"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (649) от 07.02.2013

Вернисаж

От Дюссельдорфа до Саратова

Лана СОКОЛОВА

В художественном музее им. Радищева продолжается выставка «Россия – Германия: На перекрестке культур» из фондов музея. На выставке представлены живописные и графические работы, в также предметы декоративно прикладного искусства.

По словам заведующей отделом зарубежного искусства музея Татьяны Савицкой, дополнительным поводом для открытия выставки послужил «перекрестный год» Германии в России, объявленный в этом году. Очень помогло нашим музейщикам посольство ФРГ в Москве в издании замечательного каталога выставки.

Так случилось, что саратовский музей связывает с Германией много самых разных «нитей». Самое первое, пожалуй, то, что идея создания художественного музея пришла Боголюбову в немецком Дюссельдорфе, где он учился в мастерской знаменитого мастера дюссельдорфской школы Освальда Ахенбаха, пейзажиста, в творчество которого он просто влюбился, увидев его картины на одной из выставок. Это перевернуло всю его жизнь, он там познакомился с художником Александром Михелесом, который мечтал создать музей. Боголюбову понравилась эта идея, и ему тоже захотелось создать музей.

Саратов был выбран не случайно – это родина его деда – Александра Николаевича Радищева. Для музея было специально построено здание, и все мы знаем, сколь долго продолжалось строительство и сколько разных проблем было на пути открытия музея. И все же идея музея возникла, по мнению музейщиков, именно в Германии.

На протяжении многих лет музейная коллекция немецкого искусства бережно собиралась и пополнялась: Боголюбов сам покупал много произведений искусства, что-то поступало от дарителей, часть экспонатов появилась в музее в результате национализации, да и сам музей покупал произведения на всем протяжении своего существования. Выяснилось, что у нас не только много работ собственно немецкой школы, но и много художников из российских немцев, причем мастеров очень крупного уровня.

Выставка занимает три музейных зала. В первом зале представлена графика практически всех крупнейших художников, начиная от XV до XX века: Иоганн Матиас Кагер (1575–1634), Вильгельм Каульбах (1804–1874), Каспар Давид Фридрих (1774–1840).

Одна из стен в зале полностью посвящена замечательному мастеру Федору Богородскому (1895–1959), очень талантливому художнику, известному работами на темы, которые в то время были востребованы в России. В музейной экспозиции представлены работы Богородского, навеянные впечатлениями от поездки в Германию, выполненные в стиле немецкого экспрессионизма. Пожалуй, как считают музейщики, это Богородский, которого никто не знает или знает совсем мало.

В следующем зале представлены живопись и предметы декоративно-прикладного искусства XV – начала XIX веков. Самая ранняя работа – двусторонний створ нюренбергского мастера, датированный серединой XV века, поступивший в Радищевский музей из бывшего собрания князя Вяземского. По ряду причин, музейщики не смогли пометить работу таким образом, чтобы одновременно были видны обе стороны створа. Поэтому с одной стороны показан сюжет «Благовещение», а с обратной – «Рождество Богоматери». Художнику удалось насытить картину особым божественным светом, который подчеркивает торжественность, величественность события.

Музейная коллекция формируется и по сей день; например, на выставке представлен подарок от министерства культуры 2006 года «Пейзаж с охотниками».

Еще одни пример живописи XIX века – «Портрет Крылова» кисти И. Эггинка (1787–1867), такой же портрет знаменитого баснописца есть и в Русском музее. Иван Егорович Эггинк, исторический живописец и портретист, академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, будучи незаконнорожденным сыном дворянина Friedrich Dietrich von Knigge использовал псевдоним от фамилии отца, записанной справа налево von Knigge. Эггинк получил от Академии в 1834 году за портрет баснописца Ивана Крылова титул академика.

Конечно же, невозможно пройти мимо фарфора, которым так славилась Германия. В экспозицию вошли изделия мейсенской фарфоровой мануфактуры и заводов, которые работали в стиле Мейсена – одного из первых и, пожалуй, известнейших производителей фарфора в Европе. Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии Иоганном Фридрихом Беттгером (1682–1719) и ученым Эренфридом Вальтер фон Чирнхаузом (1651–1708).

Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа. Среди заказчиков фарфоровой мануфактуры Мейсен были богатейшие семьи Европы и России: Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Есть сведения, что в 1770 году в Россию было ввезено сорок процентов всего экспорта фарфора Мейсен, а в конце XVIII века на мануфактуре Мейсен даже были выделены специальные дни для производства товара для России.

В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет. Стоит ли говорить, что произведения мейсенской мануфактуры находятся в самых известных музеях мира. Наш музей также входит в их число, ведь в его коллекции насчитывается 800 предметов немецкого коллекционного фарфора.

Пивная керамика – именно немецкая керамика составила не меньшую славу Германии, чем красивый тончайший немецкий фарфор. Как признаются музейщики, эта часть немецкого прикладного искусства была не слишком изучена, и перед подготовкой выставки сотрудники, уверенные, что изделия, хранящиеся в музее, датируются XIX веком, обнаружили, что пять из работ принадлежат более раннему периоду XVII – началу XVIII веков.

Нельзя пройти мимо огромного великолепия декоративных пейзажей, ведь век XIX считался, прежде всего, веком пейзажа. В те времена считалось, что русскую природу писать не интересно – уж слишком скучна и некрасива. И зачастую живописцы предпочитали русским березкам и осинкам знойную Италию или, в крайнем случае, Францию. Впрочем, этим грешили не только русские живописцы, немцы также отдавали предпочтение итальянскому колориту.

Не останутся незамеченными посетителями выставки и замечательные работы русского художника немецкого происхождения Федора Антоновича (урожденного Отто Фридриха) Моллера – прекрасного мастера пейзажа, миниатюры и портрета. Ему прекрасно удавались образы детей, например, «Портрет ребенка», в котором подчеркивается непосредственность и индивидуальность маленького человечка. Таких его работ немного. Известен его портрет Гоголя, с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. С некоторым сожалением Татьяна Савицкая говорит о том, что в 60-е годы радищевцы отдали еще один замечательный портрет кисти Моллера в Самару, где он, несомненно, стал украшением экспозиции.

Значимое имя в русском искусстве – Петр Карлович Клодт. Для нас он русский, хотя и принадлежит к баронской семье Клодт фон Юргенсбург. С именем Клодта связаны и Аничков мост, и кони Нарвских ворот. В Радищевском музее хранится одна из его скульптур, но, по словам Татьяны Савицкой, по техническим причинам на этой выставке она не может быть показана, а вот прекрасную работу «На водопое» музейщики демонстрируют с удовольствием.

И, пожалуй, работы самого основателя музея – Николая Боголюбова, который во всех немецких изданиях характеризуется как русский представитель дюссельдорфской школы. Это три работы с видами Германии, мастерские и поэтичные.

В экспозиции представлены также и работы еще одного немца – Тимофея Андреевича Неффа (при рождении Тимолеон Карл фон Нефф). Фигуры весьма знаменитой и значительной – хранителя императорского Эрмитажа, профессора многих академий, в том числе в Дрездене и Риме. Его кисти принадлежат замечательные жанровые сценки, в основе которых были женские портреты, в которых талант Неффа сказался ярче всего: грациозные по постановке фигур, приятные по краскам.

Собственно о выставке рассказывать можно много и долго. Каждый экспонат уникален и заслуживает отдельного рассказа, а потому стоит последовать пословице о том, что лучше один раз увидеть. Ведь произведение искусства, будь то картина или фарфоровая статуэтка, рождает у каждого только ему присущие ассоциации и эмоции.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10022013151517&oldnumber=649