"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (735) от 07.03.2015

Первый секретарь, или Конструктор жизни

Валерий ГАНСКИЙ

Первый секретарь Саратовского обкома КПСС Алексей Иванович Шибаев был не только авиаконструктором, но и стал конструктором всей социальной, бытовой и культурной жизни саратовцев.

А.И. Шибаев

20 февраля в Областной универсальной научной библиотеке открылась книжно-иллюстративная выставка «История оживает в лицах: А. И. Шибаев», посвященная 100-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда, первого секретаря Саратовского областного комитета КПСС (1959-1976 гг.), видного государственного и профсоюзного деятеля Алексея Ивановича Шибаева.

В 1960 году одна из центральных улиц Саратова, благодаря недавно избранному первому секретарю Обкома КПСС Алексею Ивановичу Шибаеву, была названа именем трижды Героя Советского Союза, его сибирского друга Александра Ивановича Покрышкина (ныне этой улиц возвращено историческое название - улица Вознесенская).

Накануне парада Победы 1945 года выдающийся воздушный ас побывал в родном Новосибирске и отдыхал на лоне природы со своим другом, секретарем парткома авиазавода А.И. Шибаевым.

Вот как об этом вспоминал позже маршал авиации:

«Пролетка, запряженная серой в яблоках лошадью, с дугой и колокольчиком на ней, сиденье, застланное простым ковриком, ездовой возвращают в Новосибирск моей юности. Повозка затарахтела по улицам, вызывая со дворов собачонок.

– И куда ты вздумал трясти нас, Алексей Иванович?

– Почувствуешь родную природу, дружище. Окунешься в эту благодать, она всю накипь войны снимет.

Нас встретил старик-пасечник, подводил к самым ульям, пчелы жужжали вокруг (пасека принадлежала заводу). Он привел нас в дом, который и внутри производил впечатление чистоты, простора, слитность с первозданной природой. Мы с Алексеем Ивановичем отправились в баньку. Затопили печь, принесли воды. Устроив себе настоящую парную, мы долго наслаждались ею. За два дня, проведенных на пасеке, я словно обновился».

На новосибирском заводе имени В.П. Чкалова (№ 153) А.И. Шибаев работал с 1943 года, куда был переведен с горьковского завода имени С. Орджоникидзе (№ 21), на котором шеф-пилотом летал В.П. Чкалов.

Более двадцати лет отдал Алексей Иванович авиационной промышленности: от инженера отдела главного конструктора С.А. Лавочкина до заместителя министра.

После окончания вечернего физико-математического отделения Горьковского университета, в начале войны, он оказался на авиационном заводе, выпускающем военные самолеты Лавочкина и Яковлева. В хорошую погоду над волжским городом гудело небо. Голубые снизу, зеленые сверху, пролетали ЯКи. Из ворот завода выходило по 33 самолета в день, подтверждая заводской лозунг «Полк в день!». Всего за время войны было выпущено 36000 ЯК-7. А когда молодой конструктор Шибаев начал работать, то за первые 14 месяцев войны было восстановлено 1054 аварийных самолета. В 1942 году горьковский авиазавод № 21 получил переходящее красное знамя ГКО (Государственный комитет обороны), а начальник сборочного цеха А.И. Шибаев награжден орденом «Знак Почета». В 1943 году такое же знамя получил новосибирский завод № 153, на котором тогда уже работал классный специалист и организатор производства А.И. Шибаев. В 1945 году новосибирский завод был награжден орденом Ленина. А в 1946 году на заводе было открыто опытное конструкторское бюро Олега Антонова.

Так Шибаев впервые познакомился с саратовским авиаконструктором, который еще в 1923 году создал в Саратове отделение Общества друзей воздушного флота (ул. Советская, 44), и, став студентом Саратовского индустриального техникума (ныне колледж радиоэлектроники имени Яблочкова), возглавил первый в городе планерный кружок.

В Саратове Антонов построил свой первый планер «Голубь» и второй «ОКА», испытанные им на «Жареном бугре» (территория нынешнего городского Елшанского кладбища). А на новосибирском авиазаводе О.К. Антонов сконструировал самолет Ан-2. Но в основном завод выпускал во время войны истребители А. Яковлева Як-9. Как писал в своей книге «Цель жизни» сам авиаконструктор: «Самолет Як-9 был предельно простым по конструкции, почти все материалы, из которых он строился, вырабатывались в Сибири, даже производство авиаколес наладили в Сибири. Завод стал выпускать по 20 самолетов ежесуточно» Под руководством партийной организации и ее секретаря А.И. Шибаева завод выпускал в 1943 году 1761 самолетов Як-9, в 1944 – 5858 самолетов, в 1945 – 3559 машин.

И вот А.И. Шибаев в 1950 году становится директором Саратовского авиационного завода (САЗ). Для сравнения: САЗ в годы войны под руководством директора И.С. Левина выпустил 13569 истребителей Як-1 и Як-3, что является примерно третьей частью самолетов этой марки, выпущенных всей авиационной промышленностью СССР. Перед приходом Шибаева на завод И.С. Левиным начато серийное производство одного из первых в мире реактивных истребителей Ла-15, проведена работа по освоению МиГ-15, положивших начало серии легендарных истребителей «Самолет-солдат XX века». Уже при А.И. Шибаеве в октябре 1950 года совершен первый испытательный полет выпущенного на САЗе МиГ-15.

Алексей Иванович с ревностью относился к авторитету своего предшественника, который директорствовал все тяжелые годы войны и написал книгу воспоминаний о героической работе коллектива САЗа «Грозные годы». Шибаев даже не пригласил кавалера двух орденов Ленина И.С. Левина на 20-летие завода в 1951 году (ведь недаром в старину называли шибаевым того, кто пинает ногой).

В 1950 году в саратовскую среднюю мужскую школу № 19 поступили два новичка – дети А.И. Шибаева Александр и Алексей. Старший сын Александр увлекался футболом и, как вспоминает его одноклассник Юрий Жимский, они часто во дворе особняка директора завода на улице Сакко и Ванцетти гоняли футбольный мяч. Вместе с отцом на моторной лодке ездили на Казачий остров рыбачить. Алексей Иванович любил природу и был рад вернуться на родную Волгу, где родился в деревне Масловка Спасского уезда Нижегородской губернии в 1915 году.

27 лет связывает А.И. Шибаева с нашим городом. В 1959 году он становится первым секретарем Обкома КПСС и остается им целых 17 лет до назначения на пост председателя ВЦСПС и переезда в Москву.

17 лет его деятельности – это были годы расцвета Саратовской области, годы моей юности и становления. Строился и мужал Саратов, вместе с ним и я. Студенты-политехники, да вообще все студенческие строительные отряды, работали не только на всесоюзных стройках, но и на стройках своего родного города: великолепной набережной, которую назвали в честь космонавтов; выставки достижения народного хозяйства (ныне ТЦ «Поволжье»), Балаковской ГЭС, новых заводов и фабрик, жилых кварталов в Ленинском, Кировском, Заводском районах с социальной инфраструктурой: магазинами, школами, детскими садами, поликлиниками.

При Шибаеве появились и развивались целые отрасли промышленности и сельского хозяйства – электроника, химия, мелиорация; строились коровники, свинарники, птицефабрики. В каждом районном центре был свой аэродром. Саратовский авиационный завод, во многом благодаря Шибаеву, освоил выпуск гражданских реактивных самолетов Як-40 и Як-42. На СЭПО начался массовый выпуск холодильников «Саратов», ставших брэндом города. Появились новые НИИ и проектные институты, новые здания театров: оперы и балета, драматического, кукольного «Теремок» и филармонии. Дворцы и клубы культуры в городе и области. Дворец спорта «Кристалл» и плавательный бассейн «Саратов», стадионы «Труд» и «Локомотив». Новое здание сельскохозяйственного института в центре (жаль, что на этом месте был снесен старинный дом, в котором я жил – бывший дом Кузнецова).

Был построен один из крупнейших в Европе автодорожный мост через Волгу. В 1965 году на экраны страны вышел художественный фильм «Строится мост» с Олегом Далем в главной роли и артистами театра «Современник», которые гастролировали в это время в Саратове, О. Ефремовым, М. Козаковым, О. Табаковым, Л. Гурченко, Заманским и другими. (Мне довелось участвовать в съемках этого фильма в массовых сценах.)

Первый секретарь обкома был не только авиаконструктором, но и стал конструктором всей социальной, бытовой и культурной жизни саратовцев. В 1973 году Саратовская область отличилась, засыпав в «закрома Родины» 314 миллионов пудов зерна, за что А.И. Шибаев был удостоен звания Героя Социалистического Труда вместе с другими передовиками сельского хозяйства.

На земле Саратовской встречал первый секретарь и первых космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова. Вот как вспоминает тележурналист Геннадий Ерошкин в записи Александра Крутова о встрече Г.С. Титова: «В вертолет, пилотируемый Владимиром Казаковым, будущим председателем саратовского отделения Союза писателей, загрузили три ящика с минералкой, конфетами и яблоками. Шибаев с букетом роз в руках сел на место второго пилота (а второго пилота и кинооператора Виля Абузярова пришлось высадить в связи с перегрузкой), и вылетели на встречу с Германом Титовым в Краснокутский район, где приземлился космонавт».

В секретарство Шибаева создавался литературный журнал «Волга». Алексей Иванович принимал писателя К.А. Федина и часто поселял его в обкомовской даче в Октябрьском ущелье.

В бытность А.И. Шибаева председателем ВЦСПС советские профсоюзы – «школа коммунизма» (так было написано в моем профсоюзном билете) - были награждены орденом «Октябрьской революции». Брежнев, Косыгин, Шибаев – в такой последовательности подписывались все постановления в годы 10-й пятилетки. А многие саратовцы живут до сих пор в типовых домах, построенных при Шибаеве, так называемых «хрущовках».

В полном объеме и многообразии книжно-иллюстративная выставка воссоздает историю развития основных отраслей промышленного производства, определяющих экономический потенциал области, раскрывает почины трудовых коллективов, получивших высокую оценку и широкое распространение по всей стране.

На выставке представлены статьи, речи, материалы докладов, отдельные издания, в которых А.И. Шибаев, как первый секретарь Саратовского обкома КПСС, обобщает опыт работы комиссий партийного контроля, созданных в партийных организациях совхозов области, рассказывает об участии рабочих, инженерно-технических работников, служащих промышленных предприятий в развитии сельского хозяйства области, о техническом перевооружении сельского хозяйства, о Саратовской системе контроля качества.

Особо показана роль А.И. Шибаева в развитии мелиорации земель Саратовской области. Освещен период деятельности А.И. Шибаева на посту председателя Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов.

На выставке представлены фотографии из фондов Саратовского областного музея краеведения и Народного музея Ю.А. Гагарина Профессионально-педагогического колледжа СГТУ имени Гагарина Ю.А., книги саратовских краеведов, воспоминания людей, лично знакомых с А.И. Шибаевым, статьи из саратовских и центральных газет и журналов, хранящихся в фондах Областной универсальной научной библиотеки.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8032015103629&oldnumber=735