"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (657) от 11.04.2013

Вернисаж

Творения рук Мастеров

15.04.2013

Лана СОКОЛОВА

4 апреля в Саратовском этнографическом музее открылась выставка «Волшебство народных промыслов», на которой представлены более 130 ярких, уникальных работ пяти саратовских мастеров декоративно-прикладного творчества: Н.М. Галаниной, В.В. Феофанова, В.А. Ермаковой, Г.Н. Матвеевой и Л.М. Серебрянниковой. Все мастера – участники и призеры многочисленных выставок, их работы получали высокие оценки не только в России, но и за ее пределами.

По мнению заведующей музеем Ольги Верновой, вряд ли оказавшиеся на выставке посетители смогут уйти равнодушными. И такой опыт у этнографов на выставках прикладников, несомненно, есть. Многие из приходящих на экспозиции останавливались и долго не уходили от понравившихся работ. Декоративно-прикладное творчество привлекает людей, и это очень важно, считает Ольга Николаевна. Есть какая-то тяга людей к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, можно сказать, даже тоска по рукоделию. К сожалению, многие виды рукоделия, передававшиеся из поколения в поколение, со временем «вышли из моды» и сегодня, увы, все умеют «рукоделить». Но времена меняются и ручная работа опять «входит в моду», просыпается тяга и к народной игрушке, и к вышивке. Этнографы всегда готовы поддержать такой интерес, и неоднократно в музее проходили мастер-классы, на которых и дети, и родители могли приобщиться к тому или иному виду декоративно-прикладного творчества.

Но вернемся к нашим авторам. Нина Михайловна Галанина пишет лаковые миниатюры и иконы. В 1993 г. она впервые обратилась к их реставрации, а с 2000 года начала работать над созданием православных икон в технике афонского гладкого письма и плави. Иконы написаны темперными красками, что позволяет создать эффект внутреннего свечения, прозрачности и передать тончайшие цветовые переходы. Роспись по дереву и создание миниатюр все же требуют и определенных художественных навыков, и знание особенностей дерева, и совместимости лаков и красок… К тому же, не каждый сможет найти в себе решимость взяться за роспись по дереву без должной подготовки. Как и не каждый архитектор возьмется за проекты деревянных домов, не будь у него должного мастерства.

С вышивкой же, на первый взгляд, дело обстоит куда проще. В стенах музея не раз экспонировались работы и гладью, и счетным крестом и обычным. О том, что в последнее время вышивка, крестом занимает, пожалуй, одно из ведущих мест в рукоделии, трудно спорить, судя по большому количеству разнообразных сайтов. Но, как мы уже сказали, это весьма призрачная легкость и простота. Вроде бы что особенного – взял понравившийся набор, в котором уже есть схема и нужные нитки, и твори себе. Оказывается, даже в готовые схемы можно привнести частичку собственного видения картинки.

Галина Матвеева считает, что одна и та же картина (даже по схеме) у каждой вышивальщицы будет своя. Кто-то будет четко придерживаться цветовой гаммы-схемы, кто-то, как Матвеева, заменит цвета своими, и работа «заиграет» по-новому. «Все зависит от человека, от его индивидуальности – ярко, весело, грустно или вообще никак», – считает Галина Матвеева.

Продолжают тему вышивки еще два автора – Виталий Феофанов и Валентина Ермакова. Легкие, воздушные работы Валентины Ермаковой – вышивка белым по белому – несомненно, стали украшением выставки. Валентина Александровна использует в работе старинные техники: счетную гладь, шитье белым по белому, филе (вышивку по сетке). Кажется, что ей подвластны любые материалы – шелк, кружево, тончайший крепдешин и батист, не говоря уже о шерсти и хлопке.

Белым по белому вышивали и на севере России, и в Нижнем Новгороде, рассказывают этнографы, эта техника активно использовалась с начала XIX – до начала ХХ веков; к сожалению, со временем она была утрачена, и сегодня в ней работают немногие.

Выставка в этнографическом музее – тридцать пятая для Валентины Ермаковой. Ее работы видели в Германии, Франции, Дании, США. Невесомые, изящные, тонкие по технике исполнения, удивительно красивые по сочетанию ткани и нитей воротники, салфетки, занавеси не могут оставить равнодушным даже самого искушенного зрителя. Впервые вышивать Валентина Ермакова начала в старших классах школы, в послевоенные годы, увидев, как это делает мама ее подруги. Затем университет, прикладная математика, которая «полностью поглотила» нашу героиню, работа на «космос»… О вышивке на время пришлось забыть. Вернулась к ней Валентина Александровна, выйдя на пенсию. До сих пор, как признается вышивальщица, по готовым рисункам не может вышить ни одной вещи, рисунок узора «рождается» как бы сам по себе. И, конечно же, каждый узор неповторим. К сожалению, ни один из рисунков не остается ни в фотографиях, ни на бумаге.

Закончим наш рассказ о вышивке одной, пожалуй, самых редких в наши дни техник вышивки гладью – шов в раскол. Не будем утомлять читателей описанием выполнения этого шва, скажем лишь, что чаще всего использовали его в монастырском шитье XVIII – начала XIX веков. Именно в этой забытой технике выполнена картина Виталия Феофанова «Ангел-хранитель». Поскольку сам автор считает свою работу все же картиной, а не иконой.

Каждая из вышитых картин Феофанова имеет свою историю. Например, «Ангел-хранитель» (см. фото), представленный в этнографическом музее экспонировался в 2010–2011 годах в Москве, на выставке вышитых картин, и был высоко оценен специалистами-культурологами. «Когда я приехал через месяц забирать работу, на въезде в Москву меня встречает огромный постер – ангел два на полтора – с названием выставки «Мир вашему дому». Минкульт и галерея Беляева в Москве решили сделать эту картину лицом выставки и своего рода оберегом. Устроители выставки поместили «Ангела-хранителя» отдельно ото всей выставки, и картина оказалась как бы «над выставкой». Получалось, что, поднимаясь в галерею, ты поднимаешься к «Ангелу-хранителю». Мне было немного неловко даже», – смущенно признался нам Виталий Владимирович.

В музее этнографии выставлена всего одна работа Виталия Феофанова, но завсегдатаи выставок прикладников наверняка помнят его «открытки» (так называет Феофанов небольшие вышивки) с забавными персонажами мультфильмов – котом Мат-

роскиным и Карлсоном. Добавим, что «проект» вышитые картины Виталия Феофанова и Андрея Щербакова существует уже не первый год и с успехом неоднократно выставлялся в Москве; возможно, когда-нибудь он будет экспонироваться и в Радищевском музее.

И завершат наш обзор выставки украшения из бисера Ларисы Серебрянниковой. Бисер и бисероплетение сегодня стали не менее популярными, чем вышивка. Помимо разнообразных флористических композиций, не последнее место у поклонников этого вида рукоделия занимают украшения.

Серебрянникова, кроме бисера, использует в работах жемчуг и полудрагоценные камни – бирюзу, аметист, малахит, гематит, агат, горный хрусталь и др. Изучив российскую моду начала XX в. и известные техники бисероплетения Византии, Египта, Европы и Китая, Лариса Серебрянникова представила коллекцию разнообразных ожерелий, гривен, браслетов. Для посетителей выставки Лариса Михайловна провела краткий экскурс в историю бисероплетения, ношения изделий из маленьких стеклянных бусинок, служащих не только украшениями, но и оберегами.

Кто-то, попав на выставку, восхитится техникой и фантазией мастеров, кому-то, вероятно, захочется попробовать свои силы в том или ином виде рукоделия, но равнодушным эта выставка, пожалуй, никого не оставит.

И все же, к восхищению работами примешивается некое чувство горечи за наших мастеров. Вышивками Ермаковой восхищалась Европа, картинам Феофанова нашлось место на московских выставках и в частных коллекциях, но, к сожалению, не в наших музеях.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042013103816&oldnumber=657