"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (652) от 28.02.2013

Обнаженная правда

07.03.2013

Екатерина БОГДАНОВА

Вот и состоялось давно обещанное, хорошо проанонсированное событие саратовского театрального мира, и провинциалы, наконец-то, сумели во всех интимных подробностях разглядеть настоящий «спектакль для взрослых», оправданно носящий маркировку «18+». И хотя публика знала, куда шла, то есть к пикантной начинке спектакля «Класс Бенто Бончева» была подготовлена заранее и даже с хихиканьем жаждала ее лицезреть, абсолютное отсутствие купюр в обнаженных телах в итоге явно застало ее врасплох. Причем, поставленная режиссером Михаилом Угаровым задача, по всей видимости, стала испытанием и для самих артистов саратовского театра драмы, ранее не появлявшихся перед зрителем голышом.

Долгожданная «ночная» (спектакль начинается в 21 час) премьера на Малой сцене академдрамы состоялась 21 февраля, тогда как днем ранее ей предшествовала генеральная репетиция, назначенная на чуть более раннее время. За несколько дней до этого, на пресс-конференции по случаю окончания работы над одноименной пьесой молодого драматурга Максима Курочкина, худрук московского театра документальной пьесы Театр.DOC Михаил Угаров пообещал журналистам, что саратовцы увидят историю любви, показанную сквозь призму отрицания самого этого чувства, а в процессе просмотра испытают шок, потому как стремление эпатировать публику в обязательном порядке вписывается в режиссерскую концепцию Угарова.

По сути, так оно все и было. Определенную мозговую встряску, связанную с просмотром не прокрадывавшейся доселе на сцену (уж, во всяком случае, во всей своей красе) обнаженки, аудитория, безусловно, получила. Но … и только. Хотя для некоторых, возможно, и этого оказалось достаточно. Уж на первый-то раз.

Вообще, для специального вечернего показа с целью привлечения особого рода публики пьеса Максима Курочкина подходит идеально. Она невелика по объему, но при этом имеет емкий и увлекательный сюжет. Это своего рода антиутопия, родившаяся из очередной фантазии автора на вечную тему. Драматург предлагает представить мир из недалекого будущего, в котором начисто отсутствует как таковое понятие любви между мужчиной и женщиной – причем, как в эмоциональном, так и в физическом ее аспектах. Это не означает, что с исчезновением этого явления общество стало менее развитым или перестало воспроизводить человеческий род. Напротив, наука в мире будущего достигла состояния, близкого к совершенству, предоставив человечеству на выбор свыше ста способов размножения. Современные молодые люди, например, узнают о таком явлении, как поцелуй, из книг, и не могут без отвращения представить себе этот процесс.

В мире Максима Курочкина люди противоположных полов перестали испытывать друг к другу физическое влечение, а молодежь способна объединяться парами лишь с единственной целью – дружить. Секс начисто исчез из жизни этих людей, хотя человечество и располагает данными о том, что их далекие предки жили иначе: профессору Тирсу (Игорь Баголей) в научных изысканиях на тему любви помогают свидетельства очевидцев и некоторые сохранившиеся видеозаписи порнофильмов. Тирс – один из немногих, кто пытается воскресить любовь и, несмотря на свой уже зрелый возраст, не верит в то, что это чувство окончательно превратилось в пустой звук. Можно и нужно любить, даря любимой женщине обожаемые ею конфеты, золотые украшения или цветы с доставкой, заботясь о ней, ценя её.

Рьяным оппонентом профессора выступает его же ученик Бенто (Александр Фильянов) – один из самых любимых и способных в группе. Проводя вместе с Тирсом исследования на заданную тему, он окончательно убеждается в том, что любовь между мужчиной и женщиной не могла существовать даже в древности, а имеющиеся исторические факты, если истолковывать их иначе, только подтверждают эту теорию. Бенто лишний раз убеждается в собственной правоте, когда развенчивается миф о любовных взаимоотношениях пожилой семейной пары Фрэнка (Григорий Аредаков) и Эммы (Вера Феоктистова). Эти участники телешоу еще в молодости сделали себе имя, провозгласив на весь мир, что любят друг друга. С тех пор они упорно поддерживали свою легенду перед телекамерами, а, уже состарившись, охотно открыли перед Тирсом и его учеником правду, заявив, что все это время притворялись и играли в любовь исключительно ради славы и денег.

Однако в конечном итоге выработанная Бенто концепция терпит полный провал, и в обществе начинается тотальное торжество любви – причем однополой в том числе. Перед натиском чувств сдается и сам Бенто, становящийся жертвой чар собственной студентки Санди (Александра Коваленко). История даже заканчивается «хэппи-эндом» с появлением у пары впечатляющего количества не пробирочных, а самых настоящих детей.

Все счастливы. Кроме, разве что, зрителя, который, покидая театр, уносит в голове непростой ребус о том, что же он только что посмотрел, чему удивился и над чем должен поразмыслить – и должен ли вообще. Похоже, что нет, ибо такой задачи перед ним не ставили ни драматург, ни режиссер. В сюжетной коллизии все предельно просто, и очевиден посыл автора о том, что от воцарения в обществе любовных взаимоотношений мир только выиграл – и даже при всей туманности напрашивающегося ответа на вопрос «чем?», это не так уж важно.

Важнее то, что найдет для себя каждый из зрителей, кто решит придти на дебютный вечерний показ в академдраму. Ежели это будет публика, жаждущая посмотреть на «клубничку» и ради этого пожертвовавшая посещением ночного клуба, то она, скорее всего, сделает правильный выбор. Но категория эстетов, жаждущая от просмотра произведения искусства чего-то большего, нежели лицезрения обнаженных актерских тел, возможно, будет разочарована. К сожалению, увиденное, даже с учетом мелькающего на экране порно, скорее, способно вызвать у аудитории шок, нежели пробудить в ней соответствующие моменту эротические переживания.

Но даже если эксперимент с ночными сеансами пока способен поразить зрителя лишь формой, а не содержанием, назвать его неинтересным или неудачным нельзя. Как и любой эксперимент, он хорош уже тем, что заставляет задуматься. В частности, о том, в каком направлении движется современное театральное искусство.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4032013022636&oldnumber=652