"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (650) от 14.02.2013

Роскошь Общения

Doc в Саратове и во всем

Екатерина БОГДАНОВА

По приглашению академдрамы в Саратове уже давненько гостит худрук столичного театра документальной пьесы Театра. doc Михаил Угаров. Все это время вместе с артистами саратовского театра известный драматург и режиссер готовил премьеру ночного спектакля «Класс Бенто Бончева» по одноименной пьесе молодого автора Максима Курочкина. В ознаменование окончания репетиционного процесса во вторник, 12 февраля, Угаров встретился с представителями многочисленных саратовских СМИ.

Как оказалось, режиссер не только впервые посетил Саратов, но и впервые работал над выездным спектаклем. «Здесь автор приставил нож к горлу и сказал «надо», – пошутил Угаров. Заполучив такого редкого гостя, журналисты долго не хотели его отпускать – и не отпустили до тех пор, пока не расспросили Михаила Угарова о его взглядах на современное искусство и роль театра в нем, о работе над новой пьесой и многом другом.

Ответы режиссера на ворох самых разнообразных вопросов были настолько лаконичны и предельно точны, что их впору было разбирать на цитаты.

«Для меня очень важно, имеет ли современный драматический театр отношение к той реальности, в которой мы живем, или он служит отвлечением, релаксирующим искусством, призывающим зрителя углубиться в какую-то хрень, – высказал свою принципиальную позицию московский гость. – Мне не интересно работать с релаксом, над этим работает весь кинематограф, весь Голливуд. Искусство должно ставить зрителя в тупик. Это только кажется, что от этого зритель раздражается, а на самом деле ему это нравится. Шокировать можно до определенного момента, пока не наступает привычка зрителя к нарушению. Найти точку, где еще зритель реагирует, – это серьезно».

Современная драматургия, по мнению Угарова, становится слишком политизированной. Данный процесс усугубляется тем, что драматурги зачастую хватаются за те темы, осмыслить которые до конца они бывают не в состоянии. Волей-неволей театрам приходится попадать в «зону политики». Но до сих пор исключительно политического театра в России не образовалось. «Мы занимаемся фиксацией реальности, – утверждает Угаров. – И наш театр – не политический, а художественный. Современный художественный театр должен реагировать на окружающую реальность, и мы реагируем. А становиться политическим театром я даже не знаю как – в нашей стране нет традиций».

В зону политики Doc, в частности, угодил со спектаклями, посвященными группе «Pussy Riot». При этом, как рассказал Угаров, после представлений Свидетельского театра «Своими глазами» на участников непрофессионального спектакля из участников резонансного процесса в Хамовническом суде дважды «нападали» православные активисты, пытавшиеся обратить актеров в свою веру.

В репертуаре театра также имеется постановка, связанная с «законом Магнитского». И это как раз тот случай, когда художественные средства оказываются лишь жалким подобием реальности. «В действительности происходит другой спектакль, – отметил Угаров, – в котором Путин с Медведевым нас переигрывают: они судят мертвеца». По этой же причине всерьез браться за тематику «Pussy Riot» режиссер так не решился: «На суде над девушками уже происходил такой спектакль, с этой судьихой, что мне его не переиграть».

Занимающий протестную позицию, благодаря спонсорской помощи способный ощущать себя свободным, Театр. doc в корне отличается от государственного театра «Центр драматургии и режиссуры», обязанности по руководству которым также принял на себя Михаил Угаров. «Государственный театр – это наказание для тех, кто себя плохо вел, – подчеркнул режиссер. – Это верчение на одном месте». Такой театр, по словам Михаила Юрьевича, страдает от безденежья и постоянно боится взять не ту ноту в репертуаре, чтобы ненароком не урезать свое финансирование на будущий год. «Когда человек ходит на работу – это чудовищно», – подытожил Угаров, имея в виду актеров и административных работников государственного театра. Принципиально иное устройство Театра. doc, по словам режиссера, позволило ему длительно отсутствовать в Москве и «не париться» по этому поводу: «Там очень сильная маленькая команда, которая сама все разрулит».

На неоднозначные представления свободного театра, по уверениям Угарова, с удовольствием, хотя и, по возможности, тихо ходят столичные чиновники, которых весьма прельщает то обстоятельство, «что никто не кинется к ним просить денег». Кроме того, «doc» непостижимым образом привлекает к себе талантливых актеров и молодых режиссеров, которые хотели бы, но не всегда могут позволить себе работать в Москве. Под спектакли последних театр с готовностью предоставляет свою площадку. Что же касается первых, то, говоря о них, Угаров признался в своей симпатии к киноактерам, которые также приходят поработать в его театр. В качестве иллюстрации он рассказал про актрису, которая поразила всех тем, что, придя в театр, начала гладить стены. «Они как бы заново возвращаются к профессии», – заметил Михаил Юрьевич.

Саратовская премьера «Класса Бенто Бончева» с маркировкой «для взрослых» состоится на малой сцене. Но камерный формат – формат единственно близкий и понятный худруку «doc»а. «Зал на тысячу мест – это другой вид искусства», – заявил Михаил Угаров, предупредив, что никогда бы не взялся за постановку спектакля перед аудиторией свыше двухсот человек. Как известно, площадка московского Театра. doc настолько невелика, что зачастую не способна вместить всех желающих, и зрители бывают вынуждены устраиваться на ковриках на полу. И, несмотря на это, отвечая на заданный одним из журналистов вопрос, Михаил Угаров сообщил, что переезжать с труппой в другое помещение или увеличивать количество зрительных мест он не планирует: нынешнее помещение кажется ему уютным и удобным для репетиций, с царящей в нем совершенно особой атмосферой, заставляющей «подчиняться этому пространству».

В заключение, анонсируя саратовскую постановку, режиссер отметил, что спектакль будет иметь очень сложное освещение и пройдет в близкой ему манере минимализма в том, что касается оформления сцены: но, хотя зрителю и покажется, что декораций нет, на самом деле, декорации будут.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15022013201420&oldnumber=650