"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (652) от 28.02.2013

Экология

Природа и культура

03.03.2013

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Погибнуть человек и человечество в целом могут не только биологически, вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие уничтожения культуры… Только определенный культурный уровень дает возможность сохранения природы»

Д.С. Лихачев.

Презентация небольшой книжки «Атлас-путеводитель по реке Хопер и малым рекам Саратовской области», состоявшаяся 18 января в Саратовском музее К.А. Федина, не осталось незамеченной ни в Саратове, ни за его пределами. Книжка подготовлена активистами экологического движения журналистом Саратовской областной газеты «Богатей» Юрием Чернышовым и руководителем региональной общественной организации «Союз юных экологов Саратовской области» Борисом Софинским при поддержке комитета общественных отношений и национальной политики Саратовской области на основе многолетних эколого-краеведческих водных и культурологических походов и экспедиций.

После состоявшейся презентации министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области проявило деятельный интерес к организации, не преследующей цели коммерческого туризма, целью которой является экологическое просветительство, и пообещало способствовать переизданию книжки, первоначально изданной тиражом всего в 150 экземпляров.

Презентация привлекла внимание и руководства Института культурологи и музееведения (ИКиМ) Московского Государственного университета культуры и искусства (МГУКИ), находящего в подмосковных Химках. Следствием стало приглашение автора этих строк, одного из создателей «Атласа-путеводителя…», представленного как журналиста, краеведа, путешественника, провести мастер-класс для студентов двух групп второго курса – культурологов и музееведов – на общую тему «Музейное пространство как ценностный компонент городской культуры», близкую содержанию презентованной книжки.

Эстетика руинированного пространства, или Природа и культура

Кроме того, на мастер-классе прозвучали элементы тем, близкие дисциплинам, читаемым на университетских курсах: «Локализация музейного пространства. Театральная площадь Саратова – локус музейного пространства города – уникальная историко-культурная территория (УИТ)», «Музей как дивное пространство – храм памяти, наук и муз», «Руинированное пространство – ценностный компонент городского образа жизни».

Эти темы были ранее изложены на краеведческих, культурологических и историографических конференциях. Даже по названиям видно, что одни из тем более культурологические, другие – музееведческие. Потому, учитывая разнородную аудиторию, каждая из которых со своими специфическими интересами, а также необходимость уложиться в академические полтора часа, автору «Атласа...» пришлось сделать синтез двух направлений, избрав базовым, объединяющим материалом содержание «Атласа...». Благо оно оказалось достаточно универсальным. А связующей идеей мастер-класса стал «Золотой пояс России», протянувшийся вдоль реки Хопер от усадьбы «бриллиантового князя» Александра Куракина в верховьях Хопра через Беково – с имением Устинова, затем через Зубрилово Голицыных до вотчины Нарышкиных в имении Пады и далее.

Зубрилово с его уникальной загадочной росписью в стиле гризайль в этом поясе – будто пряжка, усыпанная бриллиантами. И оно заняло достойное место в повествовании.

За время деятельности «Союза юных экологов…» выработалась не только методология проведения экспедиций, но и сложилась концепция культурологической ценности этих мероприятий и убеждение в ценности экспедиций для формирования патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине. Потому-то не только экологическое состояние водных ресурсов и прилегающих земель стали предметом внимания юных и не только юных участников походов и экспедиций. Но и осмотр культурно-исторических объектов на маршрутах экспедиций стал составной частью эколого-краеведческих экспедиций. Старинные дворцы и усадьбы с их историей, музеи – краеведческие, этнографические, школьные, завораживающие своей красотой, – стали не только удовлетворять естественное любопытство участников экспедиций всех возрастов, но и выполнять учебную и воспитательную функции.

Обилие наблюдений и последующие их обобщения заложили основу еще и музеологического, по-существу, направления в деятельности «Союза...». Публикации по тематике музейной деятельности стали появляться в краеведческих сборниках области и за ее пределами: в материалах школьных конференций и в публикациях общероссийских газет. В таких походах родился даже девиз: «Краеведение – это краелюбие».

Так движение, начинавшееся как чисто экологическое, обогатилось новой тематикой и выросло до самодеятельного, но полноценного культурологического направления. Эта сторона деятельности «Союза юных экологов Саратовской области» давно стала заметной в экологическом движении России, а затем даже стала привлекать внимание и международных экологических организаций и конференций.

Так, один из авторов «Атласа…» получил приглашение и стал участником двух международных экологических С.-Пе-тербургских Конгрессов и докладчиком на одном из них с темой «Экологическая политика и гражданское общество». Базовый тезис, использованный автором на форуме и произнесенный в иной форме на мастер-классе, возможно, явился несколько неожиданным для слушателей-культурологов, но, похоже, лег на благодатную почву. По существу, деятельность саратовского «Союза…» являет пример реализации концепции Экологии культуры, предложенной Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в такой формулировке: «Экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетней культуры. Погибнуть человек и человечество в целом могут не только биологически, вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие уничтожения культуры… Только определенный культурный уровень дает возможность сохранения природы».

И еще одна знаковая фраза из прозвучавших на Петербургском Конгрессе – ученого-эколога Е. Водолазкина, оказалась такого же свойства: «Защита природы не должна быть абстрактной, природу надо защищать не только как среду обитания, а как наш общий духовный дом. В этом суть экологии культуры».

Полезным для слушателей оказался и опыт, полученный ведущим мастер-класса во время его обучения на российско-голландских курсах на базе Псковского государственного педагогического университета. На этих весьма интенсивных курсах автор получил два педагогических сертификата (общероссийского образца и голландский) по дисциплине «Интегрированное управление водными ресурсами».

Пример отношения голландских спонсоров к формированию у слушателей социально-экологического курса культурологического отношения к водным ресурсам, сослужил хорошую службу. Как ни удивительно, но оказалось, что деятельность, наподобие той, какой занимается «Союз юных экологов», предусмотрена в программе курса и называется «Социальное управление водными ресурсами». В рамках этой концептуальной установки на курсах были запланированы обязательные учебные занятия в выходные дни. Они заключались в экскурсионных выездах в музей-заповедник А.С. Пушкина и Ганнибала, в посещении крепости Изборск – места нахождения знаменитого Труворового креста. Была предусмотрена и эколого-этнографическая поездка по Чудскому озеру с высадкой «десанта» на остров с учебно-познавательной целью. В ответ на вопрос, зачем голландцы тратят столько гульденов (в совокупности около 80 тысяч в рублевом исчислении на весь курс) на показ нам наших же культурно-исторических ценностей, не имеющих, казалось бы, прямого отношения к учебному курсу, последовал ответ голландца, почти дословно совпавший с тезисом Водолазкина: «Только определенный культурный уровень дает возможность сохранения природы»

Путеводитель культуры – сухая ветка и «мыкание мысли»

В качестве необычного «экспоната» мастер-класса явился «рояль в кустах» – сухая ветка дикой лианы с дальневосточного острова Русский – трофей, привезенный автором из экспедиции «Космопоиска» 2012 года. Ветка, скрученная в бараний рог, послужила учебным пособием для пояснения такого важного философского, культурологического и искусствоведческого термина и способа мышления, как «ризома». Этот способ мышления иногда называют образно: «мыкать мысль». Ее – ризому – оказывается можно представить как наглядное изображение весьма непростого понятия, своего рода «гуманитарного изыска». В университетской учебной практике демонстрационный эпизод показался неожиданным, но эффективным приемом не только для студентов, но и, похоже, для преподавателей. Между тем, и сам мастер-класс можно расценивать как «ризому», завиток экологии культуры.

Также своеобразным культурологическим открытием в ризомном ключе стал рисунок на обложке еще одной книги автора «Красноводск и последний колониальный поход России» (презентованной в июне 2012 года, кстати, в том же музее К.А. Федина). В предисловии к этой книге, написанном известным саратовским философом Тамарой Фокиной, отмечен ризомный характер повествования книги. Рисунок же на обложке представляет вид здания железнодорожного вокзала в восточном стиле в городе Красноводске, построенном русскими на туркменском берегу Каспийского моря (ныне Туркменбаши). И рисунок также обернулся учебным примером, особенно для культурологов.

Долгое время не имелось достоверных сведений ни о дате возведения этого уникального сооружения, ни о его архитекторе. Более чем двухлетние поиски позволили достоверно установить, что автором является Алексей Бенуа, племянник знаменитого родоначальника семейства Бенуа – архитекторов, художников, писателей. Многих Бенуа знали начинающие культурологи и музеологи. Но архитектор Алексей Бенуа совершенно выпал из наших искусствоведческих наук. Возможно, потому, что еще начинающим архитектором он уехал в Среднюю Азию и работал придворным архитектором Эмира Бухарского. Красноводский вокзал стал последним крупным творением архитектора, – в нем он повторил многие азиатские мотивы, использованные в сооружениях для эмира. В Красноводске Алексей Бенуа и скончался. Очерк об этой удивительной истории составил отдельную главу книги, став ее ризомой.

Таким, довольно причудливым – «ризомным» – образом, содержание «Атласа-путеводителя по реке Хопер и малым рекам Саратовской области» стало «путеводителем» не только по речкам, но и, отчасти, по неизведанным историческим событиям и философским понятиям. Возможно, эта особенность книжки, ее внутренняя структура и содержание, далеко превосходящее то, что обозначено заглавием, и привлекла на первичную презентацию в Саратове представителей научного мира Саратова – историков, философов, музееведов и др. А затем и внимание руководства Института культурологи и музееведения (ИКиМ).

Студенты, числом около 50 человек, судя по бурным аплодисментам, остались довольны мастер-классом. Как, похоже, и руководство института. Во всяком случае, сообщение о событии было немедленно отражено в Интернете на студенческом сайте.

Таким довольно неожиданным финишем завершилось явление на московской земле «Атласа-путеводителя по реке Хопер и малым рекам Саратовской области». Книжки, подводящей некоторые итоги деятельности «Союза юных экологов Саратовской области». Книжки нужной не только юным экологам как путеводитель, но, как оказалось, и в качестве своего рода пособия, дающего дополнительный материал для культурологических дисциплин и соответствующих специальностей. А насколько созвучной деятельности Института оказалась деятельность саратовского «Союза юных экологов», можно судить по приводимой краткой справке об институте.

Справка

Институт культурологии и музееведения – самое молодое структурное подразделение МГУКИ. В составе Института четыре кафедры с многолетними традициями подготовки специалистов в области культурологии, музейного дела и охраны памятников: кафедра теории культуры, этики и эстетики; кафедра культурологии и антропологии, кафедра истории, истории культуры и музееведения, кафедра международного культурного сотрудничества.

Миссией Института является подготовка высокопрофессиональных, современных специалистов, способных эффективно, с использованием инновационных методик и современных технологий реализовывать специальные знания и компетенции в сферах социальной культуры и художественной практики, международного культурного сотрудничества, проектирования культурной среды, музейно-выставочной работы, охраны культурного наследия, культурологического и гуманитарного образования.

Институт является детищем российской гуманитарной интеллигенции, местом научных поисков и свершений Человека гуманитарных знаний. В различных областях научной деятельности его исследовательских коллективов формируются многообразные подходы к решению современных проблем в изучении культурных процессов. …Акцент на пограничных явлениях делает в наше время культурологию наиболее перспективной и современной совокупностью социальных и гуманитарных наук – наук об обществе и человеке в прошлом и стоящем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4032013021831&oldnumber=652