"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (723) от 27.11.2014

Художник с трепетной душой

В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова состоялось открытие выставки петербуржского художника Павла Басманова

Илья СВЕШНИКОВ

21 ноября в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открылась выставка «Павел Басманов. Художник и коллекционер». Уникальная коллекция работ середины XX века из собрания Радищевского музея, в числе которых карандашные рисунки, выполненные Павлом Ивановичем Басмановым во время Великой Отечественной войны, впервые представлена на суд зрителей.

Карандашные рисунки военных лет вызвали большой интерес у зрителей

Произведения, экспонируемые на выставке, созданы Павлом Басмановым в 30-х, 40-х и 50-х годах XX века. Представлены работы из серии «Прогулки», «Разговоры» с сюжетами из крестьянской и деревенской жизни, выполненные петербуржским художником акварельными красками. Отдельный зал занимают карандашные рисунки, созданные Басмановым на блокнотных листах во время Великой Отечественной войны, сохранившиеся благодаря тому, что художник в конвертах пересылал их своим родным. Представлены также различные работы, выполненные при помощи туши, сангины и сепии.

Тамара Гродскова

О внутреннем мире Павла Ивановича Басманова и ярко выраженном личностном начале в его творчестве собравшимся на открытие выставки поведала Тамара Гродскова, генеральный директор Радищевского музея: «В самые суровые годы, с которыми ему пришлось столкнуться, он всегда оставался человеком очень тонким, очень глубоким и никогда отчаяние не разрушало его личность и не разрушало его творчество. Даже в суровые годы его работы наполнены той простотой, которая выше всяких похвал и выше всяких планок. Непосредственность восприятия и «русскость» человеческой натуры проявляются в изображениях детей, взрослых людей, национальная черта здесь выражена очень ярко.

Самое сильное чувство, оставшееся от его личности – трепетность натуры, сохранившаяся и передающаяся нам через его произведения. Это дорогого стоит, потому что это неповторимо, это есть и мы должны ценить это высоко. То, что представлено здесь сегодня, обогащает нашу душу. Не так много художников, чья трепетность натуры выражалась не только в их искусстве, но и в их жизни. Трепетность его натуры оставила во мне самое большое впечатление.

Эта выставка даёт представление о внутреннем мире художника, о том, что он хотел сказать нам, и о мастерстве его как графика: тонкость, нежность – в каждой линии, это не просто набросок. Басманов создал образ нежный, живой, трепетный, который нас сегодня волнует не меньше, чем если бы мы встретились с этими людьми в жизни, а возможно, даже больше. Не всегда человек умеет раскрыть себя в общении, а как художник он увидел то сокровенное, что может раскрыть только большой художник. Таким был наш Басманов. И дай бог, чтобы эта выставка радовала людей и помогала им жить».

Элеонора Белонович и Владимир Мошников

«Самое главное, что иногда лучше ничего не знать о биографии художника, о каких-то реалиях, а воспринимать то, что ты видишь. И всегда было удивительно: как же так, ведь мы все уже люди двадцать первого века, разных поколений, с разным историческим опытом и так много пишется страшного о тридцатых, сороковых годах, о том времени, его преподносят иной раз совершенно ужасно, а Павел Иванович работал и жил в это время и его люди выглядят совершенно другими, он их очень любит. И ни об одном из ликов, ни об одном из пейзажей этой выставки нельзя сказать, что они погружены в какую-то мрачную эпоху и это при том, что он ничего не придумывал, он так чувствовал, он так жил» – поделилась своими впечатлениями о творчестве Басманова Элеонора Белонович, заведующая музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова.

Присутствовавший на открытии выставки саратовский художник Владимир Мошников, ученик Павла Ивановича Басманова, рассказал об отношении Басманова к саратовской художественной школе: «В России, наверное, во второй половине двадцатого века не было ни одного художника, кто бы так вот всё время говорил о саратовской школе и так высоко её ценил. И в Петербурге, и в Москве, сталкиваясь с художниками, я чувствовал их отношение: да, это хорошо, но это старое, т.е. это прошедшее, а сейчас нужно что-то другое. В отличие от них, Басманов говорил так: «концентрируйтесь на саратовской школе – этого хватит на всю жизнь». Я убежден в том, что Басманов был на вершине нашего русского искусства».

Владимир Мошников с портретом Павла Басманова

Особое место в экспозиции уделено работам современников Павла Басманова из его личной коллекции. Для широкой публики в отдельном зале представлены одни из лучших образцов отечественной графики: произведения А. Рылова, А. Лентулова, Г. Верейского, В. Конашевича, Н. Тырсы, Е. Кругликовой.

Произведения, экспонируемые на выставке «Павел Басманов. Художник и коллекционер» в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова, были приобретены Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева в период с 1984 по 1987 года, но знакомство с ними широкой публики произошло только сегодня.

Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29112014163051&oldnumber=723