация – абсолютно несправедливое заявление, там, где она есть, она действует хорошо. С 2007 года количество подтапливаемых «проблемных зон» в городе сократилось с 77 до 17, причем, проблемы возникнут лишь в случае, если за несколько часов выпадет месячная норма осадков. Безусловно, есть необходимость строительства новых участков ливневой канализации, но в наших бюджетных условиях мы можем только поддерживать в рабочем состоянии уже имеющиеся. Что же касается уборки снега и наледи на городских улицах в зимний период, то как она может быть оперативной и качественной, если у нас нет даже половины от необходимого минимума спецтехники и дворников, не говоря уже о финансовой стороне вопроса? На содержание дорог и благоустройство нужно порядка 3,5 млрд. руб. в год, а у нас есть лишь около 1 млрд.

Инициаторы обращения Президенту предлагают нам организовать дополнительный общественный контроль, чтобы улучшить работу дорожников. Но проверяющих у дорожных служб и без того достаточно, причем, специалистов в своем деле, а вот техники и рабочих рук не хватает. Можно с утра до вечера наблюдать, фотографировать, докладывать в администрацию, но имеющийся ресурс от этого больше не станет. Это ясно каждому, кто хоть немного в курсе нынешнего финансового положения дорожных служб, их технического и кадрового оснащения. А если перед авторами письма стоит цель просто привлечь к себе внимание, то напомню: работа городского хозяйства – не повод для самопиара».

Алексей Пискунов:

Уважаемый Олег Васильевич! Я, как человек, написавший петицию, с удовольствием отвечу на ваши замечания.

Пункт 1. Средства

Во-первых, деньги выделяли. Было очень много различной информации по разным СМИ. Но сейчас я цитирую Вас: «Если в 2013 году город располагал 650 млн. руб. на ремонт дорог, то в 2014-м – уже всего лишь 37,8 млн. руб., аналогичная ситуация и в 2015-м.» Я согласен с вами, что это небольшая сумма относительно 2,5 млрд. руб. Но это тоже деньги. И идут они по нецелевому назначению, потому что укладывать асфальт в ямы, залитые водой – попросту выбрасывание материалов и труда рабочих.

Жители нашей области тоже прекрасно понимают, что такой ямочный ремонт не продержится и недели. А отчет от подрядных организаций приходит что всё хорошо, работа выполнена качественно и в срок. Поэтому, раз у Саратова нет необходимого финансирования, давайте расходовать экономно то, что есть. В любом случае ямочный ремонт не прекратится. А тратить деньги на засыпку ям грунтом, щебнем или мокрым холодным асфальтом – нецелесообразно. Вот тут и пригодиться общественный контроль – уж если подрядчик взялся за работу, то пусть делает качественно, а мы сделаем фотоотчет и предоставим его.

Пункт 2. Качество

Вы говорите про подробное освещение ситуации. Но освещались только те участки, на которых действительно происходил качественный ремонт. А как же все остальные дороги города и области?! Давайте делать нормальный ремонт (пусть и по участкам) ВСЕХ улиц, а не только образцово-показательных. Тут опять же пригодится общественный контроль.

Пункт 3. Перегруз

Олег Васильевич, а Вы давно передвигались на общественном транспорте в час пик? Я очень сомневаюсь, что автобусы рассчитаны на такую загрузку пассажиров, при которой на одном квадратном метре стоят по 3-4 человека. А на длинных маршрутах в час пик такие ситуации повсеместны. И летом, когда асфальт нагревается до 50-60 градусов, при торможении автобусы и грузовые автомобили буквально складывают в гармошку дорожное покрытие. Я согласен, что на новых покрытиях этого эффекта не происходит, но новыми участками наш город не изобилует. Понятно, что улицы у нас узкие, а автомобилей все больше и больше, а людей и грузы необходимо перевозить, но это одна из причин аварийного состояния дорог. И её тоже нужно устранять.

Пункт 4. Ливневые канализации и уборка города

Таяние снега и льда приводит к огромным лужам на дорогах. Именно вода в нашем регионе вызывает наибольшие повреждения дорожного покрытия. Не зря у нас говорят – «вместе со снегом растаяли дороги». Вы говорите – ливневые канализации у нас работают. Возьмите улицу Огороднюю – новое покрытие положили буквально три-четыре года назад, с канализациями, но толку от этого ноль, так как на улице постоянно вода.

И дорога с каждым годом разбивается все сильнее и сильнее – в этом году там проваливаются машины в ямы. Возьмите примыкание улицы Елшанской к Московскому шоссе – там отремонтировали самый плохой участок, но наличие воды и зимой, и летом свело на нет все старания дорожников.

Таких примеров очень много. Поэтому необходимо более комплексно подходить к ремонту дорог и их очистке. Вы говорите – улица Московская у нас отличная, но эта улица всегда чистая, на ней первой появляются снегоуборочные машины. На некоторых же других отремонтированных участках ситуация иная. Я писал петицию, основываясь не только на своем опыте и мнении, а после опроса широкого круга друзей и знакомых.

Это мнение жителей региона. И подписи более семи тысяч человек (сведения на начало апреля – Ред.) подтверждают, что ситуация с дорогами у нас критическая. Мы не забываем про другие острые насущные проблемы, такие как расселение аварийного жилья, уборка мусора, да и тысячи других вопросов, которыми закидывают городскую администрацию. Но мы хотим помочь.

Вы говорите – не хватает рабочих рук, но вы попросите жителей помочь – я уверен, многие откликнуться. Конечно, это будет меньшинство населения региона, но такие люди всегда найдутся.

Мы можем написать правительству о любой серьезной проблеме, помочь Вам донести её до руководства страны. Все мы люди, и все хотим жить сегодня хоть немного лучше, чем вчера.

От редакции:

Можно согласиться с мнением членов Общественной палаты Саратова и главы города, что главная проблема – отсутствие средств на ремонт и строительство дорог. Хотя нельзя не сказатьть, что и Пискунов это признаёт, но он делает упор на рациональное расходование этих средств. И только.

Но удивляет позиция Пятайкина, когда он пишет: «Думаю, что их следующий шаг – петиция о выделении средств на ремонт саратовских дорог. Или о пересмотре межбюджетных отношений. Это, по крайней мере, было бы логично, обоснованно и, в конечном счете - более полезно для города».

Возникает вопрос: а не вам ли, новому общественному органу, карты в руки? Заняться тем, чтобы подвигнуть депутатов на борьбу за реальную, в соответствии с Конституции РФ, федерализацию страны и реальное местное самоуправление, а не имитацию, которая, как получается, вполне устраивает «народных избранников».

Кстати, «Богатей» не единожды писал об этой проблеме – уходе заработанных городом денег, а здравомыслящие депутаты говорили, что выход один: бороться за финансовое благополучие города всеми законными средствами, вплоть до обращения в суд. Но тормозит одно обстоятельство: равнодушие депутатов, живущих по принципу «сытый голодного не разумеет».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11052015094215&oldnumber=743