Официальный сайт
|
|
(Окончание. Начало см. в № 12 (656) от 4 апреля 2013 года)
В.Г. ЗЕМСКОВ, заведующий диспансерным психоневрологическим отделением ГУЗ «Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии»
Проблемы организации суицидологической помощи населению Саратовской области регулярно интересуют общественность, периодически обсуждаются в СМИ и находятся на контроле аппарата административного управления областью различного уровня, и в частности, министерства здравоохранения психиатрической и наркологической службы. В начале 2012 г. это внимание усилилось. Именно тогда вступил в силу межведомственный «План мероприятий по организации профилактики суицидальных действий на 2012–2014 гг.» согласно которому администрации городов и районов области обязали ежеквартально отчитываться о проделанной работе через МЗ в правительство области.
Временное положение (подлежащее обсуждению) о кабинете социально-психологической помощи и его заведующем
I. Общая часть
Кабинет социально-психологической помощи (далее кспп) организуется для оказания социальной и психологической помощи нуждающемуся в ней населению. С учетом того, что социальные и психологические проблемы населения носят, как правило, многофакторный характер и их разрешение возможно только на межведомственном уровне, кабинет в своей деятельности подотчетен районной (городской) администрации. Штаты и кадры формируются исходя из наиболее насущных территориальных проблем. В его состав в качестве специалистов-консультантов могут быть введены медицинские работники, юристы, педагоги, психологи, социологи и представители других специальностей. Специалисты могут вести прием как непосредственно в стенах кабинета, так и по месту основной работы (на штатных или общественных началах) после обращения посетителей в кабинет заведующему, т. е. после его распоряжения о консультации.
Кабинет должен быть телефонизирован, и посетители могут обращаться в него также и по телефону, анонимно (телефон доверия). Информация о сущности и графике работы кабинета и «телефона доверия» должна постоянно помещаться и разъясняться в территориальных средствах массовой информации. Штатно-кадровый состав, материально-техническая база и оснащение кабинета строятся на основе действующих ведомственных приказов соответствующих министерств и ведомств РФ, которые позволяют ввести в состав кабинета как минимум психолога, психотерапевта, социального работника, нарколога и других специалистов.
На должность заведующего кабинетом назначается психолог с организаторскими способностями. Его полномочия, как руководителя кабинета, права и обязанности должны быть утверждены председателем районной (городской) межведомственной комиссии по социально-значимым вопросам и охране здоровья граждан при администрации района (города) и доведены до всех заинтересованных исполнителей.
II. Обязанности заведующего кабинетом
Заведующий кабинетом ежеквартально, в срок до 1-го числа, после отчетного периода письменно информирует о проделанной работе администрацию района (города) через вышеуказанную межведомственную комиссию, которая, в свою очередь, в срок до 5 числа после отчетного периода за подписью главы администрации информирует по необходимости заинтересованные министерства области, но в обязательном порядке – министерство здравоохранения области, во исполнение «Плана мероприятий по организации профилактики суицидальных действий среди населения Саратовской области на 2012–2014 гг.» Копия такой информации высылается в адрес диспансерного отделения ГУЗ «Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии» (г. Саратов, ул. Штейнберга, 50, факс 95–50–71). Министерство здравоохранения в последующем представляет сводную таблицу профильному заместителю председателя правительства области.
Заведующий социально-психологическим кабинетом по спорным и неясным вопросам должен постоянно консультироваться с заведующим диспансерным отделением ГУЗ «Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии».
Постоянно изучать, собирать и анализировать случаи социально-психологического неблагополучия в населении путем письменного сбора информации от различных служб, ведомств и учреждений района, города: (образования, внутренних дел, здравоохранения, психиатрических и наркологических кабинетов, социального обеспечения, органов опеки и попечительства, приюта, детского дома комиссии по делам несовершеннолетних при администрации, ПНД при полиции, службы занятости, миграционной службы, бюро ЗАГС, церкви, прессы, отделов культуры, спорта). На основе анализа делать отчеты с выводами и предложениями в комиссию по социально-значимым вопросам и охране здоровья граждан районной (городской) администрации.
Выделять лиц «группа риска» среди социально-психологически неблагополучных граждан совместно с заинтересованными службами, ведомствами, отдельными специалистами и разрабатывать программы их оздоровления (см. приложение).
С учетом конфиденциальности сведений о гражданах заведующий кабинетом и сотрудники кабинета обязаны сохранять их в тайне, не разглашать посторонним лицам.
Заведующий и сотрудники кабинета обязаны постоянно рекламировать свою деятельность в местных средствах массовой информации, проводить через них разъяснительную работу с целью профилактики социально-психологического неблагополучия; привлекать лиц «группы риска» на консультации в кабинет.
Заведующий и психологи кабинета обязаны владеть психологическими методиками и тестами по выявлению депрессий, суицидальных мыслей, иных форм психологического неблагополучия в доступной для работы с населением форме и внедрять их в практическую работу с населением: среди школьников, их родителей, социальных работников с целью тестирования их подопечных, одиноких лиц (путем уговоров, на добровольных началах или психологических игр). В случаях обнаружения у граждан выраженных форм психических и наркологических расстройств – уметь склонять их к посещению психиатрического или наркологического кабинетов.
Заведующий и сотрудники кабинета обязаны участвовать лично и привлекать должностных, а также популярных, известных лиц к проведению профилактической работы с населением непосредственно в организованных коллективах, на предприятиях и в учреждениях, на дому. Профилактическая работа в таких случаях носит оптимистический, жизнеутверждающий характер по преодолению критических жизненных ситуаций. В роли исполнителей могут быть представители всех служб и ведомств.
Совместно с отделом культуры и другими службами организовывать «круглые столы», выступления художественной самодеятельности, тематические вечера, теле и радиопередачи, психологические тренинги, направленные на профилактику социально-психологического неблагополучия в населении, депрессивных и суицидальных настроений.
Регулярно вести соответствующую статистическую отчетность о деятельности кабинета, «телефона доверия».
III. Права
Заведующий социально-психологическим кабинетом имеет право:
– Запрашивать и требовать предоставления ему в письменном виде необходимых сведений от служб, ведомств и других кабинетов района по профилю деятельности в пределах, предусмотренных законом РФ;
– Определять круг задач, участвовать в контроле их исполнения службами, ведомствами и другими кабинетами по согласованию с комиссией по социально-значимым вопросам и охране здоровья граждан при администрации района (города).
– Приглашать к участию для работы по профилактике социально-психологического неблагополучия, как представителей организаций, так и отдельных граждан.
– Изучать опыт других территориальных образований, имеющих лучшие показатели социально-психологического благополучия населения.
– Вносить предложения в межведомственную комиссию по социально значимым вопросам охраны здоровья граждан при администрации района (города).
– Вносить предложения в вышеуказанную комиссию по вопросам улучшения материально-технического состояния кабинета, доукомплектования его необходимыми специалистами на основе действующих штатных приказов министерств и ведомств РФ, области.
– Принимать участие в работе по подбору сотрудников в кабинет на штатной и внештатной основе.
– Представлять в вышеуказанную комиссию предложения для поощрения или порицания служб, ведомств или отдельных сотрудников (штатных и внештатных), участников работы по профилактике социально-психологического неблагополучия в населении.
– Повышать свою профессиональную квалификацию и квалификацию сотрудников кабинета в системе учреждений, осуществляющих соответствующую последипломную подготовку по профилю деятельности кабинета (конфликтология, суицидология, семейная психология и др.).
– Запрашивать необходимые сведения о самоубийствах в бюро ЗАГС, бюро судебно-медицинской экспертизы из других служб и ведомств
Распоряжения заведующего кабинетом в пределах его компетенции, направленные на реализацию поставленных перед ним задач, обязательны для исполнителей.
IV. Ответственность
Заведующий несет ответственность:
– За некачественную работу и ошибочные действия, за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим положением и правилами внутреннего трудового распорядка кабинета;
– За бездействие и неприятие решений, входящих в сферу его компетенции;
– За сохранность имущества кабинета, а также за ущерб, нанесенный имуществу кабинета в результате неосторожных или неправильных действий персонала;
– За обеспечение на рабочем месте личной безопасности, а также безопасности персонала, за обеспечение профилактики общественно-опасных и суицидальных действий со стороны посетителей кабинета, несчастных случаев.
Приложение
Под социально-психологическим неблагополучием в данном конкретном случае подразумевается неблагополучие морально-психологическое, которое мешает человеку нормально жить, работать, существовать в социуме, его окружающем. Выраженные состояния такого неблагополучия приводят человека к тоске, апатии, суицидальным настроениям и поступкам. Причинами такого неблагополучия могут быть производственные и семейные конфликты, скандалы, дебоши, пьянство, супружеская измена, несчастная любовь, гибель или тяжелая болезнь родственника, социально-бытовая неустроенность, безработица и многое другое.
Выявление таких случаев работниками социально-психологического кабинета возможно только при их тесном сотрудничестве со смежными службами и ведомствами. Тоже можно сказать и об оздоровлении выявленных контингентов. Необходимы совместные с кабинетом оздоровительные программы по каждому ведомству, службе. Задачи таких программ и их исполнение по преодолению социально-психологического неблагополучия возможны в формах и методах по профилю деятельности службы, ведомства. Иными словами, – суициды – один из маркеров социально-психологического благополучия в районах.
Таким образом, с учетом вышеуказанного и практического опыта, напрашиваются выводы о том, что в основной своей массе суициденты – это лица без выраженной психической патологии, и обращаться за помощью они предпочитают во внепсихиатрические учреждения. Но обращающиеся нуждаются не только в психологической, но и иных видах социальной помощи. К тому же, профилактическая направленность и оздоровление населения, на наш взгляд, должны носить активный, а не пассивный характер. Оптимальной структурной единицей, как для больших, так и для малых территорий, является организация кабинетов социально-психологической помощи вне стен психиатрических учреждений. Предложение психиатров об открытии таких кабинетов было встречено администрацией районов на местах с большим интересом и пониманием. Однако ни в одном из курируемых районов такой кабинет во главе с заведующим как структурная единица не был открыт в основном по ряду причин:
– отсутствие штатных единиц;
– отсутствие подходящей кандидатуры на должность заведующего;
– осознание масштабности работы и мер ответственности за нее.
На настоящем этапе вышеуказанные межведомственные комиссии при администрациях районов, взяв за основу направления деятельности, изложенные в Положении, пытаются вести работу прежними методами, в доступном для них объеме, то есть без конкретного организующего центра на местах, коим являлся бы кабинет во главе с заведующим. Такой подход, по мнению автора, не приведет к ожидаемому результату.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042013103618&oldnumber=657