"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (692) от 24.02.2014

Чего нам - саратовцам, пермякам, астраханцам – остаётся ждать?

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ

Того, что в России и особенно в крупных городах, таких как Саратов, где сосредоточен культурный, научный, общественно-политический потенциал регионов, напрочь отсутствуют условия для осуществления конституционно-полноправного местного самоуправления, не замечать в течение последних почти двух десятков лет, кажется, невозможно.

Cергей Перепечёнов

С 1996 года, когда Госдума, начав с принятия президентско-правительственного «Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», продолжила законодательно оформлять чуждые жителям городов и весей общественные отношения, проводится, по сути, антиконституционная политика.

Само понятие «местное самоуправление», как, впрочем, и многие другие ценности – «демократия», «гражданственность», «народ», «выборы», превращено в фарс, разыгрываемый федеральной и местечковой бюрократией, узурпировавшей власть и устранившейся от вопросов организации местного самоуправления (МСУ). «Принципы организации МСУ», не приобретая «расшифровки» в Уставах, схемах административно-территориального деления городов, так и остаются принципами.

В почти миллионом Саратове полномочия МСУ сосредоточены в руках администрации (депутаты Гордумы отказались от утверждения тарифов и многого другого, что могло бы находиться в полномочиях представительной власти). Шесть разновеликих районов (от 50 до 300 тысяч жителей) – наследие коммунистической организации городской власти, даже не несут в себе сколько-нибудь понятных управленческих функций. Представительство жителей в органах МСУ ограничено тремя-четырьмя десятками мест в городской думе, на 90% наполненной теми людьми, которые «три пятилетки» последовательно уничтожают доверие саратовцев к власти, самоуправлению, друг к другу, заменяют общественные формы гражданского участия разного рода симулякрами. Именно на почве безответственности за организацию МСУ в Саратове и других крупных городах могло развиться «дикое предпринимательство» управляющих компаний и глобальных ТСЖ, превративших ЖК-хозяйство в кормушку для коррумпированной бюрократии.

Сейчас Государственная Дума вдруг обеспокоилась «совершенствованием системы МСУ» и её рабочая группа под руководством видного «ЕдРосса» В. Тимченко на основании президентского указа (а я думаю, что к этому её подтолкнули события на Украине) подготовила некий проект, который, сохраняя МСУ в «существующем виде» (?), «расширит и дополнит его возможности».

Проект «ЕдРоссов» предполагает на уровне крупных городов, имеющих деление на районы, выбирать районных депутатов, которые, в свою очередь, сформируют городской представительный орган. В городах без районного деления главы и депутаты представительных органов будут избираться на муниципальных выборах.

Число народных избранников должно увеличиться в 5-7 раз, что позволит снизить нагрузку на каждого депутата, так как число избирателей одного депутата уменьшится с нескольких десятков тысяч до 2-3 тыс. человек. При этом отмечается, что выполнять свои обязанности такие депутаты будут на общественных началах – без зарплат и собственных приемных.

Не трудно предположить, что этот проект, якобы «демократизирующий общественные отношения», превратится в очередной фарс «Единой России», которая приведёт на все уровни своих ставленников и сателлитов. В районных собраниях Саратова окажется по три коммуниста, полтора «яблочника» и одному представителю модной на момент формирования органов с непонятными полномочиями партии, к примеру, «националистической».

Спекулятивность этого проекта легко просматривается в том, что никаких изменений в бюджетной политике не предусматривается – Россия остаётся Древнеримской митрополией, оставляющей регионам порядка 20% всех налоговых сборов. Мэры городов, буквально благим матом кричат о нехватке средств, при этом сохраняя огромные аппараты разночинных чиновников, которые просто не умеют работать в условиях демократии. А без неё, как и без бюджетного наполнения (не сверху данного, а в своих полномочиях), без инициативы жителей, без их доверия и объединения вокруг общих дел, никакое МСУ невозможно. Поэтому можно было бы не городить новый огород, а «расширить и углубить» до уровня районов Общественные палаты – в них стоят очереди из прикормленных и желающих прикормиться «общественников».

Я ещё с начала 90-х годов являюсь адептом полноправного, наполненного гражданским участием МСУ, которому в г. Саратове и других крупных городах требуется и новый Устав, и новая схема административно-территориального деления, и новое разграничение бюджетных полномочий… Но для этого нужна другая власть! Нынешняя, бюрократическая и коррумпированная, никакой нужной стране, народу реформы провести не может.

Мы сейчас смотрим на Украину. В оценках происходящего там – все российские политики и аналитики по-насреддиновски правы. Они видят войну, интервенцию и не хотят видеть революцию. У нас ещё есть время. Если наши правители не хотят и не могут создать условия (по Конституции, Законам и требованиям времени) для участия людей в решении близких их интересам и нуждам проблем, то найдутся, внутри или вне, другие кандидаты в правители, которые и Россию превратят в мятежную Украину.

Ну, говорил же А.И. Солженицын после революции 1991-93 гг.: «Без народовластия, без самоуправления России никогда не быть сильным государством». Чего же нам остается ждать: новых ЕдРосских спекуляций, вовлечения новых людей в процессы проектирования и реализации новой жизни, достойной XXI века, или революции с новой гражданской войной?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25022014135709&oldnumber=692