"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (742) от 28.04.2015

Кораблик совести

Валерий ГАНСКИЙ

В Саратовском ТЮЗе продолжается показ спектакля «Приключения Солнышкина» А. Слаповского (по мотивам повести В. Коржикова), Режиссёр – С. Пускепалис (Москва). Несколько месяцев назад состоялась читка этой пьесы ее автором. Об этом мой рассказ.

Виталий Коржиков

В начале давнего пути,

В начале повести

Ты подхватил меня: «Лети!» –

Кораблик совести!

В. Коржиков

Музей Саратовского ТЮЗа имени Ю.П. Киселева на третьем этаже нового здания театра. Под портретом его основателя и многолетнего руководителя стоит ряд столов. В центре белые листы рукописи будущего спектакля. На соседних столах эскизы костюмов его героев. Пьеса по мотивам книги В.Т. Коржикова «Веселое мореплавание Солнышкина».

Несколько слов об авторе книги и ее воплощении на экране и сцене. Отец Виталия, Тит Михайлович, крупный государственный деятель руководил стройками, был знаком с Аркадием Гайдаром. «В детстве возили меня с собой родители по разным стройкам, и не раз в пути распевал я с много повидавшими взрослыми бедовую кочевую песню: «По морям, по волнам – нынче здесь, завтра там!», – вспоминал позже детский писатель.

Тит Коржиков формировал дивизию Щорса, был членом ЦК партии Украины, затем работал в Кремле, окончил университет, дружил со многими писателями, сам сочинял пьесы. В 1937 году отец был репрессирован и расстрелян. Трагически сложилась и судьба матери, подающего надежды скульптора: ее забрали прямо с азовского пляжа и в одном платьице отправили в собачьем ящике в Москву. Она также была репрессирована и много лет провела в лагерях. Виталий Титович пытался поступить на факультет журналистики в МГУ, но для сына врагов народа это было невозможно. Окончив Московский государственный педагогический институт, по распределению уехал работать учителем на Сахалин, потом во Владивосток. «А за окнами школы проплывали корабли». И Коржиков становится моряком. С десяток лет плавал Виталий Титович, совершил две кругосветки. И на всех морях и океанах, на всех континентах встречал он хороших людей.

Судьба писателя Коржикова сама может быть сюжетом для захватывающей книги. Чего в ней только не было! Видел совсем близко Сталина (отец Коржикова тогда работал в Кремле). Брал интервью у Фиделя Кастро. С ним дружили, его ценили многие наши замечательные писатели: Чуковский, Маршак, Катаев, Полевой, Смеляков. Однажды в перерыве писательского совещания Виталий Коржиков поднимался по лестнице, а навстречу шла царственная Анна Ахматова. Остановилась, посмотрела оценивающе (только что Виталий Титович с трибуны читал свои стихи), благосклонно кивнула головой и улыбнулась. Эту улыбку Коржиков хранил как почётную грамоту! Да и как было не симпатизировать этому молодому плечистому красавцу, поэту, моряку с такой доброй обезоруживающей улыбкой и таким добрыми и честными стихами… Правильно написал В. Берестов на подаренной Коржикову книжке своих стихов: “Закончивши пединститут, в матросы поэты идут. Пройдут голубые дороги – и снова они педагоги!” Потому что книги Виталия Коржикова учат ребят и взрослых добру и справедливости. Писательское кредо Коржикова таково: “Детям надо рассказывать очень интересное и светлое. Чтобы они от жизни взяли светлое, а уж грязь им потом лопатами придётся разгребать. Надо воспитывать их так, чтобы был стержень».

У Виталия Коржикова много книг, но самая известная и любимая многими поколениями детей "Мореплавания Солнышкина" – книга, родившаяся из веселых морских историй, которые писатель рассказывал двум своим сыновьям. Цикл книг В. Коржикова о приключениях юного матроса Алеши Солнышкина вызывает много положительных эмоций. А какую солнечную фамилию выбрал В. Коржиков для главного героя! Сколько тут неподдельного задора и веселья! Уже одно название парохода – "Даешь!", – на который удалось поступить юнгой рыжеволосому парнишке Солнышкину, заставляет двинуться вперёд, навстречу всем испытаниям, которые могут поджидать в море. Современной России есть чему поучиться у Советского Союза. Сколько в то время было снято детских фильмов, сколько написано книг для воспитания подрастающего поколения! И все – удивительно добрые, весёлые. При этом за искромётным юмором скрывается мораль – ненавязчивая, но всегда хорошо читаемая. Вот и эта книга В. Коржикова учит дружбе, чувству долга, ответственности. Приняв участие в мореплавании вместе с задорным Солнышкиным, юный читатель неизбежно поймёт, что у человека всегда должна быть большая цель, к которой надо идти. Солнышкин мечтал о большом плавании – и он стал матросом, несмотря на все препоны и трудности. Препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать, а в таких победах характер человека неизменно закаляется. В 1980 году вышел на экраны мультфильм по сценарию автора, режиссер Анатолий Петров, роли озвучили актеры: Анатолий Папанов, Михаил Кононов, Георгий Бурков. Был фильм, в котором, по словам Виталия Коржикова играл Борис Андреев, наш земляк. С 1997 года по 2000-й на киностудии им. Горького режиссером Александром Клименко снимался 26- серийный фильм с актерами:

Александром Лойе, Валерием Гаркалиным, Арменом Джигарханяном. «Потом хотели делать по книжке мюзикл. Галина Михайловна Орлова собиралась пригласить на роль Солнышкина Костю Райкина», – вспоминал Коржиков. В 2014 году на «Детском радио» была записана аудиокнига в жанре приключенческой повести. Вот такой богатый сценарный архив оставил писатель Виталий Коржиков, скончавшийся в 2007 году. На стихи Виталия Коржикова писал музыку Юрий Визбор, Песню Коржикова исполнял Николай Караченцов.

Но вернемся в музей Саратовского ТЮЗа. К рукописи пьесы. В зал входит ее автор Алексей Слаповский с чашечкой напитка в руках, садится, ставит чашечку на стол, хотя там уже стоят бутылочка с водой и бокалом. В рамках лаборатории начинается читка новой пьесы, которую взял ТЮЗ в работу. Рабочее название: «Веселое море. Солнышкин» в двух действиях с зонгами.

Когда-то Юрий Петрович Киселев, беря в репертуар театра пьесу Алексея Слаповского «Шнурок», назвал молодого саратовского автора «одаренным литератором». Нам всегда хочется чего-то новенького. «Вжик, вжик, вжик…Кто на новенького?…», – поет Андрей Миронов в фильме "Достояние республики". Вот и Слаповский решил обновить старый сценарий, ведь правопреемники авторства Коржикова, по словам автора пьесы, дали добро на новый сценарий. Хотя русская поговорка гласит: «Новое – это хорошо забытое старое». А Ю.П. Киселев говорил: «Новое – это не обязательно хорошее».

Что же нового внес, кроме зонгов (а зонги и раньше уже были в спектаклях ТЮЗа) Алексей Слаповский? Дилетант-мореход и без года неделя – педагог, филолог Слаповский решил поиграть словами, превращая «млекопитающее» в «винопитающее». Хочу напомнить автору пьесы, что великий русский поэт Александр Пушкин, находясь в Кишиневе, был вызван на дуэль за слово «виносос», которым он обозвал члена Попечительного комитета И.Н.Ланова.

В сценарии мультфильма по своей повести педагог В.Т.Коржиков убрал сценки, связанные с упоминанием алкогольных напитков. В своем сценарии Слаповский сажает корабль на мель, хотя, по его же признанию, не знает, как это делается на сцене. Так зачем ТЮЗу понадобился новый сценарий уже раскрученной приключенческой повести? «А ларчик просто открывался». Руководство театра пошло на поводу у режиссера Сергея Пускепалиса, бывшего актера театра, а ныне брендового московского режиссера, который ставит этот спектакль. А он взял в Саратов команду, куда и входит сценарист Слаповский. В театральном бизнесе нынче мода на команды, основанием которых, в основном (простите за тавтологию), является коммерческая цель, а не творческая. Помнится давний спектакль ТЮЗа «Недоросль» (1969 г.) по Д. Фонвизину, одного из первых российских мюзиклов с песнями Юлия Кима в постановке тогдашнего москвича Леонида Эйдлина, скончавшегося в этом году. В спектакле были заняты Виктор Клюкин – Митрофан, Зоя Спирина – Простакова, Олег Балакин – Стародум, Юрий Ошеров – Вральман. И команда Эйдлина была наша тюзовская, саратовская. Успех спектакля был громкий, на всю страну. Именно в этом году ТЮЗ удостоился ордена «Знак Почета». Этого ни Слаповский, ни Пускепалис уже не знали. Возможно, руководству надо было пригласить заведующую литературной частью при Киселеве Ирину Горелик, ныне руководителя иерусалимского театра «Микро». Она и сценарист, и режиссер-постановщик. Помню тюзовский спектакль «Пеппи – Длинный чулок» по Астрид Линдгрен с песнями на стихи Ирины Горелик и Светланой Лаврентьевой в главной роли. Постановка Владимира Федосеева.

Но это мнение одного из людей. А как любит повторять молодой директор театра Анатолий Барсуков «Сколько людей, столько и мнений». Правда, это мнение опирается на богатый опыт самого ТЮЗа. Зато есть мнение юных зрителей, саратовских школьниц, которые прослушав читку, и не видя других воплощений коржиковского Солнышкина, желают представить на сцене театра именно пьесу Слаповского, который «хорошо передал шторм, корабль» и уверенны, что актеры смогут воплотить на сцене понравившиеся им образы героев.

P.S.

И так-то радостно идти

И к северу, и к югу,

Когда «Счастливого пути!»

Вокруг трубят друг другу!

В. Коржиков

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30042015101052&oldnumber=742